Введение
Глава 1 Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за доведение до самоубийства
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика доведения до самоубийства
Глава 3 Вопросы отграничения их от смежных преступлений
Заключение
Решение задачи
Анализ нормы ч. 1 ст. 181 УК Республики Беларусь (торговля людьми
Список использованных источников


Введение В отечественной уголовно-правовой науке в последние годы наметились позитивные тенденции расширения проблематики исследований, касающихся реализации государственной политики противодействия преступным проявлениям, связанным с посягательством на жизнь и здоровье человека. Среди преступлений данной категории особое место занимает такое преступление, как доведение до самоубийства.
Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем суицидов 27,5 случаев на 100 тысяч населения. Уровень суицидов, несмотря на наличие тенденции к его снижению, остается высоким и значительно превышает среднемировой – 16 случаев на 100 тысяч населения и среднеевропейский – 17,5 случаев на 100 тысяч населения.
В настоящее время по многим фактам самоубийств ярко прослеживается криминальная составляющая. Суицидальное поведение представляет собой актуальную этическую, моральную, социальную, медицинскую и юридическую проблему. Ежегодно самоубийства совершают от 873 тысяч до 1 миллиона человек во всем мире, включая 163 тысячи в Европейском регионе [1, с. 146].
Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире, а в возрастном диапазоне 15-35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий [2, с. 305].
В действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь предусмотрено две специальные нормы, которые устанавливают ответственность за общественно опасные деяния, инспирирующие суицид или попытку суицида: доведение до самоубийства (ст. 145) и склонение к самоубийству (ст. 146) [3].
Уголовно-правовая наука напрямую имеет отношение лишь к тем случаям суицида, в которых на принятие решения о лишении себя жизни определенное влияние оказали воля и действие другого человека. Такое касательство А. Н. Красиков называет «причастностью к самоубийству» («причастный» – «имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь») [4, с. 65].
[...]
Глава 1 Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за доведение до самоубийства
Уголовно-правовые нормы, охраняющие жизнь человека, являются самыми значимыми, по сравнению с теми, которые охраняют другие конституционные права и свободы, что еще раз подтверждает, что охрана жизни человека как высшей ценности общества – это первостепенная и важнейшая задача уголовного права [5, ст. 2].
Понятие «самоубийство» (или говоря иначе «суицид») происходит от латинского слова «sui caeder», что означает «убивать себя».
Для того чтобы наиболее подробно изучить вопрос, связанный с ответственностью за доведение до самоубийства, необходимо обратиться к истории уголовного законодательства. Для истории уголовно-правового законодательства характерно наличие тесной связи с рядом экономических и политических процессов, происходящих в государстве в определенное время.
Самоубийства совершались еще со времен объединения людей в группы, но рассматривались они как акт самопожертвования. Не редкость, когда в процессе охоты один из членов племени добровольно притягивал к себе внимание стада животных, чтобы направить их по направлению к подготовленной ловушке. Шансы на выживание при этом был небольшим, стадо обычно растаптывало охотника. Единственной наградой дня охотника (а это, как правило, были мужчины) служило позитивное самовосприятие.
В ранних обществах некоторых членов племени заставляли совершать самоубийства с ритуальной целью. Самоубийство при этом расценивалось в контексте различных магических убеждений как способ влияния на ход естественных событий, предотвращения гибельных явлений (голода, засухи, природных катастроф). Иногда предполагалась возможность контроля над судьбой самоубийц в потустороннем мире. Самоубийства часто совершались женами после смерти их мужей как выражение верности и долга своим мужчинам. Последнее явление сохранялась в некоторых обществах очень долго, например, в Индии и Японии [6, с. 75].
[...]
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика доведения до самоубийства
В соответствии с частью 1 статьи 145 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовно наказуемым является доведение лица до самоубийства или покушения на самоубийство путем угрозы применения насилия к нему или его близким, уничтожения, повреждения или изъятия их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства.
В свою очередь, частью 2 статьи 145 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовная ответственность установлена за то же деяние, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного, либо двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо группой лиц по предварительному сговору [3].
В уголовно-правовой теории общепризнанным является тот факт, что состав преступного деяния представляет собой наличие совокупности установленных положениями уголовного законодательства объективных и субъективных признаков, которые характеризуют существование общественно опасного деяния как конкретного преступления. В состав преступного деяния входят четыре элемента, а именно: объект, объективная сторона субъект, субъективная сторона.
В качестве объекта преступления выступает то, на что нацелено посягательство, чему причиняется или возможно причинить вред при совершении преступления [11, с. 204].
Вопрос об объекте доведения до самоубийства в научной литературе детально не анализируется, поскольку само собой разумеющимся считается положение, согласно которому таковым является жизнь другого человека. Уверенность в данном заключении исследователям придает, во-первых, место расположения статьи 145 Уголовного кодекса Республики Беларусь в главе о преступлениях против жизни человека, а, во-вторых, наличие в числе обязательных признаков состава рассматриваемого преступления причинение смерти или покушения на ее причинение.
[...]
Глава 3 Вопросы отграничения их от смежных преступлений В современном обществе актуальной остаётся проблема юридической квалификации действий субъектов, связанных с самоубийствами, поскольку не всегда суицид представляет собой результат самостоятельного решения пострадавшего. В определенных ситуациях он может быть следствием противоправного поведения других лиц, что приводит к негативным последствиям. Кроме того, существуют случаи использования методов лишения жизни другого человека, при которых убийство маскируется под суицид.
Термин «самоубийство», используемый в некоторых нормах действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь, не совсем удачен. Его составные части противоречат юридическому понятию убийства, которое, согласно статье 139 УК, означает умышленное противоправное лишение жизни другого человека. В суицидологии для описания намеренного лишения человеком своей жизни обычно используют термины «суицид» или «суицидальная попытка».
В настоящее время особую важность приобретает проблема оценки деяний других лиц в контексте уголовного права, связанных с суицидом. В некоторых случаях суицид может быть следствием предшествующего социально опасного поведения других лиц, направленного на суицид. Кроме того, существуют случаи использования хитрых и коварных методов лишения жизни другого человека, при которых сам факт убийства внешне маскируется под другое событие, например, под суицид. Такие деяния подпадают под юрисдикцию уголовного законодательства.
В действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь существуют две специальные нормы, которые «определяют ответственность за общественно опасные действия, стимулирующие суицид или попытку суицида: доведение до самоубийства (ст. 145 УК Республики Беларусь) и склонение к самоубийству (ст. 146 УК Республики Беларусь)» [3].
[...]
ЗаключениеНа основании изложенной уголовно-правовой характеристики, можно сделать следующие выводы.
1. Доведение до самоубийства в силу очевидности общественной опасности давно уже известно уголовному законодательству не только Республики Беларусь, но и многих других стран. Доведение до самоубийства выделяется как самостоятельный состав преступления и как разновидность тяжких последствий в ряде составов преступлений. Остальные названные деяния, образующие причастность к самоубийству, в Беларуси не криминализированы, хотя, на наш взгляд, представляют повышенную общественную опасность. В праве зарубежных стран под действие уголовного закона также подпадает подстрекательство, помощь, содействие самоубийству.
2. В рамках исследования доведения до самоубийства были подробно изучены и рассмотрены все элементы составов данного преступления: объект, объективная сторона субъект, субъективная сторона.
В качестве непосредственного объекта доведения до самоубийства как вида преступлений против жизни является жизнь другого человека.
Доведение до самоубийства выражается в угрозе применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожении, повреждении или изъятии их имущества, распространении клеветнических или оглашении иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, жестоком обращении с потерпевшим или систематическом унижении его личного достоинства.
Субъектом доведения до самоубийства является вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.
Субъективная сторона доведения до самоубийства характеризуется неосторожной либо умышленной формой вины в виде косвенного умысла.
3. Уголовная ответственность представляет собой осуждение от имени государства по приговору суда лица, совершившего преступление, и применение к нему на основе осуждения наказания или иных мер уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом.
[...]
Решение задачи
В рассматриваемой ситуации в Действиях Тарасовой усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 152 УК Республики Беларусь.
Как следует из ч. 2 ст. 34 УК Республики Беларусь не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, собственности, жилища, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
При этом в ч. 3 ст. 34 УК указывается, что превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение.
[...]
1. Круг, Э. Г. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга [и др.] / Пер. с англ. – Москва : Издательство «Весь Мир», 2020. – 376 с.
2. Ласый, Е. В. Проблема профилактики самоубийств в Республике Беларусь / Е. В. Ласый // Управление здравоохранением и обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь: материалы науч.- практ. конф. (Минск, 28 июня 2007 года). – Минск, 2019. – С. 305-309.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 года, № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. Закона Республики Беларусь от 9 марта 2023 г. / ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь // Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2024.
4. Красиков, А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России / А. Н. Красиков // Законность. – 1997. – № 2. – С. 65-69.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 4 марта 2022 г.). – Минск, 2024.
6. Короленко, Ц. П. История самоубийств: анализ концепций / Ц. П. Короленко // Научные исследования. – 2014. – № 5. – С. 75-78.
7. Лукашев, А. И. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий / А. И. Лукашев, Э. А. Саркисова. – Минск : Тесей, 2000. – 672 с.
8. Бриллиантов, А. В. О некоторых проблемах квалификации убийства / А. В. Бриллиантов // Российский следователь. – 2000. – № 4. – С. 22-24.
9. Козочкин, И. Д. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части учебник / Н. Голованова, В. Еремин, М. Игнатова [и др.]; под ред. И.Д. Козочкина. – Москва : Волтерс клувер, 2010. – 1056 с.
10. Капинус, О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление:уголовно-правовые проблемы: автореф. Дис. … канд. Юрид. наук: 12.00.08 / О. С. Капинус. – Москва, 2006. – 58 с.
11. Тяжкова, И. М. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. – Москва : ИДК «Зерцало-М», 2012. – 554 с.
12. Уколова, Ю. Своеобразие объекта посягательства в преступлении, связанном с самоубийством потерпевшего / Ю. Уколова // Мировой судья. – 2007. – № 11. – С. 23-27.
13. Аюпов, В. Ш. К вопросу об объекте доведения до самоубийства / В. Ш. Аюпов // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 363. – С. 123-126.
14. Лукашов, А. Н. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А. Н. Лукашов, С. Е. Данилюк, Э. Ф. Мичулис [и др.]; под общ. ред. А. Н. Лукашова. – Минск : Тесей, 2001. – 808 с.
15. Чучаев, А. И. Уголовное право. Особенная часть: учебник для бакалавров / [Ю. В. Грачева и др.]; под ред. А. И. Чучаева. – Москва : Проспект, 2013. – 511 с.
16. Разгильдиев, Б. Т. Российское уголовное право. Общая часть [Текст]:учебно-методическое пособие / под ред. Б. Т. Разгильдиева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»,2010. – 179 с.
17. Бриллиантов, А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / А. В. Бриллиантов. – Москва : Проспект, 2015. – 612 с.
18. Ахраменка, Н. Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебное пособие / Н. Ф. Ахраменка, Н. А. Бабий, В. В. Борода [и др.]; под ред. Н. А. Бабия и И. О. Грунтова. – Минск : Новое знание, 2002. – 912 с.
19. Ребеко, Н. В. Охрана жизни и право на смерть: Уголовное право / Н. В. Ребеко // Промышленно-торговое право. 2002. – № 2. – С. 76-151.
20. Саркисова, Э. А. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие для студентов вузов / Э. А. Саркисова. – Минск: Тессей, 2005 . – 592 с.
21. Ахраменка, Н. Ф. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка, Н. А. Бабий, А. В. Барков и др.; Под общ. ред. А. В. Баркова. – Минск: Тесей, 2003. – 1200 с.
22. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 1064 с.
23. Хатуев, В. Б. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство по законодательству зарубежных государств / В. Б. Хатуев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2021. – Т. 17. – № 3. – С. 50-69.
24. Борзенков, Г. Н. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 3. / Г. Н Борзенков, В. С. Комиссарова. – Москва: Зерцало-М, 2002. – 468 с.
25. Синица, И. М. Уголовное право. Особенная часть. / И. М. Синица. – Гомель: УО «ГГУ им. Фр. Скорины», 2015. – 216 с.
26. Черный, А. В. Доведение до самоубийства: сравнительный анализ УК РФ и УК Республики Беларусь / А. В. Черный, О. Д. Ерохова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2016. – № 8. – С. 56-58.
27. Кивель, В. Н. Уголовное право: Особенная часть / В. Н. Кивель [и др.]; под ред. В. Н. Кивеля. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 319 с.