ВВЕДЕНИЕ
Мода - существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним культурным формам: к обычаям сервировки, образу жизни, одежде. Но, употребляя слово «мода», под которым всегда имеется ввиду регулярное, но не всегда достаточно понятное стремление к изменению всех форм выражения культуры, как правило, подразумевают одежду.
В культурном развитии говорящими факторами динамики и изменчивости моды являются традиции и нововведения. Ни в какой из культурных систем, как в моде, не выражаются отношения классических и креативных начал, которые определяют динамику культуры обыденности и культуры в целом.
Современная мода – это искусство, бизнес, своего рода индустрия. Моду даже называют одним из способов социального манипулирования.
Мода имеет одно важное качество - она практически моментально дает реакцию на события в жизни людей, на изменения взглядов в моральной сфере. Мода меняется очень быстро, в чем и проявляется сущность жизни народа.
Таким образом, весьма актуальным для современной культурологии является исследование феномена моды.
Целью работы является изучение моды как феномена культуры.
Необходимо решить следующие задачи для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть моду как культурное явление.
2. Изучить этапы становления моды, ее историю.
3. Рассмотреть сущность и содержание понятия моды.
Объект исследования – процесс создания моды.
Предметная область исследования - основные подходы к изучению моды, выявление характера взаимосвязи системы «мода-культура».
Изучения моды и использование ее механизмов очень важны для принятия решений в области культурной политики, индустриального дизайна, маркетинга, рекламы.
Мода является средством присоединения человека к общественному и культурному опыту. Стандарты моды довольно легко переходят от общества к обществу, подвергаясь при этом некоторым изменениям. В разном социуме одна и та же мода очень часто по-разному трактуется, за ней могут скрываться разные и даже противоположные ценности.
Курсовая работа опирается на труды авторов в области теории и истории культуры, а также философии, психологии, семиологии и социологии.
Культурология является наукой, синтезирующей результаты исследования культуры из многих научных областей, постольку применение разнообразных методов и подходов представляется допустимым и оправданным. Для достижения цели курсовой работы были использованы следующие методы:
- Культурно – исторический метод, позволивший рассмотреть социокультурный контекст появления и развития моды;
- Диалектический метод, способствовавший раскрытию внутренних противоречий моды как источника ее развития;
- Метод компаративного анализа, применение которого дало возможность сравнить и сопоставить идеи авторов, принадлежащих различным историческим эпохам.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Первый раздел посвящен раскрытию понятия, содержания, функций моды, моде как явлению культуры и знаковой системе. Второй раздел раскрывает этапы становления моды, культурный смысл и значение моды, ее культурную индустрию.
ГЛАВА 1. МОДА КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АНАЛИЗА
1.1. Понятие, содержание, функции моды в культуре
Понятие "мода" используется в разных смыслах и имеет разную оценку в зависимости от предпочтений. Путаница в определениях приводит к тому, что собеседники, используя одинаковые слова, говорят о разном, соответственно, не могут понять друг друга. Это мешает разговору о моде [1, с. 77].
В быту "модой" называют конкретные вещи, которые в определенный период считаются "модными". Также под словом "мода" имеют ввиду сложившийся гигантский всемирный бизнес, целенаправленно формирующий у людей новые пожелания, чтобы более выгодно обеспечить для себя возмещение этих желаний.
И, наконец, словом "мода" обозначается сложнейшее явление социокультурной жизни. Это научное значение определения, все-таки, самое правильное, но особенности языка таковы, что люди все равно будут употреблять его, вкладывая свой смысл.
Мода - это сочетание законов стиля, гармонии цвета. Мода всегда требует меры, учитывает фактор времени, вкуса и возраста. Одежда не может быть просто красивой. У каждой вещи есть свое предназначение: для дома, работы, праздничного мероприятия, занятий спортом [2, с. 174].
Мода - часть человека, народа, страны, образа жизни, занятий, профессии. Климатические, социальные, национальные и эстетические особенности ярко выражены в многообразии костюмов разных стран.
Вся история моды - это история символов. Но проявление моды наблюдается не только в одежде, но и в поведении.
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ МОДЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1. Основные этапы становления моды как сферы культуротворчества
Одежда удовлетворяла не только практические потребности человека, но и чисто эстетические требования. Она формировала внешний вид людей, косвенно отражая их внутренние качества: характер, привычки, вкус.
Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и «общества массового потребления». До конца XIX века индустрия моды отсутствовала, хотя сама мода как социальный феномен известна с античных времен. Дело в том, что пока уровень жизни основной массы населения оставался низким, ее потребление ограничивалось предметами первой необходимости с чисто функциональными свойствами. Модные товары покупали немногочисленные аристократы и богачи. Массовое производство модной одежды не могло возникнуть, пока не начал складываться массовый средний класс. Этапы развития индустрии мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды.
Советский искусствовед Э. Венде считает, что мода родилась в XII-XIII веках, что совпадало с развитием международных отношений и ростом торгового обмена. В одежде появлялись элементы, использование которых невозможно объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса.
Некоторые западные ученые определяют моду, как одно из явлений мании новизны, которая возникла в обществе с возникновением капитализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мода - знаковая система, посредством сканирования которой происходит трансляция специфической информации.
В результате циркуляции в различных областях моды, модные стандарты могут подвергаться различной трансформации, интерпретироваться и наделяться различными ценностными установками.
Мода – временное преобладание тех или иных вкусов. Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды; однако, как и все, они во что-то одеты, а это «что-то» принадлежит моде того или иного периода. Следовательно, можно признавать или не признавать моду, восторгаться или возмущаться ею – но нельзя быть вне моды. Мода – это социальное явление, часть общественной жизни.
В обществе потребление является не столько инструментом, направленным на удовлетворение природных потребностей человека, сколько потреблением символов, вследствие чего основные принципы функционирования модных знаков в современной культурной ситуации имеют определенную специфику.
На сегодняшний день, когда изменяется ритм жизни, когда люди стараются быть более энергичными, успевать всюду, мода, иногда, окрашивается в невероятные черты. Она всегда стремится к мобильности, рациональности, удобству, раскованности и натуральности.
В любую эпоху образовывался свой художественный идеал человека, свои стандарты красоты, выраженные через элементы одежды, ее сочетания, материал, цвет, прическу. Во все времена существования общества костюм был способом выражения социальной принадлежности, знаком привилегий перед различными сословиями. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция и разнообразнее одежда.
Современная мода - это игра со старым. Главной тенденцией современной моды является возвращение «прошлых мод» и их стилизация. Цикличность и воспроизведение динамики стилей в моде по поколениям наблюдается в пожеланиях модельеров: в выборе главных направлений для создания коллекций современной одежды.
Феномен моды в том, что она переменчивая, непостоянная. В этом и проявляется ее динамика. Суть моды в том, что на смену модному приходит что-то еще более модное и первое забывается, отходит.
Меняя природный мир человек с помощью моды изменяет самого себя, свой образ жизни, образ мышления, но четкого направления своего развития и прогнозов своих действий современный человек не имеет, так как мода ориентирована на современность.
1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1/М.В. Алпатов. - М., 1972
2. Блок М. Апология Истории, или Ремесло историка / М. Блок. - М.: Наука, 1986
3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. − М.: Добросвет, 2000. − 387 с
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: Возможное и невозможное / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986
5. Герцен А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. - М., 1986
6. Горина Г.С. Моделирование формы одежды / Г.С. Горина. - М., 1982
7. Гофман А.Б. Обычай как форма социальной регуляции / А.Б. Гофман, В.П. Левкович // Сов. этнография. - 1973. - № 1
8. Дишер Ф. Мода и цинизм / Ф. Дишер. - СПб., 1879
9. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены / Р.В. Захаржевская. - М., 1973
10. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм/ Р.В. Захаржевская // Мода: за и против. - М., 1973
11. Кантор К.М. Мода как стиль жизни / К.М. Кантор // Мода: за и против. - М., 1973. - С. 193
12. Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах в одежде / А. Ключарев. - М., 1861
13. Мерцалова М.Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. - М., 1972
14. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977
15. Петров Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. - Л., 1974
16. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - СПб., 1892
17. Харитонович Д.Э. Средневековый матер и его представления о вещи / Д.Э. Харитонович // Художественный язык средневековья. - М.: Наука, 1982
18. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака / М.Б. Храпченко // Семиотика и художественное творчество. - М., 1973
19. Энциклопедия женской красоты. - М.: Вече, 2000. - 607с
20. Яковина А. Валентино: дань настоящей красоте / А. Яковина // Натали. - 1999. - №4