ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод в заключение
Приложение
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации подростков-инвалидов.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся анализ специальной, психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбирались методы и методики исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей социально-психологической адаптации подростков-инвалидов с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в социально-психологической адаптации подростков-инвалидов и подростков без нарушений.
База и выборка исследования: исследование проводилась на базе государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили две группы. Для сравнительного анализа была сформирована группа подростков без нарушений.
В экспериментальную группу вошли 30 подростков-инвалидов с нарушениями слуха, в контрольную группу вошли 30 подростков без нарушений.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Назначение методики: выявление комплекса психологических проявлений, которые сопровождают процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели: адаптация, интернальность,
Вывод в заключение
С целью выявления особенности социально-психологической адаптации подростков-инвалидов было проведено эмпирическое исследование. Установлено, что для подростков-инвалидов характерна дезадаптивность, проявляющаяся в незрелости личности и дисгармонии в сфере принятия решения, внутренний контроль, непринятие себя, стремление избегать проблемы; для подростков без нарушений характерна высокая адаптивность. Сравнительный анализ результатов исследования социально-психологической адаптации подростков-инвалидов и подростков без нарушений показывал, что характеристики социально-психологической адаптации различны: у подростков-инвалидов показатели характеристик социально-психологической адаптации дезадаптивности, непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта, внутреннего контроля, ведомости, эскапизма, выше, чем у подростков без нарушений. У подростков без нарушения показатели характеристик социально-психологической адаптации адаптивности, принятия себя, внешнего контроля выше, чем у подростков-инвалидов.
При этом, уровень психологического