Введение
1 Теоретические аспекты использования средств предметной наглядности в обучении изобразительному искусству учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Дидактические особенности использования средств предметной наглядности на уроках по изобразительному искусству
2 Подходы к формированию умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Основные методы и приёмы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
2.2 Методические рекомендации по использованию средств предметной наглядности в формировании навыков изобразительной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по формированию умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности на коррекционных занятиях.
Педагогу необходимо четко представлять основные причины и механизмы затруднений в учебной деятельности у каждого ученика и на основании этого использовать соответствующие приемы коррекционно-развивающей работы, как на уроке, так и на коррекционных занятиях по развитию изобразительных способностей.
При достаточной разработке приёмов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, формирования связной речи и сенсомоторной сферы проблема формирования умений учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной.
Изобразительная деятельность является самым распространенным видом детского творчества, предоставляющим возможность самовыражения, способом познания окружающего мира, отражающим эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Основной задачей преподавания изобразительного искусства является развитие творческого потенциала личности, обогащения эмоциональной сферы школьников через знания и практическую изобразительную деятельность. Однако, изобразительная деятельность также может служить средством развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Решение вопросов творческого развития учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью является длительным и кропотливым процессом, который реализуется как в рамках основных занятий, так и режимной деятельности. В процессе изобразительной и декоративной деятельности ребенок приобретает совершенно новые знания о окружающем мире, начинает осмысливать качество тех или предметов, овладевает изобразительными навыками и умениями. Развитие творческих и художественных особенностей представляет собой важное направление в рамках современных педагогических процессов. На современном этапе развития педагогики возникает необходимость в том, чтобы по-иному взглянуть на процессы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
[...]
1 Теоретические аспекты использования предметной наглядности в обучении изобразительному искусству учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Термин «интеллектуальная недостаточность» в коррекционной педагогике относится к постоянному снижению познавательной активности детей, возникшей на основе органического поражения центральной нервной системы. Степень повреждения центральной нервной системы может варьироваться по степени тяжести, месту и времени появления. Другими словами, этиология патологического развития может быть очень разнообразной, что, в свою очередь, обуславливает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития учащегося с интеллектуальной недостаточностью.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного и личностного воспитания и развития детей.
По мнению Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой, «изобразительная деятельность относится к типичным видам детской деятельности и в дошкольном возрасте занимает ведущее место наряду с игровой деятельностью; изобразительная деятельность имеет синтетический характер и выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти» [1, с. 54].
Актуальность исследования состоит в том, что рисование, являясь одним из видов изобразительной деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Неслучайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействиями, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени интеллектуальной недостаточности.
[...]
2 Подходы к формированию умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Основные методы и приёмы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
Для формирования умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью авторами-исследователями (С.Е. Гайдукевич, В.Г. Петрова) предложен комплекс упражнений, необходимый для развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства.
Рисование по точкам. Такое занятие как рисование по точкам называется графомоторикой и развивают очень много навыков и умений. Ими наделены прописи. Там есть картинки, которые нужно рисовать и многое другое. Задание звучит как «соедини точки и получи рисунок» либо просто «соедини». Прописи – это печатные тетради. Обучение начинается с того, что ребенок обводит печатные прямые линии, буквы, учится рисовать простые рисунки.
По мнению автора В.Г. Петрова: рисование по точкам – замечательное средство подготовки руки к письму. Освоение печатных и прописных букв, красивый почерк зависят от многих факторов, а в частности от правильного владения карандашом, достаточного нажима и способности проводить различные линии, не отрывая карандаш от бумаги. Точки и пунктирные линии помогают ребенку в ориентировке в момент рисования, помогают удерживать цель выполняемого задания, позволяют менять скорость рисования линий, формируют представления о продолжительности и изменяемости линии. Рисование по точкам помогает развивать мелкую моторику рук, способствует развитию глазомера. Ко всему прочему, рисование по точкам для детей будет прекрасным способом развития образного и пространственного мышления, воображения и фантазии [19, с. 54]. А еще рисование по точкам способствует развитию речи: нарисованную картинку ребенок обязательно покажет родителям, объяснит, что у него получилось нарисовать – такое общение идет ребенку исключительно на пользу. Когда ребенок научится рисовать по точкам линии, можно перейти к рисованию фигур, а затем и животных, героев мультфильмов и сказок и другое. А это, в свою очередь, поспособствует созданию прочной основы для овладения письмом.
[...]
Заключение
Термин «интеллектуальная недостаточность» в коррекционной педагогике относится к постоянному снижению познавательной активности детей, возникшей на основе органического поражения центральной нервной системы. Своеобразие изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в значительной мере объясняется недоразвитием их сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности. Многие недостатки обусловлены нарушением моторики, задержкой в развитии зрительно-двигательной координации, быстрой утомляемостью, пониженной активностью, недостаточной целенаправленностью.
Анализ литературных источников показал, что игры с художественным содержанием с использованием средств предметной наглядности оказывают благотворное влияние на процессы развития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью изобразительных способностей. Мы видим, что основными задачами в процессе решения данных вопросов является повышение уровня развития показателей оценки творческого и изобразительного развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами предметной наглядности, что в своей деятельности осуществляет педагог.
Во второй главе работы были проанализированы методы и приемы, направленные на формирование умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.
Наглядного материала в арсенале учителя изобразительного искусства огромное количество. И весь урок заключается в том, что смена одного на другое. В заключении хочется добавить, что при творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, методических пособий, игровых дидактических материалов и т.п.
[...]
1. Алексеев, О.Л. Восприятие младшими школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О.Л. Алексеев, Т. В. Нестерова // Дефектология. – 2009. – №2. – С. 12-18.
2. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: учебное пособие / Н.В. Архарова. – Мосальск : «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
3. Былино, М.В. Рисуночная деятельность / М.В. Былино // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 1–30.
4. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка / А.Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – С. 25–50.
5. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Грошенков. – Москва: Дрофа, 2009. – 397.
6. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
7. Галкина, О.И. Обучение рисованию в начальной школе / О.И. Галкина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2003. – 40 с.
8. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы : методический материал / Т.Н. Головина. – М.: Педагогика, 1974. – 119 с.
9. Граборов, А.Н. Очерки по олигофренопедагогике / А.Н. Граборов. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – 196 с.
10. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.А. Грошенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
11. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И.А. Грошенков. – М.: Просвещение, 1993. – 175 с.
12. Методика преподавания изобразительной деятельности: учебно-методический комплекс / Сост. Г.В. Кузнецова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – 28 с.
13. Москалькова, С.Н. Коррекционное обучение изобразительным умениям и навыкам младших школьников с нарушением интеллекта / С.Н. Москалькова, Т.Н. Нестерова // Педагогическое образование в России. – 2009.
14. Намазбаева, Ж.И. Некоторые особенности личности обучающихся вспомогательной школы / Ж.И. Намазбаева. – Алма-Ата, 2013. – 187 с.
15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
16. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). /Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
17. Петрова, В.Г. Психология школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
18. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 96 с.
19. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т.А. Цквитария. – №12. – 2012. – 128 с.
20. Шаламова, Н.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста / Н.В. Шаламова, С.А. Шатунова, Н.Л. Егорова // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (5). – С. 287–290.