Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования
1.1 Обзор литературных источников по теме исследования
1.2 Белорусское ткачество: генезис и история формирования
Глава 2 Белорусские народные строи как воплощение художественного творчества и народных эстетических представлений
2.1 Этноопределяющие признаки традиционного костюма белорусов
2.2 Малоритский строй в белорусском народном костюме
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Народное искусство – это древний пласт культуры, в котором аккумулирован духовный опыт народа, его художественные идеи, нравственные и мировоззренческие основы. Еще в первой половине прошедшего столетия М. Горький писал: «Народ – не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии на земле и величайшую из них – историю всемирной культуры» [16, с. 4].
Из истории известно, что в Беларуси во все времена ценилось искусство мастеров резьбы по дереву, соломоплетения и ткачества, гончарных изделий, которые пользовались огромным спросом как на собственной территории, так и за ее пределами. Как отмечает Г.Ф. Шауро, “народное искусство рождалось, складывалось, видоизменялось на протяжении веков. Многочисленные его образцы выкристаллизовывались на длительном отрезке времени и передавались из поколения в поколение, сохраняя основной, устойчивый стержень миропредставления, тот коллективный духовный опыт, из которого постоянно выбирались художественные и жизненные традиции” [16, с. 3]. И даже в наши дни народное искусство – это не застывшее повторение отработанных художественных канонов и образцов, а живой творческий процесс, тесно связанный с культурными пластами истории народа, с обычаями, обрядами, природой. Образ в народном искусстве отображает не только разумение жизни его создателем, но и общенародное, общечеловеческое сознание, закрепленное многовековым опытом.
Изучением белорусского ткачества и белорусского народного костюма занимались такие ученые, как М.С. Кацар, А.Н. Курилович, О. А. Лобачевская, З. И. Зимина, Л.И. Маленко, Г.Ф. Шауро и др. Данные исследования легли в основу курсовой работы.
Актуальность исследования. Региональный народный костюм Беларуси дает представление о богатстве и разнообразии народной одежды белорусов конца XIX в. и начала XX в. Костюм воспринимается как целостный образ со своими особенностями: строением пропорций отдельных частей, составом однотипных предметов, характерным подбором цветов сложившейся цветовой гаммы. Одним из ярких образцов белорусского национального костюма является малоритский строй, поэтому его изучение не утрачивает своей актуальности.
Объект исследования – ткачество в Беларуси.
Предмет исследования – особенности малоритского строя.
Цель исследования – особенности и социокультурную значимость малоритского строя как образца ткачества в художественном наследии белорусского народа.
Задачи исследования:
– определить основные этапы развития ткачества в Беларуси;
– выявить особенности белорусских строев в одежде;
– определить специфические черты малоритского строя.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение, сравнительно-сопоставительный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Обзор литературных источников по теме исследования
Вопросы народных промыслов и ремесел Беларуси привлекают внимание ученых. Так, в учебном пособии Г.Ф. Шауро «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство» рассмотрено развитие народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Беларуси, таких его направлений, как резьба и роспись по дереву, плетение из природных материалов, аппликация соломкой, гончарство и керамика, традиционное ткачество [16].
В статье Л. Домненковой «Исторический костюм» рассматриваются проблемы сохранения исторического костюма и представления его в музее, а также объектов реконструкции, которые должны быть приведены в максимальное соответствие с историческим прототипом [2].
Монография Н.Н. Цветковой «Ручное ткачество» создана с целью представить ручное ткачество с различных точек зрения и сформировать целостную картину этого явления – важнейшей составной части традиционно-бытовой культуры. В настоящее время отмечается активный интерес к возрождению традиций ручного ткачества, идет поиск новых форм. В книге рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества [15].
Книга доктора искусствоведения М.С. Кацара «Белорусский орнамент: Ткачество. Вышивка» содержит довоенные записи, зарисовки и фотоснимки - ценный материал для исследователей духовной культуры белорусского народа, поскольку таких записей уже никто никогда не сделает. Книга вмещает уникальный материал (в т.ч. около 600 цветных и черно-белых иллюстраций), который раскрывает поэтическую душу белорусского народа, его видение природы и ее взаимосвязи с человеком и его жизнью [4].
В книге А.Н. Курилович «Белорусское ткачество» прослеживается развитие белорусского народного ткачества с середины XIX в. до наших дней. Впервые в этнографической науке характеризуются основные процессы белорусского ткачества, его разнообразие и богатство, социальная значимость и место в художественном наследии белорусского народа. Выявляются общие черты в ткачестве восточнославянских и других соседних народов [5].
ГЛАВА 2 БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ СТРОИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И НАРОДНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Этноопределяющие признаки традиционного костюма белорусов
Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, к концу XIX века сложились в ярко выраженные этнические особенности. Особое внимание уделялось праздничной одежде женщин. При этом комплексы женской одежды разных регионов значительно отличались друг от друга.
Традиционный народный строй белорусов имеет долгую историю развития. Специфические черты он приобрел в 14-16 вв., в период формирования белорусского народности. Строй рождался во взаимовлияния с литовской, польской, российской и украинской традициями. Помимо этого, он обогащался влияниями интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.
Сформированное в результате длительного и сложного процесса развития, традиционная одежда в большей, чем другие формы быта, степени отражает национальную специфику белорусов [8, с. 60]. Считается, что после речи народное одеяние – наиболее важный этнический признак. Строй белорусских крестьян полностью соответствовал тому эстетическому идеалу красоты, который проявлялся в мелодии народной песни, звуках народных инструментов, пластике традиционного танца.
Особая роль в колористике одежды отводилась серебристо-белому цвету натурального льна или шерсти, олицетворявшей праздник и радость. Поэтому, видимо, не случайно возникла гипотеза, что название "белорус" происходит от того, что испокон веков излюбленным цветом одежды наших предков был белый. Кроме белого, важное место занимал красный цвет, который символизировал жизнь, а, объединенные в сложную систему знаков - орнамент, нанесенный на одежду во время вышивки или ткачества, эти цвета служили защитным знаком.
Льняные белые одежды сопровождала крестьянина от рождения до самой смерти. Давними традициями было определено, какую одежду носить в будний день, какую на свадьбу, а какую во время траура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Ткачество является одним из древнейших ремесел, и его история насчитывает тысячи лет. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. В Беларуси ткачество также известно с глубокой древности. Сырьем для ткачества в Беларуси издавна служили лен, овечья шерсть, реже пенька, конопля. Развитие ткачества – это последовательный процесс, в котором именно выделение нитей основы и утка послужило толчком для его дальнейшей эволюции. Для XIX века для деревенского ткачества характерно многонитная техника. В течение XX в., особенно во второй его половине, доминирующую позицию заняло пераборное ткачество, которое известно в различных технологических вариантах, например: двусторонний перебор и односторонний перебор с прижимной основой. Переборное ткачество позволяло пользоваться широким, почти неограниченным спектром орнаментальных мотивов и узоров, создавать полихромные изделия.
2. Традиционный народный строй белорусов имеет долгую историю развития. Специфические черты он приобрел в 14-16 вв., в период формирования белорусского народности. Строй рождался во взаимовлияния с литовской, польской, российской и украинской традициями. Помимо этого, он обогащался влияниями интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.
Комплекс крестьянской одежды белорусов XIX-XX вв. представлял собой реальное воплощение художественного творчества и народных эстетических представлений и соединял в себе своеобразные, необычно живописные узорные и цветовые решения. Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понеманье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.
3. Малоритский строй наряду с Домачевским, Кобринским, Мотольским, Пинско-Ивацевичским строем относится к строям Западного Полесья. Своеобразие данного строя в том, что, во-первых, орнаментом заткана вся юбка, нигде нет свободного пространства. Во-вторых, юбка сделана так, что на тканой стороне не видно нити-основы, это так называемое гобеленовое плетение. В строй входили такие элементы, как: юбка, вся затканная орнаментом, тонкая белая рубашка и головной убор, длина которого доходила до 3 метров. Особую выразительность костюму придавал «плат» (головной убор), который только на Малоритчине богато украшали вышивкой: звездами-розетками в одном углу и узорчатыми полосами по обоим краям. При завязывании плата красный вышитый орнамент широкой полосой оформлял лицо женщины.
1. Герасимов, В.В. Страна по имени Текстиль / В.В. Герасимов. Ярославль: Верх.-Волж. Кн.издательство, 1984. –240 с
2. Домненкова, Л. Исторический костюм / Л. Домненкова // Наука и инновации. – 2016. – № 161. – С. 33-35
3. Кацар, М.С. Беларускі арнамент : Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1996. – 208 с
4. Кацар, М.С. Белорусский орнамент. Ткачество. Вышивка / М.С. Кацар. – М. : БелЭн, 1996. – 208 с
5. Курилович, А.Н. Белорусское народное ткачество / А.Н. Курилович. – Минск : Наука и техника, 1981. – 119 с
6. Лабачэўская, В.А. Зберагаючы самабытнасць: З гісторыі народнага мастацтва і промыслаў / В.А. Лабачэўская. – Мінск: Беларуская навука, 1998. – 180 с
7. Лебедева, Н.И. Прядение и ткачество восточных славян / Н.И. Лебедева // Восточнославянский этнографический сборник. – М. : Издво АН СССР, 1956. – С. 499-520
8. Лобачевская, О. Трансформация белорусского народного костюма во 2-й половине ХІХ – 1-й половине ХХ века как выражение моды / О. Лобачевская // Нацыянальны касцюм у сучаснай сацыякультурнай прасторы : [зборнік артыкулаў] / Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь, Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў ; [укладальнік Н. С. Стрыбульская]. – Мінск, 2008. – С. 60 – 69.
9. Лобачевская, О.А. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О. А. Лобачевская, З. И. Зимина. – Мінск : Беларус. навука, 2009. – 279 с
10. Маленка, Л.І. Беларускі народны касцюм / Л. І. Маленка. – Мінск : Ураджай, 2001. – 158 с
11. Маленко, Л.И. Белорусский костюм XIX – ХХ вв. / Л.И. Маленко. – Мн.: Бел. наука, 2006. – 142 с
12. Маленко, Л.И. Белорусский костюм ХІХ – ХХ вв. / Л.И. Маленко. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 140 с
13. Селівончык, В. Ткацтва на дошчачках. Практычны дапаможнік / В. Селівончык. – Минск : Медысонт, 2009. – 64 с
14. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў : У 6 т. / Боганева А.М., Козенка М.А., Лабачэўская В.А. – Минск : Вышэйшая школа, 2006. – 6 т
15. Цветкова, Н.Н. Искусство ручного ткачества / Н.Н. Цветкова – СПб. : Издательство СПбКО, 2014. – 217 c
16. Шауро, Г.Ф. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова. – Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. – 176 c
17. Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; рэдкалегія: І.П. Шамякін (галоўны рэдактар) [і інш.]. – Мінск : БелСЭ, 1989. - 375 с