Введение
I Контроль как основа эффективного обучения
1.1 Контроль в обучении иностранному языку
1.1.1 Цели контроля
1.1.2 Функции контроля
1.1.3 Формы контроля
1.1.4 Требования к проведению контроля
1.1.5 Контроль на различных этапах урока
II Способы организации контроля знаний, умений, навыков на уроках иностранного языка
2.1 Проблемы контроля знаний учащихся
2.2 Приемы контроля на уроке иностранного языка
2.3 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
2.4 Методы исправления ошибок
Заключение
Список использованных источников
Введение
В процессе учебно-воспитательной работы одной из неотъемлемых частей является контроль. Для успешного управления процессом обучения немецкому языку необходимы четкие системы контроля за речевыми навыками и умениями учащихся. В результате контроля представление о сложившемся уровне знаний получает не только учитель, но и каждый учащийся способен осознанно исправлять собственную речевую деятельность.
Соблюдение требований к контролю знаний не всегда осуществляются в школе в полноценной мере. Часто разнообразные формы и методы контроля не применяются и не соблюдаются в системе организации учебного процесса. Некоторые учителя используют контроль зачастую лишь для показателей достигнутого, подходя к организации контроля традиционно. Из недостатков осуществления контроля отмечается и субъективизм при выставлении оценок, отсутствие ясных обоснованных критериев. Подобные недочеты приводят к ухудшению качества знаний учеников. Проверка знаний обязана давать не только сведения о правильности или неправильности деятельности, но и сведения о самой проверке: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Организованный правильно контроль учебной деятельности дает учителю возможность объективно оценивать знания, умения и навыки, получаемые учащимися в процессе обучения, а также оказать своевременную помощь и добиться заданных целей обучения.
Актуальность данной темы обоснована тем, что контроль знаний и умений учеников – один из самых важных компонентов образовательного процесса. От правильно организованного контроля зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом. Без регулярной и объективной информации об усвоении школьного материала обучение не может называться полноценным, поскольку будет отсутствовать понимание того, как учащиеся применяют знания в выполнении практических задач.
При подходе к подготовке урока необходимо помнить, что важнейшей задачей педагога является поиск необходимых форм контроля и методах его организации. Все критерии оценки знаний, умений и навыков учителем должны быть продуманы во время подготовки к уроку. Каждый учитель обязан иметь свою систему контроля, включающую разнообразные средства и приемы работы для понимания учащимися того, что учитель постоянно контролирует уровень их успехов и качество овладениями полученными знаниями.
Целью данной работы является раскрытие комплексного подхода к системе контроля в обучении иностранному языку и выделение основных средств его реализации.
I Контроль как основа эффективного обучения
1.1 Контроль в обучении иностранному языку
1.1.1 Цели контроля
Контроль – это грамотное определение уровня владения языком, который достигается учениками за отдельный период обучения. Контроль также является частью урока, когда учитель дает оценку тому, как был усвоен материал и в какой мере он может быть использован в практических целях. Контроль позволяет:
1. получать учителем информацию о результатах проделанной работы не только группы учащихся, но и отдельно взятого ученика; также контроль помогает учителю проследить за результатами собственной работы, позволяет узнать эффективность личных приемов обучения, дает возможность определить собственные неудачи в учебном процессе;
2. учащимся повысить мотивацию в обучении, поскольку контроль отражает успехи и неудачи в проделанной работе; благодаря контролю ученик понимает необходимость прилежного учения и получает возможность вносить изменения в своей учебной деятельности.
Контроль знаний на занятиях включает в себя три объекта: знания и навыки, которые сформированы на их основе (языковая компетенция); умения использовать приобретенные знания и навыки в разнообразных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); знание информации о стране изучаемого языка и об особенностях речевого поведения носителей этого языка (социокультурная компетенция).
Коммуникативная компетенция выступает в роли главной практической цели обучения иностранным языкам, которая помогает определить основной итоговый объект в контроле речевых умений. Объектом текущего контроля принято рассматривать владение языковым материалом. Следует учитывать то, что при контроле за уровнем владения иностранным языком нужно отталкиваться от относительной правильности речи, а не абсолютной. Оценивать достигнутый уровень коммуникативной компетенции необходимо с учетом уровня решения заданной коммуникативной задачи, а не количества допущенных языковых ошибок. Умения ясно излагать мысли в поставленной речевой ситуации и грамотно пользоваться средствами языка при построении высказывания говорят о настоящем уровне владения иностранными языками.
В средней школе в роли ожидаемого результата учебного процесса овладения языком выступают коммуникативные компетенции в письме, аудировании, говорении и чтении [1, с. 57].
На занятиях по иностранному языку контроль знаний должен показывать специфику этого учебного предмета. Овладение различными возможностями использования языка в разнообразных видах речевой деятельности и сферах общения является неотъемлемой составляющей успешного усвоения иностранного языка.
II Способы организации контроля знаний, умений, навыков на уроках иностранного языка
2.1 Проблемы контроля знаний учащихся
Контроль, оценка знаний и умений учащихся входят в диагностирование как неотъемлемые составные части. В педагогической технологии эти компоненты считаются очень древними. Возникшие в начале цивилизации, контролирование и оценивание считаются обязательными составляющими школы, которые сопровождают ее развитие.
Проблематика контроля результатов учебной деятельности не является новой, а педагогический опыт, который был накоплен в процессе развития методик обучения, является очень богатым и обширным. Требование объективного контролирования в сочетании с гуманным отношением учителей к ученикам пронизывает все дидактические системы.
Константин Ушинский строго критиковал современные ему формы контроля. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную работоспособность учеников. Преподаватель спрашивает обычно одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. По мнению Ушинского, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу [13, с. 54].
Попытки повлиять на изменение подходов к школьному контролю, которые предпринимались раньше, не дали никаких результатов, так как практически все нововведения были сгруппированы вокруг одного вопроса – необходимо ли использовать в школах оценки в качестве контроля или стоит обходиться без них. В 1918 году вместе с отменой оценкой были также отменены и экзамены, вместо них внедрили более простые формы учета и контролирования успеваемости учеников. Следует отметить, что обучение без оценок не дало никаких положительных результатов. Было определено, что простая перспектива приобретения знаний и стремление к знаниям не являются мотивирующими стимулами в учебном процессе [14, с. 35].
Под контролем знаний, учащихся понимают выявление, измерение и оценивание этих знаний. Выявление и измерение называется проверкой, поэтому поверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и ученикам в процессе обучения, получения педагогом объективной информации о степени освоения учебного материал, требует своевременного выявления пробелов и недостатков в знаниях и умениях учащихся.
Рутинные формы побуждения к учению с помощью оценивания в современной жизни школы и образовательного процесса больше не имеет актуальности. Ключевым является поиск новых способов мотивации учебного труда учеников, выявления принципа личной выгоды, который набирает силы в обучении и воспитании, определяет иные подходы.
Заключение
В своей работе преподаватель обязан использовать не только стандартные формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Учителю необходимо уметь делать учебный процесс не только эффективным, но и интересным для учащихся. Систематический контроль знаний и умений учащихся – это одно из основных условий повышения качества процесса обучения. Умелое владение педагогом различными формами контроля знаний и умений помогает повысить заинтересованность учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, именно тогда он будет и развивающим, и воспитывающим.
Индивидуальные особенности детей проявляются в результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений, увеличивается уровень подготовки к занятиям, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.
Целью данной курсовой работы было рассмотрение способов организации контроля знаний, умений и навыков учеников и особенности его организации на уроках немецкого языка. В соответствии с задачами работы были изучены вопросы, касающиеся организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся на уроках иностранного языка. Также при написании курсовой работы было организовано наблюдение за работой учителей-практиков, изучение их способа контроля знаний в зависимости от конкретной ситуации.
Таким образом, при рассмотрении вопросов организации контроля на уроках иностранного языка важно различать контроль, слитый с обучением, и контроль, отделенный от обучения. Первый вид контроля используется как при выполнении подготовительных, так и при выполнении речевых упражнений, второй вид используется только для контроля речевых умений. Постоянный контроль знаний, умений и навыков на уроках немецкого языка – одно из основных условий качественного обучения учащихся.
При обучении иностранному языку могут использоваться как устная, так и письменная формы контроля, однако предпочтение должно отдаваться устным формам.
В обучении иностранному языку в контроле, объединенном с обучением, лучше всего использовать фронтальные формы работы, как для проверки умений в устной речи, письме и чтении необходимо использовать индивидуальные формы. Важно уметь грамотно объединять индивидуальный контроль с фронтальным. Чтобы достичь максимальной эффективности при индивидуальной форме контроля необходимо при проверке использовать технически средства.
1. Аванесов В.С., Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп./ В.С. Аванесов. – Москва, 1998. – 217 с.
2. Голубков В.В., Методика преподавания литературы // Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения / В.В. Голубков. – Россия, Москва, 1995. – С. 26-47.
3. Клычникова 3.И., Психологические основы обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова – Москва, 1983. – 134 с.
4. Савина Н.В., Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. 2-е изд., доп.// Просвещение / Н.В. Савина – Москва,1978. – 351 с.
5. Богданова О.Ю., Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов. – Москва, Академия, 2000. – 400 с.
6. Лезинский ВМ., Современный урок // Центр «Педагогический поиск», №2. – Москва, 2010. – С. 54-62
7. Карпенко Л.А., Методология обучения, 2-е издание / Л.А. Карпенко. – Москва,2010. – 211 с.
8. Пидкасистый П.И., Педагогика: Учеб. пособие для студ.пед. вузов и пед. колледжей. – Москва,2006.
9. Королев М.Ф., Полле А.Б., Романькова Н.В., Образовательные стандарты и контрольно- оценочная деятельность //Королёв М.Ф – Москва, 1996. – 128 с.
10. Подласый И.П., Педагогика: Новый курс: учебное пособие для студентов педколледжей / И.П. Подласый. – Москва, ВЛАДОС, 2001. – 547с.
11. Елухина Н.В., Тихомирова Е.В., Контроль устного неофициального общения на иностранном языке // Иностранный язык в школе, №2. – Москва,1998. – с. 17-24
12. Ганелина Ш.И., История педагогики и современность / Ганелина Ш.И. – Липецк,1970. – с. 120-128.
13. Настольная книга преподавателя иностранного языка: пособие / Е. А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – М.,1996. – 413 с.
14. Миньяр-Белоручев Р.К., Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе, №21 – Москва, 2011. – с. 34-38.
15. Подласый И.П., Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений: В 2 кн: Кн.1: Общие основы. – М., 2001. – с. 563-566.
16. Селевко Г.К., Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей / Селевко Г.К. – М., 2014. – 89 с.
17. Рез З.Я., Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности // Р.Ф. Брандесов, Т.В. Качурин и другие; Под редакцией З. Я. Рез.-2-е издание. – Москва: Просвещение, 1985.
18. Шишов С.Е., Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы / Шишов С.Е. – М., 1997. – 261 с.
19. Хуторской А.В., Современная дидактика / А.В. Хуторский. – СПб., 2001. – 145 с.
20. Клычникова З.И., Психологические основы обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычников. – Москва, 2014. – 108 с.
21. Горчев А.Ю., Объекты, уровни и приёмы контроля // Иностранный язык в школе. – Москва,1984. – с.68-72.
22. Денисова Л.Г., Симкин В.Н., Об итоговом контроле обученности иностранному языку. – М., 1995 – 270 с.
23. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе // Под редакцией Миролюбова А.А. – М.,1981. – 152 с.
24. Рапопорт И.А., Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива / И.А. РАпопорт. – М., 1985. – 212 с.
25. Бабанский Ю.К., Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. – М., 1998. – с. 253-272.
26. Баранов С.П., Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ. 4-е изд.- М., 2015. – с. 150-161.
27. Сластенин В.А., Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений, 6-е изд. – М., 2007. – с. 323-340.
28. Семушина Л.Г., Содержание и технологии обучения в средн. спец. учеб. завед. – М.,2001. – с. 215-236.
29. Миролюбов А.А Методики обучения иностранному языку в средней и старших школах/ А.А. Миролюбов– М.,1981. – 213 с.
30. Хуторской А.В., Организация контроля знаний в учебном процессе / А.В. Хуторский. – СПб., 2001. – 126 с.