Введение
В эпоху информационного общества отмечается рост использования сведений о конкретном лице, например, в оперативно-розыскной деятельности, финансовой и налоговой отраслях, сфере пенсионного, социального, медицинского страхования, трудовых отношениях и других областях общественной жизни. Столь широкое использование персональных данных может создавать угрозу нарушений прав человека, следовательно, необходимо учитывать фундаментальное право каждого гражданина, предусмотренное ст. 28 Конституции Республики Беларусь, на защиту от вмешательства в его личную жизнь [16]. Некоторые исследователи отмечают, что охрана персональных данных также связана с такими конституционными правами человека, как право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища. Названные права образуют собой конституционно-правовые рамки защиты персональных данных. В связи с этим все более актуальным становится вопрос о совершенствовании правового регулирования сбора, обработки, распространения, предоставления, удаления, обезличивания, трансграничной передачи, блокирования и оборота персональных данных.
До 14 мая 2021 года в Республике Беларусь отсутствовало комплексное регулирование вопросов, касающихся защиты персональных данных. Однако переняв опыт Европейского Союза и Российской Федерации, Республика Беларусь приняла Закон о защите персональных данных, который в корне меняет правила и порядок работы с персональными данными в нашей стране.
Настоящий нормативный правовой акт, вступивший в силу 15 ноября 2021 года, регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных при их обработке, осуществляемой как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации, если при этом обеспечиваются поиск персональных данных и (или) доступ к ним по определенным критериям (картотеки, списки, базы данных, журналы и другое) [22].
[...]
Глава 1 Общая характеристика личных тайн, охраняемых законом. Нормативное правовое регулирование защиты персональных данных
Информационная составляющая, реализуя коммуникационную функцию, является необходимым компонентом любых общественных отношений. Конституция Республики Беларусь гарантирует ее гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав. В статье 28 Конституции также гарантируется неприкосновенность личной жизни. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство [16].
Основу политики в отношении персональных данных составляют Закон Республики Беларусь 21.06.2008 г. № 418-З «О регистре населения» [23], Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [24], Закон Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения» [21].
[...]
Глава 2 Анализ зарубежного законодательства о защите персональных данных
В Европе лидером в сфере правового регулирования персональных данных является Германия. Первый в Германии закон о защите персональных данных был принят в земле Гессен в 1970 году [25]. До этого подобных законов нигде в мире не было. За ним последовало принятие в 1977 году Федерального закона о защите персональных данных, который в 1990 году был пересмотрен. Главная цель этого закона – «защищать индивидуума от посягательств на неприкосновенность его частной жизни (Persnlichkeitsrecht) путем манипулирования его персональными данными» [18]. Закон применяется к сбору, обработке и использованию персональных данных, собираемых государственными и федеральными агентствами (при отсутствии государственных регулирующих механизмов) и неправительственными организациями, если они обрабатывают и используют персональные данные в коммерческих или профессиональных целях. В 2006 году Берлинский комиссар по защите персональных данных достиг соглашения с Citibank об использовании RailwayCards в том же качестве, в котором используются кредитные карты Visa.
Недавно было принято несколько законов о неприкосновенности коммуникаций. Постановление о защите персональных данных, передаваемых по телекоммуникационным каналам, принятое в 1996 году, защищает неприкосновенность соответствующей информации. Закон об информационных и коммуникационных (мультимедиа) услугах устанавливает механизмы защиты информации, передаваемой по компьютерным сетям. Этим же законом определяются требования, предъявляемые к цифровым подписям [26].
Соединенное Королевство не имеет собственного текста конституции. В 1998 году британский парламент утвердил Акт о правах человека, который вступил в силу в октябре 2000 года [26].
[...]
Глава 3 Организационно-правовые меры защиты персональных данных, анализ и классификация
Согласно Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано. Тем самым обширный круг данных может подпадать под категорию персональных.
Также Законом введено понятие «оператора» и «уполномоченного лица», которые несколько схожи с концепцией data controller и data processor в GDPR. Так, оператор самостоятельно организует или осуществляет обработку персональных данных, а уполномоченное лицо обрабатывает их от имени или в интересах оператора, например, на основании договора с ним [6, c. 65].
Ключевое основание для обработки персональных данных – согласие субъекта персональных данных. Закон устанавливает определенные критерии, без которых согласие не будет являться надлежащим. В частности, согласие должно быть информированным, то есть перед дачей согласия субъекту персональных данных должна быть предоставлена следующая информация:
- название и местонахождение оператора;
- цель обработки;
- перечень персональных данных;
- срок, на который дается согласие;
- информация об уполномоченных третьих лицах;
- перечень действий с персональными данными;
- иная информация для «прозрачности» процесса обработки персональных данных.
[...]
Глава 4 Роль органов внутренних дел Республики Беларусь по защите персональных данных
Органы внутренних дел представляют собой государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами [25].
Основными задачами органа внутренних дел являются:
– защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (если ниже не указано иное, граждан) от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечивать безопасность их личности и имущества, а также защищать права и законные интересы организаций от преступных и иных противоправных нарушений в соответствии с полномочиями органов внутренних дел;
– защита общественных и национальных интересов от преступных и других незаконных нарушений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
– защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
– профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
– розыск пропавших без вести обвиняемых, лиц, скрывающихся в учреждениях, осуществляющих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от тюремного заключения или других мер уголовной ответственности, пропавших без вести и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством, лиц, которые были признаны виновными в совершении преступлений, и лиц.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Ранее в законодательстве Республики Беларусь были определены лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В белорусских законодательных актах не содержалось положений, которые включали бы все принципы защиты персональных данных.
Принятие Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных» поспособствовало обеспечению надлежащего уровня защиты персональных данных в государстве и развитию бизнеса, торгово-экономических отношений Республики Беларусь с другими государствами.
Закон направлен на регламентирование отношений, сопряженных с защитой персональных данных при их обработке, осуществляемой: с использованием средств автоматизации; без использования средств автоматизации, если при этом обеспечиваются поиск персональных данных и (или) доступ к ним по определенным критериям (картотеки, списки, базы данных, журналы и другое).
Важную роль в регулировании персональных данных в сфере административных правонарушений сыграл новый кодекс об административных правонарушениях.
В статье 23.7 КоАП Республики Беларуси предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 200 базовых величин. Она может наступить за незаконный сбор, обработку, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных; умышленное незаконное распространение персональных данных, а также несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных.
[...]
1. Борисова, С.А. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты / С.А. Борисова // Трудовое право. – 2016. – № 11. – С. 30–36.
2. Бундин, М.В. Неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных / М.В. Бундин // Инновации в государстве и праве России. – 2015. –№ 1. – С. 277-284.
3. Важорова, М.А. Проблемы совершенствования системы обеспечения защиты персональных данных / М.А. Важорова // Актуальные вопросы российского права и проблемы правоприменения в условиях современности. – 2019. – №1. – С. 38-40.
4. Вельдер, И.А. Практика защиты персональных данных в странах Европейского Союза: роль национальных административных и судебных органов / И.А. Вельдер // Интеллектуальная собственность и ее исследователь. – 2017. – №3. – С. 171-178.
5. Веселова, А.Б. Защита персональных данных работников / А.Б. Веселова // Трудовые споры. – 2016. – № 10. – С. 33-46.
6. Ветров Д.М. Защита персональных данных и защита информации на предприятии. Некоторые спорные вопросы применения / Проблемы права. 2018, № 1. С. 114-121.
7. Волчинская, Е.К. Законодательство о защите персональных данных: проблемы и решения / Е.К. Волчинская // Информационное право. 2016. – № 1 (4). –С. 11-16.
8. Выскребцев, Б.С. Проблема реализации права работника на защиту персональных данных / Б.С. Выскребцев // Проблемы современного российского права. – 2017. – №6. – С. 69-71.
9. Гаврюшина, Н.И. Проблемы правовой защиты персональных данных / Н.И. Гаврюшина // Актуальные вопросы современного российского права. – 2015. – № 1. – С. 158-161.
10. Ганижев, А.Я. Формирование информационного права и его влияние на защиту персональных данных работника / А.Я. Ганижев // Эффективность правового регулирования общественных отношений в России. – 2018. – №2. – С. 120-122.
11. Горев, А.И. Защита прав субъектов персональных данных в информационном обществе / А.И. Горев // Международные юридические чтения. – 2017. – № 2. – С. 117-122.
12. Гришина, Е.П. Перспективы формирования организационно-правового режима защиты персональных данных на основе международных стандартов в деятельности кадровых служб органов федеральной таможенной службы / Е.П. Гришина // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза. – 2019. – №1. – С. 131-135.
13. Гуляева, Е.Е. Международно-правовые проблемы защиты персональных данных / Е.Е. Гуляева // Актуальные проблемы современного международного права. – 2018. – №2. – С. 110-117.
14. Идрисов, И.Д. Правовое регулирование защиты и обработки персональных данных в электронной коммерции / И.Д. Идрисов // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. – 2018. – № 1. – С. 180-184.
15. Кадацкая, Т.А. Защита персональных данных как одна из составляющих информационной безопасности граждан / Т.А. Кадацкая // Современный мир: безопасность и права человека. – 2016. – №2. – С. 135-139.
16. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, выносимыми на референдум. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 60 с.
17. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
18. Кочева, О. Новые угрозы и защита приватности в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: http://www.privacy.hro.org.
19. Крушина, А.С. Право на защиту персональных данных / А.С. Крушина // Современные проблемы юридической науки. – 2019. – № 1. –С. 289-290.
20. Молчанов, С. Необходимость защиты персональных данных в электронных источниках информации [Электронный ресурс] – 2024. – Режим доступа: http://www.podolsk.biz.ru.
21. О переписи населения [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2006 г., № 144-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17. 07. 2006 № 2/1241 // Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
22. О защите персональных данных [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 7 мая 2021 г. № 99-З // Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
23. О регистре населения [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 418-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 октября 2022 г. № 209-З // ЭТАЛОН. Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
24. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 455-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 октября 2022 г. № 209-З // ЭТАЛОН. Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
25. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 19 мая 2022 г. № 171-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
26. Савинцева, М. Правовая защита персональной информации граждан в России [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru.