ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно, ежемесячно и ежедневно в разных частях света происходит множество захватывающих событий, свидетелями которых мы можем стать, если только изъявим желание. Если мы захотим увидеть воочию карнавал в Бразилии или попасть на фестиваль, пройтись с выступающими на параде в Нью-Йорке, в день Хэллоуина, продегустировать ирландское зеленое пиво на фестивале «Пива», отметить новый год на Бора - Бора, или многое другое – это всегда можно сделать! Все это доступно для каждого из нас, и называется это «событийный туризм».
Событийный туризм - если говорить о нем, как об отдельном виде туризма, является молодым. Этот вид туризма очень интересным родом деятельности и довольно стремительно развивается и набирает обороты. Особенностью событийного туризма, или как говорят, изюминкой этого туризма является то, что все поездки приурочены к каким либо мероприятиям, событиям.
Большинство туристов, которые увлекаются событийным туризмом, нацелены в своих путешествиях на праздники той местности, которую они спешат посетить, на ярмарки, фестивали. На сегодняшний день особенно популярным среди событийного туризма стали такие направления, как: посещения футбольных матчей, посещение фестивалей, концертов знаменитостей. И чаще всего эти мероприятия принято называть «событийными мероприятиями». Событийные мероприятия входят в состав событийного менеджмента, и по-другому еще может называться event-менеджмент.
Событийный туризм или событийные мероприятия в первую очередь это индивидуальный вид отдыха, который пропитан праздничной атмосферой. Люди, туристы, которые отправляются в такой вид туризма, как событийный, несомненно, испытывают в данном путешествии некую эйфорию, запечатлеют незабываемые яркие моменты, которые запоминаются на всю оставшуюся им жизнь.
Событийный туризм условно можно разделить на несколько категорий, которые отбираются по масштабу событий. По этому признаку выделяют: национальные и международные события. Кроме этого, событийный туризм можно разделить так же на несколько направлений, которые в свою очередь делятся в зависимости от тематик: национальные фестивали, фестивали кино и театра, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, фестивали музыки, и др. На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается и в Республике Беларусь.
Актуальность темы исследования
Событийный туризм или же событийные мероприятия являются одним из удивительных и уникальных видов туризма, так как является неиссякаемым по своему содержанию. У событийного туризма должен быть потенциал для развития: многочисленные масштабные события, народные традиции, многовековые праздники, этнография народов страны.
Отличительной особенностью «событийного туризма или мероприятия» является то, что он из года в год пополняется самыми новыми и свежими «событийными» турами, которые из разряда «случайных» переходят в разряд «регулярных», «постоянных». Данный вид туризма является перспективным и динамично развивающимся.
Основная цель какой-либо поездки, маршрута будет приурочена к какому-либо событию, моменту. Великолепные и увлекательные туры, которые сочетают в себе традиционность отдыха и участие в запоминающихся мероприятиях мира, постепенно завоевывают популярность среди отдыхающих.
Событийный менеджмент – как разновидность событийного туризма, направление очень интересное и богатейшее, так как позволяет путешествующим стать очевидцами величайших событий в мире спорта, искусства, культуры.
Актуальность исследований «событийных мероприятий» приобретает особое значение в связи с теоретической и практической потребностью в таких работах.
Объектом исследования служит менеджмент событийного туризма.
Предметом исследования является менеджмент событийного детского фестиваля на теплоходе «Солнце – Радость – Красота».
Цель данной работы – изучение менеджмента событийного туризма на примере детского фестиваля на теплоходе «Солнце – Радость – Красота».
Задачами работы явились следующие положения:
-раскрыть характеристику событийного туризма и event-менеджмента;
- изучить планирование и разработку событийных мероприятий;
- Проанализировать событийные мероприятия, проводимые в республике Беларусь;
- рассмотреть перспективы развития событийного туризма в Республике Беларусь;
- дать характеристику фестиваля «Солнце – Радость – Красота»;
- разработать событийное мероприятие на примере фестиваля «Солнце – Радость – Красота».
Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: статистический, аналитический, картографический, фондовый, сравнительный, методы экспертных оценок, метод районирования, а так же описательный метод.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили: учебно – методические материалы, литературные источники, справочные издания (универсальные и отраслевые), научные издания, картографические материалы, интернет – ресурсы, журналы.
Основой для написания данной курсовой работы послужили работы таких известных авторов, как: Дж. Голдблатт, У.Хальцбауэр, М.Сондер, М.Стоун, П.Гембл, Н.Вудкок, Р.Харрис, Г.Боудин, О.А. Шаврову, Н.И. Полищук, Л.Л. Соловьеву, А.В. Бабкин которые освещают теоретические основы и практические рекомендации в области событийного менеджмента и event-менеджмента.
Дополнительный материал взят из всемирной сети Интернет – публикации и статьи по заявленной тематике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ИВЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Характеристика событийного туризма и event-менеджмента
Туризм – это жизнь во всем её многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определенным целеполаганием и способом осуществления.
«Туризм - это особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании, общении, отдыхе». [14, с. 12].
«Событийный туризм - туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Он включат в себя мероприятия культурного, спортивного, этнографического, фольклорного, выставочного видов туризма»[5, с. 54].
«Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность» [2, с. 24].
Событийный туризм – это ощущение праздника, это специально созданные условия для отдыха, это масса незабываемых впечатлений. И пожалуй самое главное в событийном туризме – это неповторимые моменты в жизни, множество яркий событий, которые невозможно забыть.
Событийный туризм нацелен на то, что удовлетворить потребности туриста в тот момент, когда он посещает какое – либо конкретное мероприятие, фестиваль, шоу и т.д.
Основной целью для путешествия у людей выступает определенное событие.
Главная отличительная черта событийного туризма, повторимся, это масса полученного удовольствия, множество ярких и незабываемых моментов.
Бытует такое мнение, что событийный туризм сам по себе – это дорогое удовольствие, и не каждый может себе позволить. За частую, можно увидеть высокую цену на услуги данного вида туризма, т.к. их устанавливает само турагентство. А все это связано с тем, что очень часто туроператоры рискуют собственными денежными средствами, т.к. производят бронирование мест на крупнейшие мероприятия в мире, бронирование отелей, гостиниц – все это происходит заранее, за несколько месяцев вперед, иначе потом на данное событие может не оказаться свободных мест ни в гостинице, ни на транспорт, при помощи которого будут передвигаться отдыхающие.
ГЛАВА 2. СОБЫТИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Обзор событийных мероприятий, проводимых в Республике Беларусь
«Событийный туризм» или же «событийный менеджмент» в Республике Беларусь пользуется устойчивым индивидуальным спросом.
Стоит отметить тот факт, что событийный туризм, а в частности событийные мероприятия приносят высокие доходы и являются всесезонными, несмотря на достаточно таки высокую стоимость [19, с. 12].
Целевая аудитория событийных мероприятий в событийном туризме – это обеспеченные туристы, у которых доходы выше среднего, в возрасте, приблизительно, от 20 до 55 лет.
Именно данная возрастная категория и является потенциальными посетителями событийных мероприятий в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь ежегодно и ежемесячно проводится огромное множество событийных мероприятий, которые заранее уже подготовлены, разработаны и так же заранее рекламируются через различные формы.
Одной из таких форм рекламы является «Календарь событийных мероприятий Республики Беларусь на … год» составленный и разработанный БелТуристом.
Данный календарь разбит помесячно и по областям Беларуси, которые наполнены мероприятиями, которые будут проводится в нашей стране.
И так, давайте с вами проведем обзор данного Календаря за 2017 год.
И так, в Минской области по Календарю событий на 2017 год были запланированы следующие мероприятия:
- Фестиваль детского творчества «Чароўны куфэрак» в Любани в марте 2017 года – фестиваль с участием детских театральных коллективов и кукольных театров всей республики, и ближнего зарубежья;
- Спортивно-развлекательное мероприятие «Родео» в Воложине 1 мая 2017 года – конно-трюковое шоу;
- «Золотая шпора 2017» в д. Междуречье ;
- Спортивно-массовый праздник «День биатлона» в ЛБСБ «Заячья поляна»;
- «Шашлычный фестиваль» в РГЦ «Силичи»;
- Праздник искусств «Музы Нясвіжа» в г. Несвиже;
- Сплав по р. Вилия-Нерис, посвященный 160-летию научной экспедиции по Вилии историка и общественного деятеля графа Константина Тышкевича и 10-летию первой водной экспедиции «Шляхам стагоддзя Тышкевіча праз паўтара стагоддзя», со 2 по 20 июня 2017 года., д. Камено, г.Вилейка – Республики Беларус; г.Каунас – Литва;
- «Праздник деревянной ложки» в г.Березено в июне-июле 2017 года – ежегодный праздник, который посвящен бренду Березинского района – деревянной ложке;
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
3.1. Характеристика детского фестиваля на теплоходе «Солнце – Радость – Красота»
Детский фестиваль на воде «Солнце-Радость-Красота» - это событийное мероприятие, которое проводится на теплоходе.
Период проведения 2-ая неделя июля.
Цель данного фестиваля – знакомство с детскими и юношескими творческими коллективами;
- развитие и реализация событийных мероприятий в Республике Беларусь;
- организация культурно-просветительской деятельности;
- демонстрация музыкальных, хореографических, изобразительных способностей.
Партнерами и организаторами выступают: компания «МТС», «Белгосстрах», «Белая Русь», «Белорусский фонд мира», «Федерация профсоюзов Беларуси».
В семидневный тур теплоход отправится из Бреста в Мозырь. Теплоход может вмещать в себя около 100 человек.
Теплоход принимает как участников фестиваля и жюри, так и родителей, которые прибыли вместе со своими талантливыми ребятами.
Верхняя палуба теплохода специально оборудована для проведения фестиваля, нижняя часть состоит из кают-номеров, где располагаются круизные туристы.
Детский фестиваль «Солнце – Радость – Красота» - это уникальное событийное мероприятие, которое сочетает в себе историю и современность.
Фестиваль детского творчества на теплоходе – это не только выступления детей, но и организованы как мероприятия на борту теплохода, так и стоянки в городах, где для детей организованы экскурсии, встречи с другими творческими коллективами. Дети и их родители с удовольствием общаются с другими подростками и родителями из других городов, заводят дружбу и с улыбкой на лице провожают в плавание, надеясь на скорую встречу.
Фестиваль детского творчества «Солнце – Радость – Красота» - является разножанровым: творческие коллективы представляют все виды детского творчества: музыку, хореографию, изобразительное искусство, нестандартные формы творчества – иллюзионисты, жонглеры, пантомима.
Цель проведения событийного фестиваля на теплоходе – сближение детей, нахождение точек соприкосновения для творческой деятельности и общения. Таким образом, дети избавляются от вредных привычек, находят новых друзей, готовятся к самостоятельной жизни. На фестивале рождаются новые совместные номера разных коллективов.
Фестиваль состоит из двух частей: конкурсная часть и фестивальная часть. По желанию участников, могут принимать участие в обеих частях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время событийный туризм, событийный менеджмент являются динамично развивающимися направлениями в сфере основного туризма.
Современные специалисты и эксперты в области туризма безошибочно берут прогнозировать интенсивное и успешное развитие данного направления в туризме, основываясь на том. Что большая часть участников событийных туров, мероприятий сможет превысить количество участников экскурсионных туров.
Все большая популярность событийных мероприятий способствует успешному развитию как внутреннего, так и въездного туризма страны, а так же способствует формированию целей путешествия.
Как выяснилось из курсового исследования, то одним из направлений событийного туризма является организация различных фестивалей.
Именно фестивали отличаются своей красочностью, яркостью, фееричностью и т.д. Это все, конечно же, зависит от тематики событийного фестиваля.
В теоретической части курсового исследования мы постарались охарактеризовать событийный туризм и ивент-менеджмент. Рассмотрели планирование и разработку событийных мероприятий. Так же постарались максимально четко отразить обзор событийных мероприятий, которые проводятся ежегодно в Республике Беларусь, и оценили перспективу развития событийного туризма в Беларуси.
В практической части работы нами была проведена работа по разработке событийного мероприятия – детского фестиваля «Солнце – Радость - Красота».
Нами была разработана концепция для детского фестиваля, который мы запланировали провести на теплоходе. Именно теплоход и детский фестиваль – это событийное новое мероприятие, которого в Республике Беларусь еще не было.
Программу тура можно просмотреть в приложении.
Стоит отметить, что событийный туризм без событийного менеджмента не сможет существовать, т.к. событийный менеджмент – это тот участок работы, о которого зависит сама организация событийного мероприятия. Под непосредственным и чутким руководством ивент-менеджеров и осуществляется организация событий.
Хорошо организованное event-мероприятие позволяет увеличить круг потребителей и объем продаж товаров и услуг. Равно как плохо проведенное мероприятие может их сократить и негативно отразится на имидже компании.
1. Алексеева, О.В. Событийный туризм и ивент-менеджмент / О.В. Алексеева // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6. Вып. 2 (186). – С. 167–172
2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие / А.В. Бабкин. – Ростов – на – Дону, 2008. – 252 с
3. Булганина, С.В. Событийный туризм: история и перспективы развития / Булганина С.В., Лопаткина Н.С. // Интернет–журнал Науковедение. – 2015. – № 3. – С. 6
4. Гайдукевич, Л.М. Приоритетные направления международного сотрудничества Беларуси в сфере туризма / Л.М. Гайдукевич // Журнал международного права и международных отношений. – 2007. – № 4. – С. 48–52
5. Долженко, Г. П. Основы туризма / Г.П. Долженков. – Москва : Феникс, 2009. – 320 с
6. Ивент [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org/wiki/Event. – Дата доступа : 04.03.2018.
7. Календарь событийных мероприятий Республики Беларусь на 2017 год / БелТурист; ПРОФТУР. – Минск, 2017. – 32 с. – Коллекция избранных путешествий
8. Клейман, А.А. Современные тренды развития событийного туризма и ивент-менеджмента / А.А. Клейманн // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2016. – № 2 (82). – С. 112-121
9. Корхова, О.Н. Проблемы и перспективы развития событийного туризма в Республике Беларусь / О.Н. Корхова // Туризм и гостеприимство / Полесский государственный университет. – 2016. – №1. – С. 72-77
10. Лакомов, Е.А. Классификация видов событийного туризма / Е.А. Лакомов // Вестник университета. – 2013. – №2. – С. 64-69
11. Малашенкова, Е. Классификация event-мероприятий [Электронный ресурс] / Елена Малашенкова. – Режим доступа : http://styleproject.ru/blog/klassifikaciya-event-meropriyatiy. - Дата доступа : 04.03.2018
12. Назимко, А. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей А. Назимко. – Москва : Вершина, 2010. – 224 с
13. Нестеров, А.К. Ивент-менеджмент [Электронный ресурс] / А.К. Несторов // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru : сайт. – Режим доступа : http://odiplom.ru/lab/ivent-menedzhment.html. - Дата доступа : 04.03.2018
14. Проблемы и перспективы современного туризма: сборник работ по материалам Первой международной заочной научно-практической студенческой конференции (г. Тула, 10-11 декабря 2009 года). – Тула, 2009. – 205 с
15. Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь / Д.Г. Решетников. – Минск : Четыре четверти, 2011. – 248 с
16. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации / А.Н. Романцов. – Москва : Дашков и К, 2009. – 116 с
17. Сондер, М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер. – Москва : Эксмо, 2010. – 543 с
18. Суслова, И.А. Событийный туризм: тенденции регионального развития / И.А. Суслова, Л.С. Морозова. – Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 94–104.
19. Хальцбаур, У. Event-Менеджмент / У. Хальцбаур и др. – Москва : Эксмо, 2007. – 156 с.