Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматике английского языка в средней школе
1.1. Роль грамматики в обучении иностранному языку
1.2. Рецептивный грамматический навык
1.3. Отбор рецептивной грамматики
Глава 2. Практические аспекты обучения грамматике английского языка в средней школе
2.1. Этапы работы над грамматическим материалом
2.2. Комплекс упражнений по работе с рецептивной грамматикой
2.3. Фрагмент урока по обучению рецептивной грамматике в 6 классе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Под грамматическим уровнем языка понимается синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования.
Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо увеличивалась, либо недооценивалась или вовсе исключалась.
В настоящее время в средней школе роль грамматики играет важную роль. При изучении какой-либо темы на китайском языке мы каждый раз сталкиваемся с тем или иным грамматическим материалом. При его изучении необходимо учитывать не только тематику, но и использовать различные приемы и методы обучения.
Процесс обучения в наши дни требует более дифференцированного и творческого подхода к обучению грамматики. Поэтому мы посчитали важным разработать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков, чтобы помочь преподавателю в предъявлении, закреплении и тренировке какого-либо грамматического материала.
Объект исследования: рецептивная грамматика.
Предметом исследования: методика преподавания рецептивной грамматики.
Цель исследования: выявить методику обучения рецептивной грамматике учащихся средней школы.
Цель определяет задачи работы:
1. Определить роль грамматики в обучении иностранному языку;
2. Рассмотреть рецептивный грамматический навык;
3. Выявить особенности отбора рецептивной грамматики;
4. Охарактеризовать этапы работы над грамматическим материалом;
5. Определить комплекс упражнений по работе с рецептивной грамматикой;
6. Разработать фрагмент урока по обучению рецептивной грамматике в 6 классе
Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматике английского языка в средней школе
1.1. Роль грамматики в обучении иностранному языку
В современном обществе роль иностранного языка как средства общения постоянно возрастает. В контексте модернизации системы образования перед учащимися учебных заведений ставится задача практически свободного владения устной и письменной иноязычной речью. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Главная цель обучения грамматике заключается в том, чтобы дать учащимся возможность осуществить свои коммуникативные цели.
В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком.
В связи с этим ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении иностранным языкам.
Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой стороны, преувеличение ее роли в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического овладения языком [1, с. 177].
Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования.
Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так
как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и
письменного общения.
История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо преувеличивалась, как это имело место в переводных методах, либо недооценивалась или вовсе исключалась (в прямых и непрямых методах).
В коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась аналогичная картина. Первоначально превалировала точка зрения,
согласно которой грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли осуществляться специальное обучение
Глава 2. Практические аспекты обучения грамматике английского языка в средней школе
2.1. Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся в общих чертах к следующему:
1) материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
2) в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;
3) грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
4) введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
5) пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;
6) для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.
К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся: ознакомление, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении.
Ознакомление включает в себя введение грамматического материала и его объяснение.
При введении используется либо доска с записью несложного контекста, либо демонстрация грамматического явления в тексте, а также таблицы, схемы, рисунки. Чаще всего эти средства применяются не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.
Объяснить грамматическое явление значит;
а) раскрыть его формальные признаки;
б) объяснить его значение, т.е. семантические особенности;
в) пояснить функцию в речевом контексте;
г) провести первичное закрепление.
Объяснение начинается с подготовки учащихся к восприятию
нового грамматического явления, в процессе которого учитель напоминает учащимся уже знакомые им грамматические средства иностранного языка, которые он намерен использовать в качестве опоры при объяснении. Например, введению некоторых форм прошедших времен предпосылается повторение спряжения вспомогательных глаголов, перед введением страдательного залога повторяется действительный и др. Затем следует выделение нового грамматического явления из контекста, раскрытие его формы и значения, а также особенностей его употребления. Объяснение
Заключение
1. Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.
2. Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Рецептивные грамматические навыки – это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецептивно-активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.
3. Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны между собой сами эти виды речевой коммуникации. Рецептивно-активные грамматические навыки обеспечивают автоматизированное соотнесение слухо-речемоторных (при аудировании) и зрительно-графических (при чтении) образов с их значениями.
4. К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся: ознакомление, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении.
5. Формирование рецептивного грамматического навыка невозможно без использования различных упражнений. Все упражнения разделяются на тренировочные и направленные на развитие навыков и умений использования грамматики. Второй вид упражнений в свою очередь делится на трансформационные, имитационные и подстановочные. Использование каждого из этих видов упражнений при тренировке грамматических навыков необходимо для более полного усвоения материала, а также для его закрепления и дальнейшего использования учащимися в речи.
1. Романович, Р.Г., Денисова, Г.Г. О роли грамматики в практическом овладении иностранным языком / Р.Г. Романович, Г.Г. Денисова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы VI Международной конференции, посвященной 91-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2012 г. / Редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2012. – 246 с.
2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия», 2006. – 336 с.
3. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
4. Верещагина, И.Н., Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / И.Н. Верещагин, Г.В. Рогова. – М, 1988. – 275 с.
5. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М., 2004. – 316 с.
6. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе/ С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
7. Лизенин, С.М., Денисова, Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы / С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 1992. – №5. – С. 5 – 13
8. Петровский, А.В., Китайгородская, Г.А. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности / А.В. Петровский, Г.А. Китайгородская // Методы интенсивного обучения иностранному языку. – М., 1979. – Вып. 5. – 435 с.
9. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.
10. Москальская, О.И. Модель как абстрактная схема построения
предложений / О.И. Москальская // Иностранные языки в школе. –1973.–№1. – С. 3 – 9
11. Пассов, Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов. – Воронеж: Изд.-во Воронежского университета, 1983. –186 с.
12. Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи / Е.И. Пассов. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического института, 1974. – 164 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2007. - 720 с.
14. Пассов, Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов. – Воронеж: Изд.-во Воронежского университета, 1983. –186 с.
15. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 179 с.
16. Витлин, Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. –1999. – № 1. – С. 21 – 26
17. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики / Г.В. Куприянова // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6. – С. 26 – 30
18. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия», 2006. – 336 с.
19. Фоломкина, С.К., Лившиц, О.Я. Ознакомление учащихся с новым языковым материалом при обучении устной речи и чтению // Обучение успешной речи и чтению: Сб. статей. / С.К. Фоломкина, О.Я. Лившиц. – М., 1975. – 461 с.
20. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М., 1974. – 245 с.
21. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия», 2006. – 336 с.