ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее сложных категорий жилищных споров с участием граждан можно назвать споры о выселении граждан без предоставления им другого жилого помещения.
Право граждан на судебную защиту жилищных прав опирается на положения Конституции Республики Беларусь. Выселение из жилого помещения – лишение гражданина на основании закона права занимать имевшуюся у него жилую площадь с предоставлением или без предоставления ему другого жилого помещения.
Выселение, по каким бы основаниям оно ни проводилось, во всех случаях относится к принудительным мерам государственно-правового воздействия. Жилищный кодекс нашего государства, принятый совсем недавно, должен регулировать отношения, связанные с выселением из жилых помещений, исходя из всемерной защиты жилищных прав и интересов как самих граждан, так и членов их семей, включая несовершеннолетних.
Основываясь на положениях Конституции, суды призваны обеспечивать надлежащую защиту прав и свобод гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения гражданских дел. При этом необходимо тщательно соблюдать установленный законом порядок выселения.
Законодательно установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилья.
Согласно законодательству выселение допускается, как правило, в судебном порядке. При выселении гражданам обычно предоставляется другое жилое помещение. Особое место среди случаев выселения из жилых помещений занимают случаи выселения граждан без предоставления другого жилого помещения. Такое выселение может иметь место лишь в исключительных случаях.
Разумеется, случаи, когда лицу не предоставляется новое жилище при выселении абсолютно уникальны и отличаются особым поведением лица, которого подвергают выселению, так как лишение права на жилище должно иметь достаточно веские основания у органов, осуществляющих такие серьезные действия.
Актуальность работы обусловлена изданием нового жилищного законодательства в Республике Беларусь, а, следовательно, определенными изменениями в правовом регулировании в том числе и рассматриваемого в данной работе вопроса.
Объект работы – право на жилище.
Предмет же – особенности его реализации, а также лишения со стороны государственных органов.
Таким образом, цель работы составляет рассмотрение выселения без предоставления другого жилищного помещения.
Цель образует задачи, необходимые к достижению:
- рассмотреть право граждан на жилище ;
- выделить жилищные права граждан при выселении ;
- определить отдельные основания выселения граждан из жилых помещений.
В работе используются такие методы, как:
- методы индукции и дедукции;
- методы анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, заключение, три главы, а также список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ
Гарантии права на жилище, которые предусматриваются ст. 48 Конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29) [2]. Эта гарантия обеспечивает абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
В то же время согласно ст.23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Законные основания таких ограничений определяются специальными нормативно-правовыми документами.
Например, проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 2893 "Об оперативно-розыскной деятельности".
Такие отдельные мероприятия (речь идет об обследовании жилых помещений с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства) допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается обследование жилых помещений, занимаемых гражданами, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия.
ГЛАВА 2 ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ВЫСЕЛЕНИИ
Никто не может быть произвольно лишен жилья (ч.3 ст. 48 Конституции Республики Беларусь).
Эта норма подразумевает строгий запрет на произвольное (необоснованное) лишение права гражданина на владение и пользование жилищем. Однако такой запрет не является абсолютным. При наличии оснований, установленных законодательными актами, можно принудительно лишить гражданина права на владение и пользование жилищем, но оно осуществляется только в суде или в качестве исключения - в административном порядке решением прокурора из жилых помещений, что находятся в аварийном состоянии или находятся под угрозой аварии. Президент Республики Беларусь при введении военной или чрезвычайной ситуации может предусматривать временное выселение граждан в безопасные районы с предоставлением им специальных жилых помещений [11, c.421].
Последствием лишения гражданина права владения и пользования жилым помещением является обязанность освободить жилое помещение. Она может быть исполнена в добровольном порядке либо принудительно. В последнем случае имеет место выселение. Выселение возможно как без предоставления, так и с предоставлением другого жилого помещения.
По общему правилу гражданам, выселяемым из жилых помещений, одновременно предоставляются другие жилые помещения. Предоставляемое гражданам в связи с их выселением жилое помещение должно находиться в пределах данного населенного пункта, а в сельской местности - в пределах территории сельсовета. Исключения из этих правил установлены новым Жилищным кодексом Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. (далее - ЖК) и иными законодательными актами. К последним относится, например, Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. №128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», которым установлены основания для выселения, в том числе без предоставления другого жилого помещения, из служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.
Посвященные выселению из жилых помещений нормы можно найти в разных частях ЖК, но наибольшее их количество находится в главах 8 и 13 ЖК.
Жилищные права граждан наиболее ярко выделяются именно в процессе их выселения из жилых помещений [12, c.143].
Это один из наиболее сложных в нормативном и социальном аспектах институтов жилищного права, поскольку выселение – это принудительное лишение жилого помещения.
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Без предоставления жилья выселенные граждане часто остаются в связи с расторжением договора по инициативе наймодателя после прекращения договора о найме жилого помещения.
Таким образом, такой договор может быть расторгнут:
- в случае нарушения существенных условий договора найма жилого помещения работодателем и (или) членами его семьи, проживающих вместе с ним.
Существенными условиями договора найма жилья являются: его предмет, срок действия - на договоры найма жилых помещений, заключенные на определенный период; размер платы за пользование жилищем и время его уплаты; срок оплаты за жилищно-коммунальные услуги - в случае, если в соответствии с законодательными актами или договором аренды жилого помещения арендатор жилья обязан уплатить сбор за жилищно-коммунальное хозяйство. В договоре найма жилого помещения указываются члены семьи жильца жилища, которые постоянно проживают вместе с ним в жилище (пункты 1 и 2 статьи 50 ЖК).
- если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи, граждане, которым нанимателем предоставлено право владения и пользования жилым помещением на основании договора поднайма жилого помещения, систематически (три и более раза в течение календарного года со дня применения первого административного воздействия) разрушают или портят жилое помещение, либо используют его не по назначению, либо систематически допускают нарушение требований ЖК, что делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме.
Договор найма жилого помещения может быть расторгнут также и при переходе права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения.
Правом расторгнуть или изменить договор найма жилого помещения наделен его новый собственник, не являющийся наймодателем (ч. 1 п.1 ст. 62 ЖК). Исключения из этого правила установлены для служебных жилых помещений, а также для жилых помещений, переход права собственности на которые осуществлен в составе предприятия как имущественного комплекса (п.2 ст. 62 ЖК) [2].
В статьях 61-63 ЖК установлены требования к действиям наймодателя и нового собственника жилого помещения в случае принятия ими решения о прекращении или расторжении договора найма жилого помещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы, которая составляет рассмотрение выселения без предоставления другого жилищного помещения.
Цель образует задачи, которые были достигнуты:
- рассмотрено право граждан на жилище ;
- выделены жилищные права граждан при выселении;
- определены отдельные основания выселения граждан из жилых помещений.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что выселение является одним из правовых последствий расторжения договора.
По общему правилу выселение допускается только по решению суда.
Выселение без предоставления другого жилого помещения эту категорию дел можно назвать одной из наиболее сложных.
Сложность рассмотрения дел о выселении на сегодняшний день обусловлена тем, что, для того, чтобы выселить гражданина из занимаемого им жилого помещения, необходимо разобраться в том, на каком основании он занимает жилое помещение и когда он был вселен (вселился) в жилое помещение.
На сегодняшний момент при разрешении вопросов о праве гражданина на проживание в жилом помещении необходимо установить, каким законом регулируется право указанного гражданина на жилище, поскольку основания для выселения граждан по старому и новому кодексу, так же, как и случаи невозможности выселения граждан без предоставления жилых помещений по старому и по новому жилищному кодексу, во многом не совпадают.
Необходимо также отметить, что при разрешении вопросов о выселении судом учитывается множество нюансов, к примеру: есть ли в семье несовершеннолетние дети, существуют ли уважительные причины несвоевременной оплаты коммунальных услуг, готовы ли стороны заключить мировое соглашение и предусмотреть порядок погашения задолженности, готов ли гражданин, допустивший разрушение жилого помещения, добровольно восстановить его целостность и произвести необходимый ремонт и есть ли у него на это соответствующие средства и многое другое.
Таким образом, на сегодняшний день выселение граждан из занимаемых ими жилых помещений является одной из наиболее распространенных и сложных категорий судебных дел.
И поскольку в соответствии с законодательством никто не может быть произвольно лишен жилища, у граждан, которым грозит выселение из жилого помещения, есть множество способов мирного урегулирования возникших с собственником жилого помещения споров, необходимо только правильно установить закон, который необходимо применить, правильно дать оценку сложившейся ситуации и применить все имеющиеся в законе нормы и, соответственно, способы для того, чтобы не допустить неблагоприятных для себя последствий.
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: [с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г.] // Консультант плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Жилищный кодекс Республики Беларусь организации [Электронный ресурс] : 28 авг. организации 2012 г., № организации 428-З : принят организации Палатой представителей 31 мая 2012 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 22 июня 2012 особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 13.11.2017 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2018.
3. Об исполнительном производстве : Закон Респ. Беларусь, 24 окт. 2016 г. № 439-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь : Постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 07 апр. 2017 г. № 67 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 05 апр. 2013 г. № 269 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Белявский, С. Договорное регулирование возмещения расходов, связанных с содержанием общежития /С. Белявский //Юридический мир. – 2011. – №6. – С. 36-38.
7. Гвоздева, О.П. О выселении из общежитий / О.П. Гвоздева // Право Беларуси. – 2003. №19 (43).
8. Качан, Н.П. Плата за пользование жилыми помещениями в общежитии /Н.П. Качан // Право Беларуси. – 2003. – №37 (8).
9. Качан, Н. Выселение бывшей супруги и детей /Н. Качан //Юрист. – 2009. №6. – С. 81-82.
10. Корнушенко, Е. Выселение граждан из общежитий /Е. Корнушенко //Юрист. – 2008. №11 (90). – С. 34-38.
11. Корнушенко, Е. Использование общежитий, предоставленных по ходатайству сторонних организаций: модели взаимоотношений субъектов / Е. Корнушенко // Юрист. – 2003. – 5 (24).
12. Крашенинников, П.В. Жилищное право / П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2010. – 413 с.
13. Кудашкин А.В. Жилищное право: учебник / А.В. Кудашкин. – М.: Норма: Инфра-М. – 2010. - 431 с.
14. Лазурина, А.Ф. Прекращение жилищных правоотношений: пособие / Л.Ф. Лазурина. Министерство образования Республики Беларусь, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 2006. – 46 с.
15. Подгруша, В.В. Жилые помещения в общежитии: некоторые вопросы предоставления, пользования и выселения / В.В. Подгруша // БНПИ. Юридический мир. – 2006. – №4. – С. 58-63; №5. – С. 62-66.
16. Савицкий, В.В. Жилищные правоотношения. Комментарий к нормативно-правовым актам. Правоприменительная практика. Практическое пособие / В.В. Савицкий. – Минск. 2003.
17. Симчук, А.Н. Правовое регулирование жилищных отношений: Комментарии и разъяснения, формы документов / А.Н. Симчук. - Минск: Тесей, 2003. – 232 с.
18. Смирнова, М.И. Выселение с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств / М.И. Смирнова // Право Беларуси. – 2003. – №22. – С. 64-68.
19. Толстой, Ю.К. Жилищное право / Ю.К. Толстой. – М.: Проспект, ТК Велби, 2007. – 176 с.
20. Усик, Ю.В. Проблемы предоставления жилых помещений в общежитии гражданам, работающим в другой (сторонней) организации / Ю.В. Усик //Право Беларуси. – 2003. – №37 (61).
21. Шупегина, Е. Основания прекращения пользования жилым помещением в специальном доме для ветеранов / Е. Шупегина // Юстыцыя Беларусi. – 2005. – №10.