Введение
1 Общие теоретические основы проблемы развивающего обучения
1.1 Характеристика понятий «учение», «обучение», «учебная деятельность», «научение»
1.2 Методология и специфика развивающего обучения
1.3 Классификация современных технологий развивающего обучения
2 Характеристика технологий системы развивающего обучения
2.1 Дидактическая система Л.В.Занкова
2.2 Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
2.3 Личностно-ориентированное обучение И.С.Якиманской
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Грамотно построенный педагогический процесс является необходимым условием успешного формирования гуманистически настроенных, социально ориентированных, морально устойчивых, обладающих активной жизненной позицией будущих специалистов различных сфер общества. Жизнь в современном обществе характеризуется динамичностью, нестабильностью, напряженностью взаимодействия разных социальных слоев, и, учитывая изменения, периодически возникающие в культурной, экономической, социальной, политической, нравственно-эстетической, гуманистической, религиозной, идеологической сферах общества и государства, появляется необходимость внесения изменений в привычную систему школьного образования и пересмотра требований, предъявляемых к учащимся на выходе из школы.
Современные компьютерно-технологические преобразования, связанные с автоматизацией процессов производства на предприятиях и с совершенствованием систем жизни в социуме, охватили все бытовые сферы. Это повлекло за собой необходимость совершенствования профессиональной подготовки молодых специалистов и введения новых учебных дисциплин в практику школьного обучения.
Стоит также обратить внимание на то, что в процессе обучения и воспитания основной акцент делается на взаимосвязи всех целей личностного развития, взаимодействии обучающей, воспитательной и развивающей функций. Данный аспект стал условием накопления педагогического опыта [8, с. 478]. Общеобразовательный аспект может быть рассмотрен как с позиции накопления и расширения объема его усваиваемого содержания, так и с позиции развивающих функций, что связаны с повышением количества взаимосвязей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания, и усложнением их характера. В воспитательном аспекте основной упор делается на развитии личности учащегося как к конкретному содержанию, так и к обществу вокруг. Взаимодействие, которое возникает между
1 ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Характеристика понятий «учение», «обучение», «учебная деятельность», «научение»
На протяжении всей своей жизни человек приобретает определенный жизненный опыт, который составляет теоретическая и практическая информация. Теоретическая информация – знания об окружающем мире и его закономерностях, законы мироздания, основы наук, а также бытовые, мифологические, религиозные представления человека. Практическую информацию составляют определенные умения и навыки в той или иной профессиональной области либо необходимые для жизнедеятельности в быту. Как теоретическая, так и практическая информация приобретается и накапливается в процессе определенной деятельности, носящей название учебной.
Понятие «учебная деятельность» весьма популярно рассматривается в зарубежной и отечественной науке многими авторами, среди которых – классики педагогики Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.П.Нечаев, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, а также известные авторы-новаторы середины прошлого века – Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, И.Лингарт, И.Ломпшер, А.К.Маркова, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие.
В литературе можно встретить как широкое, так и узкое понимание термина «учебная деятельность». Так, в широком смысле слова учебная деятельность синонимична учению, обучению, научению. В узком смысле слова учебная деятельность рассматривалась Д.Б.Элькониным как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Деятельностным смыслом и содержанием наполнена учебная деятельность также у В.В.Давыдова, А.К.Марковой, где она соотносится с ответственным отношением субъекта к предмету обучения на всем протяжении данного процесса.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Дидактическая система Л.В.Занкова
Л.В.Занков (1901-1977) – педагог, психолог, академик АЛН СССР, является преемником идей Л.С.Выготского. Он выдвинул и подтвердил с помощью эксперимента идею развивающего обучения. Дидактическая система Л.В.Занкова возникла и обрела популярность в 50-е гг. ХХ века.
Как считал Л.В.Занков, советская школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Ученый проанализировал данную проблему и перспективы идеи развивающего обучения. Так в его лаборатории впервые возникла идея развития как главный, ведущий критерий работы школы.
Система развивающего обучения, разработанная Л.В.Занковым, по праву может считаться системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности. По идее Л.В.Занкова, содержание обучения в начальной школе обогащено и упорядочено в соответствии с целью всестороннего развития. В нем подчеркивается богатство общей картины мира на основе различных видов искусства и науки. В программе 1 класса, разработанной Л.В.Занковым, представлены азы естествознания, 2 класса – основы географии, 3 – истории.
В школе Л.В.Занкова повышенное внимание уделяется рисованию, музыке, чтению произведений художественной литературы, а также труду в его эстетическом и этическом понимании. Внимание уделяется не только жизни детей на уроках, но и во внеклассной жизни. Программы обучения по системе Л.В.Занкова построены по принципу от целого к частному: материал расчленен на многообразные формы и ступени, и различия возникают в процессе движения по содержанию.
Главное место у Л.В.Занкова отводится работе по четкому распознаванию и разграничению различных признаков, свойств объектов и явлений, которые на данный момент изучаются детьми. Оно осуществляется в соответствии с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительными особенностями общества в XXI веке стали: обилие новой информации, высокий, все ускоряющийся темп жизни, идущий зачастую вразрез с индивидуальными особенностями некоторых людей. К современному человеку предъявляются высокие требования: он должен уметь быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, четко находить оптимальное решение срочно возникшей проблемы, оценивать сложившуюся ситуацию с разных сторон и использовать нетрадиционные решения задач, продиктованных окружающей реальностью.
Формирование нового человека, отвечающего современным требованиям, начинается в процессе обучения. Школа должна учитывать изменения, постоянно происходящие вокруг, и готовить личность, способную не только выживать в этих изменениях, но и организовывать собственную жизнь в соответствии со своими потребностями, индивидуальными особенностями и уровнем притязаний.
Для формирования описанной выше личности методы традиционного обучения оказываются крайне неэффективными. Именно поэтому современная система образования делает акцент на систему развивающего обучения.
Система развивающего обучения представляет собой целостную совокупность взаимодействующих между собой компонентов процесса обучения, сконструированную с целью развития личности учащегося. Развивающее обучение рассматривает каждого ученика не как объект, а как субъект учебно-познавательной деятельности.
Целью развивающего обучения является интеллектуальное развитие каждого ребенка при условии сохранения его психического и физического здоровья, а также обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Стать субъектом обучения учащийся может только при условии, если он способен
1.Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: уч. для студ. учреждений высш. образ. / С.П.Баранов. – М.: Академия, 2015. – 446 с.
2.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. – М.: Просвещение, 1995. – 380 с.
3.Выготский, Л.С., Педагогическая психология. - 2-е изд., 1991, с. 480.
4.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теор. И экспер. психол. иссл. / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. – 467 с.
5.Дусавицкий, А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития / А.К.Дусавицкий // Начальная школа. - 1999. - № 7. – С. 24-36.
6.Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 440 с.
7.Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование: учебник для вузов / Е.Н.Кабанова-Меллер. - М., 1981. – 542 с.
8.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В.Кларин. – Рига: Эксперимент, 2013. – 480 с.
9.Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И.Конюхов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.
10.Латышко, Н.А. О результатах работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова / Н.А.Латышко // Нач. школа. – 1999. - № 4. – С. 48-52.
11.Латышко, Н.А. Практика развивающего обучения / Н.А.Латышко // Начальная школа. - 1999. - № 7. – С. 96-102.
12.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. Вузов. В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
13.Селевко, Г.К. Современно-образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
14.Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учеб. пособие / Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 320 с.
15.Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник. – 6-е изд. / И.Ф.Харламов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 380 с.
16.Чуранова, Р.С. Развивающее обучение на пороге XXI века: столетие со дня рождения академика Л.В. Занкова / Р.С.Чуранова // Начальная школа. – 2001. - № 5. – С.16-19.
17.Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С.Якиманская. - М.: Наука, 1979. – 250 c.
18.Асмолов, А.Г. Теория Занкова и современное образование [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. – Режим доступа: http://www.zankov.ru/about/theory/article=1644/. – Дата доступа: 29.03.2018.