ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Феномен эмпатических тенденций в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ
2.1 Общая характеристика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПЕРВИЧНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена широким распространением конфликтов во всех сферах жизнедеятельности. Среди социальных детерминант конфликтов важную роль занимает научение моделям поведения в конфликтной ситуации под влиянием характера воспитания в семье, средств массовой информации, молодежной субкультуры. Конфликт может быть обусловлен низким уровнем компетентности его участников относительно конструктивных способов его разрешения, способностями и личностными особенностями.
Важнейшей особенностью личности, которая оказывает влияние на протекание конфликта, может выступать эмпатия. Понимание чувств другого человека способно направить в конструктивное русло конфликтное взаимодействие и избежать негативных последствий. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия другого, но и ведет к установлению эффективных положительных взаимоотношений с окружающими людьми.
Необходимость изучения проблемы взаимосвязи эмпатии и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов обусловлено тем, что повышение уровня эмпатии как сопереживания и проникновения в мир другого человека может помочь в разрешении конфликтов во всех сферах жизнедеятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномен эмпатии имеет длительную историю разработки в научной психологии. В отечественной психологии понятие «эмпатия» появилось благодаря работам Т.П. Гавриловой. В отечественной социальной психологии эмпатия изучалась преимущественно как феномен социальной перцепции и межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев). В настоящее время эмпатия изучается как профессионально значимое качество психологов, педагогов и т.п. Изучением эмпатии занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: А.Г. Басова, В.В. Бойко, Л.П. Выговская, В.И. Долгова, В.П. Кузьмина, К. Роджерс, Э. Титченер и другие.
В современной психологической науке существует большое количество научных исследований, посвященных психологии конфликта и конфликтного поведения. Исследованием стратегий в конфликтных ситуациях занимались многие психологи, среди которых: А.Н. Алексеева, А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, А.И. Донцова, М. Дойч, А. Дарендорф, Л.А. Петровская, Дж.Г. Скотт, К. Томас, А.И. Шипилов.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИ. ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Феномен эмпатических тенденций в отечественной и зарубежной литературе
Термин «эмпатия» ввел в научный оборот Э. Титченер, который обобщил развивающиеся в философской традиции взгляды о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что в переводе означает «сопереживание».
Эмпатия в современной литературе стоит в одном ряду с понятиями «сопереживание», «сочувствие», «чуткость», «социальная сензитивность», «эмоциональная идентификация», «интуиция», а иногда даже отождествляется. Поэтому следует определить место таких понятий как «сочувствие», «сопереживание» и «эмпатии».
В настоящее время не существует единого мнения определения эмпатии. Так, Г.М. Андреева эмпатию определяет как «аффективное понимание» [1, с. 172].
А.А. Бодалев под эмпатией понимает способность личности «не только более или менее глубоко и правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и самой более или менее сильно откликаться и подстраиваться под него [6, с. 211].
Т.П. Гаврилова считает, что эмпатия включает сопереживание, возникающее по механизму эмоционального заражения, и сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи [10, с. 149].
В.И. Долгова под эмпатией понимает эмоциональный отклик человека на переживания другого, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается только в участливом отношении к переживающему человеку [12, с. 37].
Эмпатия как психический процесс позволяет одному человеку понять переживания другого. Эмпатия как вид понимания отличается слабым
Выводы по главе 1
Теоретический анализ литературы показал, что в современной психологии эмпатия рассматривается как понимание эмоционального состояния другого человека, постижение его чувств и переживаний, а также эмоциональный ответ на переживания, в качестве которого выступает поддержка и действенная помощь другим людям. Эмпатия представляет эмоциональный отклик на переживания другого, в основе которого лежат сопереживание и сочувствование. Эмпатия представляет собой сложное структурное образование, включающее когнитивный компонент (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный компонент (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный компонент (активная помощь объекту эмпатии). Существует различные критерии классификации видов эмпатии, среди которых: генезис; модальность; диспозиционность; уровень развития эмпатии; направление эмпатических переживаний; направление переживания; степень склонности к эмпатии. Эмпатии выполняет ряд важнейших эмоциональных, когнитивных и поведенческих функций.
Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтное поведение представляет собой внешнюю активность индивида, направленную на предмет конфликта. Стратегия поведения в конфликте представляет собой ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от ценности предмета конфликта, ценности межличностных отношений, ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента. Основными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ
2.1 Общая характеристика исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь уровня эмпатических тенденций и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить уровень эмпатических тенденций у студентов-математиков и студентов-психологов;
2) определить выбор стратегии поведения в конфликте у студентов-математиков и студентов-психологов;
3) сравнить эмпатические тенденции и стратегии поведения в конфликте у студентов-математиков и студентов-психологов;
4) установить статистическую связь между уровнем эмпатических тенденций и выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем эмпатических тенденций и выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
Назначение методики: выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. С помощью опросника можно выявить пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание, компромисс. Испытуемым предлагается 30 пар суждений, в каждой из которых необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка результатов осуществляется путем подсчета баллов, полученных в ходе обработки ответов по ключу методики. Стратегия поведения по которой набрано наибольшее количество баллов является преобладающей [21, с. 69].
Выводы по главе 2
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмпатических тенденций и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов показало, что студенты-математики характеризуются следующими эмпатийными тенденциями: наличием установок, которые способствуют или препятствуют эмпатии; наличием спонтанного интереса к другому, позволяющего непредвзято выявлять сущность другого. Студенты-психологи характеризуются следующими эмпатийными тенденциями: способностью сопереживать, соучаствовать, понимать внутренний мир и прогнозировать их поведение; способностями видеть действовать в условиях нехватки информации о партнере, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании; высоко развитыми способностями понимать другого на основе сопереживаний и постановки себя на место партнера. Доминирующими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях у студентов-математиков являются соперничество и избегание; у студентов-психологов преобладают такие стратегии как сотрудничество и компромисс. Реже всего студенты-математики и студенты-психологи выбирают стратегию приспособления.
Корреляционный анализ показал, что студенты, выбирающие в конфликтной ситуации стратегию соперничества, отстаивая только свои интересы, предвзято выявляют сущность другого, не проявляя к нему мотивации интереса (r=0,54 при p≤0,05). Студенты, выбирающие в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества, стремящиеся к поиску альтернативных решений, удовлетворяющих интересы обеих сторон, способны понять его внутренний мир, прогнозировать поведение посредством использования соучастия и сопереживания (r=0,64 при p≤0,05). Студенты, выбирающие стратегию компромисса, стремящиеся нахождению приемлемого решения путем взаимных уступок, способны понять его внутренний мир, прогнозировать поведение посредством использования соучастия и сопереживания (r=0,62 при p≤0,05). У студентов, выбирающих стратегию избегания, проявляя стремление уйти от конфликта и снять с себя ответственность за принятие каких-либо решений, способность к эмпатии зависит от установок по отношению к ситуации и оппоненту (r=0,57 при p≤0,05). Студенты, выбирающие стратегию компромисс, стремящиеся нахождению приемлемого решения путем взаимных уступок, имеют высокий уровень эмпатии (r=0,57 при p≤0,05). Студенты, выбирающие стратегию соперничества, отстаивая только свои интересы, имеют низкий уровень эмпатии (r=0,51 при p≤0,05). Гипотеза исследования подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной психологии эмпатия рассматривается как понимание эмоционального состояния другого человека, постижение его чувств и переживаний, а также эмоциональный ответ на переживания, в качестве которого выступает поддержка и действенная помощь другим людям. Эмпатия представляет эмоциональный отклик на переживания другого, в основе которого лежат сопереживание и сочувствование. Эмпатия представляет собой сложное структурное образование, включающее когнитивный компонент (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный компонент (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный компонент (активная помощь объекту эмпатии). Существует различные критерии классификации видов эмпатии, среди которых: генезис; модальность; диспозиционность; уровень развития эмпатии; направление эмпатических переживаний; направление переживания; степень склонности к эмпатии. Эмпатии выполняет ряд важнейших эмоциональных, когнитивных и поведенческих функций.
Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтное поведение представляет собой внешнюю активность индивида, направленную на предмет конфликта. Стратегия поведения в конфликте представляет собой ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от ценности предмета конфликта, ценности межличностных отношений, ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента. Основными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмпатических тенденций и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов показало, что студенты-математики характеризуются следующими эмпатийными тенденциями: наличием установок, которые способствуют или препятствуют эмпатии; наличием спонтанного интереса к другому, позволяющего непредвзято выявлять сущность другого. Студенты-
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 415 с.
2. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. с 534 с.
3. Ахрямкина, Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.А. Ахрямкина. – Самара: СГУ, 2003. – 25 с.
4. Багаева, В.В. Стратегии поведения в конфликте / В.В. Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 94-97.
5. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254-256.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
8. Васильева, Л.Н. Исследование стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов-медиков на начальном этапе обучения в вузе / Л.Н. Васильева и С.С. Щепеткова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 4. – С. 117-120.
9. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская. – Киев: НИИ психологии, 1991. – 20 с.
10. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147–158.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
12. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.
13. Донцова, М.В. Конфликтные стратегии студентов-психологов / М.В. Донцова // Вестник Тамбовского ун-та. – 2009. – № 1. – С. 57-60.
14. Кухтова, Н.В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 55 с.
15. Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгоарния белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 2 (96). – С. 59-74.
16. Можаева, Е. В фокусе – эмпатия / Е. Можаева // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 2 (96). –С. 175-187.
17. Никишов, С.Н. Психологические особенности эмпатии у студентов / С.Н. Никишов, И.С. Осипова // Казанский пед. журнал. – 2015. – № 6-2 (113). – С. 410-413.
18. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. – 151 с.
19. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
20. Савинова, Т.В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов / Т.В. Савинова, Т.Г. Былкина, Е.И. Пустобаева // Гуманитарные, социальные и общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 1-7.
21. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. С. 69-77.
22. Третьяков, К.Н. Особенности реагирования студентов вузов в конфликтных ситуациях / К.Н.Третьяков // Вестник РУДН. – 2013. – № 2. – С. 124-128.
23. Хлебодарова, О.Б. Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов / О.Б. Хлебодарова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 436-438.
24. Шиленок, В.Н. Эмпатические способности студентов УО ВГМУ / В.Н. Шиленок, И.В. Городецкая, М.. Смирнова // Инновационные обучающие технологии в медицине: сб. материалов. – 2017. – С. 396-400.
25. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.М. Юсупов. – Санкт–Петербург, 1995. – 252 с.