ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Вывод в заключение
Приложения
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить характеристики жизненного сценария у старшеклассников.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся анализ специальной, психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбирались методы и методики исследования;
2) на втором этапе проводилось изучение характеристик жизненного сценария у старшеклассников с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 10-го класса (15 юношей и 15 девушек). Возраст испытуемых – 15-16 лет.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
Назначение методики: выявление статуса профессиональной идентичности у учащихся. С помощью методики можно определить 4 статуса профессиональной идентичности: неопределенная, навязанная, мораторий, сформированная.
Процедура проведения: испытуемым предлагается 20 утверждений, по каждому из которых возможно четыре варианта ответов. Испытуемому необходимо выбрать один из них. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца.
Назначение методики: исследование ценностных ориентаций. Опросник Ш. Шварца представляет шкалу, которая предназначена для выявления значимости основных типов ценностей, которые представлены
Вывод в заключение
С целью выявления характеристик жизненного сценария у старшеклассников нами было проведено эмпирическое исследование. Выявлено, что у юношей и девушек профессиональная идентичность не сформировалась. Преимущественно старшеклассники не имеют прочных профессиональных целей и планов и не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Юноши не имеют прочных профессиональных целей и планов и не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего жизненного сценария, профессионального развития. При этом, несамостоятельный выбор профессионального пути более выражен у девушек, чем у юношей.
Определяющая цель старшеклассников – личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, которое предполагает социальное одобрение. Другая преобладающая мотивационная цель старшеклассников заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям, что связано с потребностями в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Старшеклассники стремятся к самостоятельности мышления и выбора способов действий, в творчестве и исследовательской активности – они испытывают потребность в самоконтроле и самоуправлении, а также интеракционные потребности в автономности