Введение
1 Теоретические основы проблемы синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание» в психологии
1.2 Особенности профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения
2 Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
2.1 Организация и методы исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
2.2 Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
Заключение
Список используемых источников
Приложение А. Диагностический инструментарий
Приложение Б. Первичный эмпирический материал
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что педагогическая деятельность обладает рядом особенностей, в связи с которыми профессия педагога относится к профессиям, в наибольшей степени подверженным синдрому эмоционального выгорания. Педагог – одна из таких профессий, где на специалисте лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
В современных исследованиях в психологической науке, особый акцент делается на профессиях связанных с профессиональной деятельностью в сфере взаимодействия людей в системе «человек-человек». Особый интерес представляет изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у большинства из тех, кто непосредственно работает с людьми.
В отечественной и зарубежной психологии существует два подхода к пониманию сути данного феномена. С одной стороны, это эмоциональная опустошенность, усталость, эмоциональное истощение, вызванные собственной трудовой деятельностью (К. Маслач). С другой, эмоциональное выгорание рассматривается в качестве защитной реакции организма на хронический эмоциональный стресс (В.В. Бойко). Накопление отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» приводит к истощению энергетических ресурсов личности.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк,
Среди белорусских авторов, занимающихся изучением синдрома эмоционального выгорания можно назвать Е.В. Гапанович-Кайдалову, Д.А. Пархоменко, А. Г. Давыдовского и др.
Несмотря на достаточно высокую степень научной разработанности рассматриваемой проблемы, можно констатировать, что изучение эмоционального выгорания педагогов осуществляется преимущественно на выборке учителей школ. Проблематика эмоционального выгорания, в частности его детерминант, применительно к педагогам дошкольного образовательного учреждения является недостаточно изученной.
Объект исследования: эмоциональная сфера педагогов.
1 Теоретические основы проблемы синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание» в психологии
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1, с. 61].
Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Также понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Э.Э. Сыманюк, Т.В. Форманюк и др.).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко эмоциональное выгорание считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [2, с. 102].
Н.Е. Водопьянова под эмоциональным выгоранием понимает «личностную деформацию, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [3, с. 443].
В.Е. Орел под эмоциональным выгоранием понимает дисфункцию, вызванную воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда. По мнению автора, оно близко к категории психических состояний и имеет структуру, включающую эмоциональный (психоэмоциональное истощение), мотивационный (цинизм) и оценочный (самооценка профессиональной эффективности) компоненты [4, с. 49].
В работе Т.В. Форманюк этот синдром рассматривается как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [5, с. 58].
2 Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
2.1 Организация и методы исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения посредством тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад №11 г. Калинковичи».
Характеристика выборки: всего в исследовании приняли участие 30 педагогов дошкольного образовательного учреждения. Возраст испытуемых составляет от 32 до 45 лет. Педагогический стаж испытуемых – от 10 до 17 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
С целью выявления особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения использовалась «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (Приложение А).
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Шкала «напряжение» включает в себя следующие симптомы:
1) переживание психотравмирующих обстоятельств;
2) неудовлетворенность собой;
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. Понятие эмоционального выгорания применяется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия, приобретенный в ходе профессиональной деятельности.
Особенностями профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения являются: «помогающий» характер профессиональной деятельности; повышенная моральная ответственность за воспитанников; необходимость проявления эмпатии; напряженный характер работы; несоответствие результатов затраченным силам; чрезмерное переутомление и самоотдача. Внутренними факторами, способствующими возникновению синдрома эмоционального выгорания у представителей этой профессии, являются отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации; ограниченность их личностных ресурсов.
Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения позволило выявить, что у педагогов сложились такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоциональный дефицит, загнанность в клетку, эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. У педагогов складываются такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоционально-нравственная дезориентация, тревога и депрессия, неудовлетворенность собой, переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения. Доминирование фаз резистенции и истощения означает, что педагоги пытаются более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; у них отмечается выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы.
Психологу по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения рекомендуется:
1 Гапанович-Кайдалова, Е.В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог: вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей / редкол.: Л.И. Селиванова (отв. ред.), С.Н. Жеребцов, И.В. Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
2 Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
3 Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
4 Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
5 Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
6 Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
7 Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. –433 с.
8 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
9 Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
10 Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
11 Баженова, А.Н. Профессиональная деформация личности психолога / А.Н. Баженова // Интеграция образования. – 2003. – № 2. – С. 145-149.
12 Болотникова, О.П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О.П. Болотникова, А.С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5-7.
13 Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
14 Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
15 Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85–95.
16 Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
17 Ковальчук, В.И. Психическое «выгорание» тренеров / В.И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
18 Кутьина, Е.В. Эмоциональное выгорание педагога дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика / Е.В. Кульина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1 (43). – С. 125-131.
19 Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
20 Скрипкина, Т.П. Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Российский психологический журнал / Т.П. Скрипкина. – 2014. – № 2. –С. 7–14.
21 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
22 Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
23 Матвеева, А.В. Особенности эмоционального выгорания у работников дошкольных образовательных организаций: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / А.В. Матвеева. – Саратов, 2017. – 19 с.
24 Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования учреждения / Е.Ю. Костин // Вестник МГГЦ. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
25 Аринушкина, Н.С. Особенности эмоционального выгорания работников дошкольных образовательных учреждений / Н.С. Аринушкина // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2017. – №1. – С. 70-73.
26 Александрова, Н.В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н.В. Александрова // Вестник НовГУ. – 2016. – № 2. – С. 41-46.
27 Монгуш, О.О. Эмоциональное выгорание / О.О. Монгуш // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара, 2015. – С. 47-51.
28 Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
29 Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. – № 6. – С. 104–114.
30 Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Бабич. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
31 Сысоева, И.А. Психологические особенности эмоционального выгорания у воспитателей и психологов, работающих в системе дошкольного образования / И.А. Сысоева // Амурский научный вестник. – 2011. – № 1. – С. 130-137.