Введение
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
1.1. Практическая значимость внеклассной работы при обучении иностранному языку. Основные цели и задачи
1.2. Основные формы проведения внеклассной работы по иностранному языку в средней школе
1.3. Технология подготовки и проведения внеклассной работы по иностранному языку
1.3.1. Разнообразие средств и методов, используемых при организации внеклассной деятельности по иностранному языку
Глава 2. Информационно-коммуникативные технологии при организации внеклассной работы
2.1. Проектная деятельность, как разновидность внеурочной формы работы
2.2. Облачные технологии (Веб 2.0) в организации внеклассной деятельности
2.3. Аутентичные материалы в организации внеклассной деятельности
2.3.1. Классификация аутентичных материалов
2.4. Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины с использованием ИКТ по теме « Halloween»
2.5. Методическая разработка внеклассного мероприятия-праздника «Праздник алфавита»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
В современном мире иностранному языку отводится одно из главных мест в системе основного и дополнительного образования. Главной целью при изучении иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Следовательно, одной из самых главных задач учителя является повышение мотивации к изучению иностранного языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Пересматривается использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся, внедряются новые технологии и нетрадиционные формы урока, проводятся недели иностранных языков, конкурсы чтецов, ораторов, различные викторины и олимпиады. Но специфика учебной программы такова, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал учащихся, сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. В сложившейся ситуации на помощь приходит внеклассная работа, которая не предполагает четких правил проведения и не ограничивает учителя в выборе формы и места проведения мероприятия, а также предполагает использование возможностей современных информационных технологий. Все это благотворно влияет на отношения учитель – ученик, а значит, помогает выстроить доверительные отношения и преодолеть мнимые барьеры. Поэтому актуальность данной курсовой работы заключается в том, что она помогает понять специфику работы с учащимися во внеурочные часы.
Работа заключает в себе практическую значимость, так как в ней рассматриваются новые формы работы в Интернете, такие как Web 2.0, а методическая разработка внеклассных мероприятий по темам «Halloween» и «Праздник алфавита» могут быть использованы учителями среднеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является внеурочная деятельность, а предметом исследования – разнообразие форм и методов работы с учащимися во внеурочное время.
Объект и предмет исследования определяют цель данной курсовой работы: изучить все возможные аспекты внеклассной работы и на данной теоретической основе разработать свои планы внеклассных мероприятий.
Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:
- определить практическую значимость внеклассной работы, изучить цели и задачи;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Практическая значимость внеклассной работы при обучении иностранному языку. Основные цели и задачи
Внеклассной и внешкольной работой называются различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время. В преподавании всех школьных предметов внеурочная и внешкольная деятельность занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой каждого предмета [4].
Внеклассная работа по иностранному языку в совокупности с уроками в рамках учебной программы создает условия для более полной реализации практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей при обучении иностранному языку. Она способствует расширению области применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Если внеклассная работа проводится на каждом этапе обучения и сопровождает курс обучения в целом, то таким образом успешно поддерживается близкая мотивация, в связи с тем, что каждая составляющая учебного процесса обеспечивает необходимые условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков, что и формирует положительное отношение к изучению предмета.
Внеклассная работа, которая выстраивается на добровольных началах, создает комфортную обстановку, которая является свободной от дидактических установок, что позволяет стимулировать развитие инициативы учащихся, их способностей, а также снимает психологические барьеры и комплексы. Каждый может проявить себя в любом виде деятельности, поэтому участие во внеклассной работе способствует гармоничному развитию личности школьника, а также помогает ему раскрепоститься. Внеклассная работа помогает развить такие качества, как активность, взаимопомощь, взаимоподдержка, целеустремленность, способность мыслить рационально, коллективизм.
Особую значимость имеет и тот факт, что внеклассная работа по иностранному языку способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло [10].
2 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Как показывает практика, использование информационно-коммуникативных средств в организации внеклассной работы по иностранному языку значительно повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков и культуры разных стран. ИКТ могут быть классифицированы как:
- синхронное взаимодействие (видео-, аудиоконференции, беседа в режиме реального времени (чат));
- асинхронное взаимодействие (конференции на основе www, блоги, форумы, электронные учебные материалы).
Рациональное применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во внеклассной работе по иностранному языку позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды;
2) полнее реализовывать дидактический принцип наглядности;
3) показывать социокультурные реалии: мимика, жесты, одежда, окружающая обстановка.
Изучение иностранного языка посредством компьютера открывает самый широкий спектр возможностей для изучения иностранного языка. Интернет открывает возможности для поиска любимого, необходимого материала: из области страноведения, жизни подростков, статей и многое другое. Учащиеся могут самостоятельно или под руководством учителя принимать участие в онлайн конференциях, тестах, турнирах или олимпиадах, а также общаться на форумах или телемостах.
Использование Интернета во внеклассной работе помогает развивать самостоятельность, активность, а визуализация и аудиолизация материала привлекает внимание учащихся и помогает поддержанию интереса к изучению языка. Учащиеся могут работать индивидуально, парно и в группе.
Pecуpcы Интepнeта мoжнo иcпoльзoвaть для paзличных цeлeй, тaких кaк caмocтoятeльный пoиcк инфopмaции для paбoты нaд пpoeктoм, ликвидaция пpoбeлoв в знaниях, coвepшeнcтвoвaниe нaвыкoв aудиpoвaния, пoпoлнeниe cлoвapнoгo зaпaca, фopмиpoвaниe уcтoйчивoй мoтивaции инoязычнoй дeятeльнocти. Кpoмe тoгo, oвлaдeниe кoммуникaтивнoй кoмпeтeнциeй нeвoзмoжнo бeз пpaктики oбщeния, и иcпoльзoвaниe pecуpcoв Интepнeт во внеклассной работе пpocтo нeзaмeнимo.
Заключение
В ходе нашего исследования нам удалось достичь конечной цели и сопутствующие ей задачи. Нами была рассмотрена внеклассная работа как одна из составляющих учебного процесса, в частности мы изучили особенности проведения внеклассной работы по иностранному языку, рассмотрели классификации форм работы, описали основные из форм работы. Новизной данной работы является рассмотрение современных способов работы с Интернетом, такие как технологии Web 2.0, которые предоставляют широкий спектр возможностей для изучения языка. По результатам исследования мы сформировали выводы.
Во-первых, внеклассная работа представляет собой деятельность во внеурочные часы, а значит, не регламентируется ни временем, ни местом, ни формой проведения, что является основным достоинством. Данный вид деятельности направлен на развитие инициативы школьника, повышения его мотивации к изучению предмета. Внеклассная работа способствует развитию школьника как личности и помогает развивать эстетическую и творческую сторону личности.
Во-вторых, существует ряд классификаций внеклассной работы: по смыслу мероприятия, например, соревновательные; по времени – постоянные или эпизодические; по количественному признаку – индивидуальные, групповые и массовые. Данная классификация включает в себя большое множество видов внеклассной работы – утренники, кружки, КВН, чтения, конкурсы, конференции, выпуск стенгазеты, экскурсии и многое другое.
В-третьих, внеклассная работа должна строиться на определенных принципах. В нашей работе мы выделяем 6 основных принципов: принцип связи обучения с жизнью; принцип коммуникативной активности учащихся; принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся; принцип учета возрастных особенностей учащихся; принцип межпредметных связей. При подготовке следует опираться на уже усвоенные знания и медленно подводить учащихся к новым знаниям.
В-четвертых, современная внеклассная работа должна строиться на современных технологиях, так что очень важно приводить наглядность в виде отрывков фильмов или использовать различные презентации. Также актуальными будут аудиозаписи современных исполнителей и работа с этими аудиозаписями.