Введение
1 Проблема буллинга в психологии
1.1 Понятие и виды буллинга
1.2 Факторы, влияющие на возникновение буллинга
2 Буллинг в подростковой среде
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Особенности проявления буллинга в подростковой среде
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Буллинг имеет серьезные последствия для общественного здравоохранения из-за его высокой распространенности во всем мире и разрушительного воздействия на физическое и психическое здоровье. Буллинг неразрывно связан с областью психического здоровья, поскольку он является одновременно причиной и симптомом многих психосоциальных проблем. Преступники и жертвы издевательств сообщают о чувстве серьезной депрессии и суицидальных мыслях, хотя жертвы значительно чаще испытывают депрессию. Жертвы буллинга имеют низкую успеваемость и плохую эмоциональную адаптацию. Поэтому важно глубже понять факторы, способствующие возникновению и поддержанию буллинга.
Буллинг особенно распространён в подростковой среде. Высокий уровень агрессии в подростковом возрасте является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности. Жертвы буллинга испытывают трудности социализации, снижается мотивация к обучению, в связи с чем они ищут решения проблем в различных видах и формах девиантного поведения. Эти последствия приведут к стойким личностным изменениям, заблокируют способности подростка реализовать себя в настоящем времени и сказываются на поведении в будущем.
Сегодня признается, что буллинг как агрессивное поведение по отношению к другим является результатом биологических, психологических и социальных факторов, таких как генетическая предрасположенность, черты личности и события детства. Большая роль отводиться личностным особенностям участников буллинга.
[...]
1 Проблема буллинга в психологии
1.1 Понятие и виды буллинга
Начало исследований феномена буллинга положили скандинавские ученые (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд и др.). Так, Э. Роланд под буллингом понимал «длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации» [13, с. 125].
В работе Д. Олвеус буллинг рассматривается как набор агрессивного поведения, систематического злоупотребления властью и формы оскорбления сверстников, включающих три основных элемента, а именно повторение, причинение вреда и дисбаланс власти. Так, индивид считается жертвой издевательств, когда и, если он постоянно и неоднократно подвергался вредному или негативному поведению, совершаемому другим человеком или несколькими другими людьми, не имея возможности защитить себя. Дисбаланс сил, существующий между людьми, скорее всего, нанесет вред более слабому человеку [13, с. 126].
Дж. Ванг установил, что что жертвы издевательств могут столкнуться с проблемами, связанными со здоровьем, психическим благополучием и успеваемостью. Они чаще испытывают депрессию, тревогу и низкую самооценку по сравнению с лицами, которые не были жертвами травли. Кроме того, депрессия, тревога и низкая самооценка являются предшественниками издевательств, а не только их последствиями. Поэтому школьники-подростки, вовлеченные в буллинг, чаще испытывают депрессию, тревогу и низкую самооценку по сравнению со своими сверстниками [14, с. 16].
[...]
2 Буллинг в подростковой среде
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст принято рассматривать как период жизни человека от детства до юности, который охватывает границы от 11-12 до 14-15 лет. На данном этапе подросток сталкивается с возрастными задачами и жизненным трудностями, переживает внутренние конфликты, выстраивает систему отношений, познает самого себя, формирует самооценку, приобретает чувство взрослости [10, с. 216].
Развитие личности подростка происходит на фоне возрастного кризиса, сопровождается активным развитием самосознания, ростом рефлексии, желанием контролировать свою жизнь и ощущать уверенность в себе и своих возможностях. На данном этапе появляются новые мотивы, личные увлечения, более широкие интересы, так как активно развивается рефлексия. Все подростки стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку, что приводит к внешней и внутренней перестройке [10, с. 217].
Период подросткового возраста происходят быстрые и серьезные преобразования в развитии поведения. Развитие самосознания обусловливает качественные изменения мотивов – их характеризует устойчивость, а большое количество интересов становятся стойкими увлечениями. В процессе взросления подросток решает ряд специфических проблем, связанных с его развитием: принятие своего тела и внешнего вида; усвоение специфики взрослого полоролевого поведения; формирование эмоциональной автономности от взрослых, прежде всего родителей; выбор будущей профессии; формирование социально-ответственного поведения, системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения в системе отношений [18, с. 81].
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что буллинг – это совокупность агрессивного поведения, систематического злоупотребления властью и формы оскорбления сверстников, включающих три основных элемента: повторение, причинение вреда и дисбаланс власти. Буллинг может проявлять в физической, словесной, сексуальной и психологической форме. Буллинг как агрессивное поведение по отношению к другим является результатом биологических, психологических и социальных факторов, таких как генетическая предрасположенность, черты личности и события детства. В качестве основных факторов, провоцирующих буллинг среди учащихся, могут выступать: традиции образовательной среды, опыт насилия или наблюдения, социальное обучение, психологические особенности.
Все факторы, влияющие на возникновение буллинга, можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся: реально существующие обстоятельства, связанные с условиями жизни субъекта, принадлежностью к определенной социальной группе, образовательной средой, семейным воспитанием. К внутренний факторам буллинга относятся индивидуальные особенности личности, актуальные потребности, связанные с возрастными характеристиками.
Развитие личности подростка происходит на фоне возрастного кризиса, сопровождается активным развитием самосознания и рефлексии, доминированием потребности в общении и аффилиации, снижением интереса к учебной деятельности, ростом потребности в независимости. Психологической особенностью подростков называют ориентацию на нормы поведения, которое протекает в его референтной группе. подростковый возраст принято считать уязвимым для возникновения отклоняющегося поведения, так как для подростков характерны: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность и импульсивность, склонность к рискованному поведению, акцентуации характера, личностная
[...]
1. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А Бочавер, К. Д. Хломов // Психология: журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 149-159.
2. Бутенко, В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В. Н. Бутенко // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015. –№ 3 (33). – С. 138-143.
3. Волкова, Е.Н. Подростковый буллинг: результаты теоретических и эмпирических исследований / Е.Н. Волкова. - Нижний Новгород: Минин. ун-т, 2017. - 94 с.
4. Золотухина, О.С. Кибербуллинг как социально-педагогическая проблема / О.С. Золотухина // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 2-1. С. 41-43.
5. Колодезникова, М. В. Кибербуллинг и его психологические последствия / М.В. Колодезникрва // The Scientific Heritage. –2020. - № 56-5(56). - С. 52-54.
6. Кривцова, С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С. В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015. – Т. 2, № 3. – С. 52-59.
7. Макарова, Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е.А. Макарова // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 3. - С. 293-311.
8. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
9. Мозговая, Г.П. Кибербуллинг как девиантная форма поведения подростков - представителей молодежных субкультур / Г.П. Мозговая // Педиатрия. Восточная Европа. 2022. Т. 10, № 1. С. 136-144.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. / М.: Академия, 2008. - 456 с.
11. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т. В. Ничишина. - Минск : Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
12. Норкина, Е.Г. Психологическое сопровождение жертв школьного кибербуллинга / Е.Г. Норкина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. - Евпатория: «Издательство Типография «Ариал», 2018. - С. 161-167.
13. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.
14. Сафронова, М. В. Проблема профилактики буллинга в школьной среде / М. В. Сафронова // Ученые записки СПбГИПСР. – 2015. – Выпуск 2. – С. 14-18.
15. Соловьев, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев // Науковедение. – 2014. – № 3. – С. 155-162.
16. Фоминых, Е. С. Психологические механизмы виктимности / Е. С. Фоминых // Концепт. – 2014. – № 5. – С. 1–7.
17. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. - Минск: РИВШ, 2011. - 250 с.
18. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 160 с.
19. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
20. Ямилева, Д. В. Деструктивное рискованное поведение: особенности и профилактика / Д. В. Ямилева // Правовестник. – 2019. – № 3(14). – С. 48-51.