Введение
1 Мир интертекстовой связи фольклорной и литературной сказки
1.1 Становление жанра литературной сказки
1.2 Интертекстуальность в основе трансформации современной литературной сказки
Выводы по главе 1
2 Влияние постмодернистской эстетики на сказки в стихах Роальда Даля
2.1 Современные сказки Роальда Даля на основе фольклорных сюжетов
2.2 Способы организации игры с прототипическими элементами текста традиционных сказок
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует огромное количество литературных сказок, которые отличаются от народных сказок тем, что имеют конкретного автора и, таким образом, располагают индивидуально-авторским понимание сказочных сюжетов.
Роальд Даль (1916–1990) занимает особое место в детской английской литературе, его книги пользуется огромной популярностью среди детей, по мотивам его произведений снимаются фильмы.
В западных критических статьях, в которых освещается его творчество, центральным звеном являются такие аспекты, как причины популярности писателя, особенности его происхождения, самые распространенные факты его биографии, основные типы героев, конфликт в его произведениях. Однако исследователи не могут прийти к единому мнению о том, как определить жанр его детских книг.
В целом произведения Роальда Даля определяются как принадлежащие к пограничным и мало исследованным жанровым формам. Есть попытка со стороны западных исследователей рассмотреть его произведения в жанровом аспекте, но чаще всего такие статьи не представляют системного анализа проблемы, кроме того, в них не говорится о преемственности традиций английской литературы. Это обусловливает актуальность и новизну нашего исследования.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности поэтики постмодернистских сказок Роальда Дала.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать становление жанра литературной сказки.
2. Рассмотреть интертекстуальность в основе трансформации современной английской сказки.
3. Рассмотреть проявление фольклорных сюжетов в современных сказках Рональда Дала.
1 МИР ИНТЕРТЕКСТОВОЙ СВЯЗИ ФОЛЬКЛОРНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
1.1 Становление жанра литературной сказки
Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и «давно стала полноправным литературным жанром» [18, с. 20]. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия.
Ситуация с трактовкой понятия «литературная сказка» может быть кратко представлена так: сказки бывают разные, «но в науке…до сих пор не создано единой классификации» [17, с. 3]. Уже в течение долгого времени многие исследователи обращают внимание на данную проблему и пытаются разрешить ее различными способами. Существует большое количество определений литературной сказки как жанра, условно их можно поделить на два типа.
Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке, но в конкретных произведениях данные характеристики могут частично отсутствовать. Такого рода определения довольно громоздки и неприменимы ко всем литературным сказкам.
Второй тип – это попытка обобщенного универсального определения. Но такой формулировки, которая устроила бы всех исследователей, пока нет. Вот примеры:
1. Литературная сказка – авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей [4, с. 6].
2 ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ НА СКАЗКИ В СТИХАХ РОАЛЬДА ДАЛЯ
2.1 Современные сказки Роальда Даля на основе фольклорных сюжетов
Для художественной литературы характерно использование традиций народного творчества, художественных образов и приемов, потому что та или иная фольклорная модель является частью культуры народа. Использование традиционных мотивов было присуще романтикам, в частности Гофману, который через сказку создает «новую мифологию, глобальную мифическую модель мира» [16, с. 177].
Но фольклорная традиция трансформируется с учетом времени. В эпоху постмодернизма согласно теории Жака Деррида существование человека происходит в мире текстов культуры. Они воспринимаются, интерпретируются, воспроизводятся, пародируются. В постмодернистском тексте сосуществуют различные направления, течения, стили, мировоззренческие концепции. Роальд Даль как писатель постмодернист умело сочетает в своих новеллах классическую новеллистическую структуру, традиционные фольклорные мотивы, анекдотическую стихию и сюрреалистический черный юмор, который уже стал отличительной чертой постмодернизма. Так, Ричард Пойриер, американский теоретик постмодернизма, литературу «черного юмора» рассматривает в качестве «единственной движущей силы» [6, с. 317] современного искусства.
Жанр большинства книг Роальда Даля определяется разными авторами по-разному. Так, исследователи М. Зубер [31, с. 76] и Дж. Шафайе [29, с. 180] обозначают его книги как произведения детской литературы, или детскую книгу («children’s book»), и «fantastic novels», что отражает основную тенденцию западного литературоведения – отсутствия разделения жанров в детской литературе. К. Николсон именует произведения Роальда Даля для детей как «tales of fantasy». Он связывает «fantasy» не с жанром фэнтези, а с мечтой, фантазией [28, с. 319].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сравнивая литературную сказку с такими родственными фантастическими жанрами, как волшебная сказка или научная фантастика, мы можем выявит ее определение. Под литературной сказкой понимается жанр авторского фантастического литературного произведения, уходящий своими истоками к народной сказке и перенимающий у нее теорию «сказочной реальности» в качестве жанрообразующего элемента не имеющий научного характера.
Литературная сказка является одним из самых популярных жанров словесного искусства. Исследованию данного жанра посвящено множество научных трудов, число которых растет с каждым годом. Однако проблемы становления сказочного жанра в литературе до сих пор остаются почти не освещенными.
В детской литературе начала XXI века отмечается трансформация жанра литературной сказки (ее жанровой формы), одним из специфических признаков которой является часто применяемая интертекстуальность. Эта функция определяет и роль текстов, так как переводит их из разряда детской литературы в разряд взрослой. Можно отметить, что интертекстуальность заметно влияет на процесс становления жанра литературной сказки и развитие детской литературы в целом.
На основании проведенного анализа, мы можем сделать следующие выводы.
Игровой принцип позволяет сочетать одновременную субъективность и объективность восприятия событий, осуществлять переход между точками зрения героев на события, вводить в сказки образ рассказчика или подчеркивать фиктивность образа автора.
Взаимодействие сказки как прецедентного текста со вторичным текстом, ведущее к смене авторства, может осуществляться на основе механизмов интерпретации и модификации.
1. Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки / С.Ф. Абрамюк // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1979. – 220 с
2. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с
3. Бахтина, В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия / В.А. Бахтина // Фольклор народов РСФСР. – Уфа, 1979. – С. 67–74
4. Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде. – М., 1979. – 420 с
5. Вербицкая, М.В. 6. К обоснованию теории «вторичных текстов» / М.В. Вербицкая // Филологические науки. – 1989. – № 1. – с. 29-36
6. Западное литературоведение ХХ века: энциклопедия / гл. науч. ред. Е.А. Цурганова. – М.: Intrada, 2004. – 560 с
7. Ионова, С.В. Аппроксимация содержания вторичных текстов / С.В. Ионова. – Волгоград: ВолГУ, 2006. – 380 с
8. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: ЛКИ, 2007. – 264 с
9. Китаева, Е.М. Проявления интертекстуальности в детской литературе (на примере английской литературной сказки) / Е.М. Китаева // Вестник Брянского госуниверситета. – Брянск: БГУ, 2016. – № 1. – С. 254–256
10. Косиков, Г.К. Поэтика и герменевтика / Г.К. Косиков // Вопросы литературы. – 1993. – № 3. – С. 42
11. Левченкова, О.С. Феномен чуда в русской литературной сказке 30–90-х гг. ХХ века / О.С. Левченкова // Филологические науки. – 2000. – №5. – С. 72–80
12. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки / М.Н. Липовецкий. – Свердловск: Урал. университет, 1992. – 183 с
13. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм / М.Н. Липовецкий. – М., 2002. – 317 c
14. Мележинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мележинский. – М., 1958. – 460 с
15. Мележинский, Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е.М. Мележинский //Труды по знаковым системам. – Тарту, 1969. – № 236. – С. 86–135
16. Мележинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мележинский. – М.: Наука, 1990. – 280 с
17. Нагибин, Ю. О сказках и сказочниках / Ю. Нагибин //Литературные сказки зарубежных писателей. – М., 1982. – 320 с
18. Неелов, Е.Н. Сказка, фантастика, современность / Е.Н. Неелов. – Петрозаводск, 1987. – 275 с
19. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика / Л.В. Овчинникова. – М., 2003. – 312 с
20. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализеев. – М.: Высш.шк., 2002. – 437 с
21. Цикушева, И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) / И.В. Цикушева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – №. 1. – С. 1–4
22. Чернявская, И.С. Некоторые особенности современной литературной сказки / И.С. Чернявская // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1979. – С. 115–127
23. Шарапова, И.В. Функции интертекстуальности в современной литературной сказке / И.В. Шарапова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 126–129
24. Ярмыш, Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии / Ю.Ф. Ярмыш // Радуга. – 1972. – № 11. – С. 174–179
25. Grenby, M.O. Children’s literature / M.O. Grenby. – Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2008. – 232 p
26. Buss, K. Reading and writing literary genres / K. Buss, L. Karnowski. – International Reading Assoc., 2000. – 200 p
27. Dahl, R. Revolting Rythmes / R. Dahl. – Puffin books, 1982. – 48 p
28. Nickolson, C. Dahl, The Marvellous Boy / C. Nickolson // A necessary fantasy: the heroic figure in children's popular culture. – N.Y.: Garland Publishing Inc., 2000. – P. 309–327
29. Shaphayegh, G. The Reader-Response Approach in Roald Dahl's Children’s Novels: MA thesis / G. Shaphayegh. – Shahid Beneshti University, 2005. – 180 p
30. Sharp M.D. Roald Dah / M.D. Sharp // Popular Contemporary Writers. – N. Y.: Marshall Cavendish Corp., 2006. – P. 515–533
31. Szuber, M. Hornswogglers, Whangdoodles and other dirty beasts: the comic grotesque in Roald Dahl’s writings for сhildren: MA thesis / M. Szuber. –Montreal: McGilLUniversity, 1999. – 154 p