ВВЕДЕНИЕ
Необходимость объединения, ведения дел вместе, постоянного обмена мнениями, взаимопомощи присуща самой природе человека как социального существа, неспособного к существованию и работе в одиночку. Более того, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей в объединении для совместной деятельности растет, и это находит свое отражение в создании все большего числа ассоциаций и их разнообразия. Например, во всем мире увеличилось число политических партий, спортивных ассоциаций, ассоциаций по профессии, особенно новых, ассоциаций по охране окружающей среды и т. д.
Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов путем создания различных общественных объединений. Вот почему количество общественных объединений умножается из года в год.
Основой правового статуса общественных объединений является конституционная норма о праве граждан объединяться и гарантированная свобода деятельности общественных организаций.
Существующая система общественных объединений практически охватывает все аспекты общества. Обычно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и т. д.). К организационно-правовым формам ассоциаций можно отнести: организации, движения, фонды, государственные учреждения и органы общественной инициативы, которые, в свою очередь, могут быть разделены на централизованные и нецентрализованные.
Следует также учитывать тот факт, что в дополнение к вышеупомянутым общественным объединениям многие из тех, кто не подал заявку на регистрацию или, получив отказ, действуют по существу нелегально.
Таким образом, деятельность общественных объединений – один из важнейших вопросов, решающихся в государстве ввиду того, что такие объединения зачастую характеризуют обстановку в государстве во всех сферах жизни человека.
Объект работы – общественные отношения, связанные с работой общественных объединений.
Предмет же – процесс образования, а также особенности деятельности, административно-правовой статус общественных объединений как юридических лиц в Республике Беларусь.
Цель работы состоит в рассмотрении процесса образования, а также особенностей деятельности, административно-правового статуса общественных объединений как юридических лиц в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению:
рассмотреть понятие общественного объединения в Республике Беларусь;
определить порядок создания общественного объединения как юридического лица;
проанализировать административно-правовой статус общественного объединения, а также их виды.
В работе использовались такие методы, как:
метод индукции и дедукции;
методы анализа и синтеза;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, а также заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Субъектами административного права в процессе государственного управления являются не только органы исполнительной власти, государственного управления, их структурные подразделения, но и общественные объединения.
Права граждан в государственном управлении реализуются не только индивидуально, но и коллективно.
Право на объединение в ассоциацию является одним из неотъемлемых прав человека, закрепленных в ряде международно-правовых документов. «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и объединений, никто не может быть принужден к объединению», устанавливает ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [13, с. 306]
Право граждан Республики Беларусь на консолидацию закреплено в ст. 36 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях», Законе Республики Беларусь от 5 октября 1994 года «О политических партиях» и иных законах и подзаконных актах.
В ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» дается понятие общественного объединения, ассоциации общественных объединений.
Общественное объединение граждан является добровольной ассоциацией в порядке, установленном законом, объединенных на основе общих интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и других прав.
В соответствии с этим определением любая ассоциация граждан может быть приведена, если законодатель не сделал оговорки разумно.
Таким образом, в Законе «Об общественных объединениях» говорится, что его действие не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственные общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации, порядок создания и деятельность которого установлены соответствующими законодательными актами.
Следовательно, степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных задач конкретного общественного объединения.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Порядок государственной регистрации общественного объединения, союза, их символов, изменений и (или) дополнений к уставу общественного объединения, союза установлен в ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях».
Так, например, государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов, их гимнов, значков, вымпелов, ссылок, изменений и (или) дополнений в уставы этих общественных объединений и союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.
Государственная регистрация местных общественных объединений, союзов, их гимнов, значков, вымпелов, ссылок, изменений и (или) дополнений в уставы этих общественных объединений и союзов осуществляется органами юстиции областного и Минского горисполкома [2].
Стоит сказать, что для государственной регистрации общественного объединения или союза в течение месяца со дня учредительного съезда, конференции, общего собрания или другого учредительного собрания в Министерстве юстиции, Департаменте юстиции областного Минского горисполкома подаются определенные документы, в их число входят:
заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения, союза;
устав общественного объединения, союз в двух экземплярах;
протоколы учредительного съезда, конференции, общего собрания или другого учредительного собрания;
банковский документ, подтверждающий уплату регистрационного взноса;
для общественного объединения список учредителей общественного объединения, в который входят фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, постоянный адрес и домашний номер телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона и также содержит личную подпись каждого учредителя; графическое представление организационных структур с их расположением.
Международное общественное объединение также представляет документы, подтверждающие создание его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы заседаний или выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящего из этих организационных структур, заверенных в соответствии с установленная процедура);
за объединение, копии уставов общественных объединений, создающих профсоюз, и свидетельства о государственной регистрации этих общественных объединений;
списки членов выборных органов общественного объединения, в которых указаны имя, отчество, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и домашний номер телефона, место работы (учебы) и номер телефона, должности в этих выборных органах;
заявление гражданина (в случае его смерти заявление его наследников) о предоставлении согласия на использование от имени общественного объединения, союза имени этого гражданина (только при условии, что имя этого гражданина в название общественного объединения, союза);
решение высшего органа общественного объединения или союза предоставить не менее трех членов руководящего органа общественного объединения или союза полномочий представлять общественное объединение или союз в процессе государственной регистрации или в суде;
документ, подтверждающий юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа);
документ об оплате сообщения о государственной регистрации
общественное объединение, профсоюз в периодической печатной публикации, определяемой законодательными актами.
ГЛАВА 3 ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
На территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения и союзы.
Международные общественные объединения – объединения, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одну или несколько административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств.
Общественные объединения, профсоюзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь, признаются республиканскими.
Местные общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одного или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь, признаются местными.
Общественные объединения и союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, независимости и прозрачности (статья 4. Закон)
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений и союзов.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений и союзов, а также вмешательство общественных объединений и союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 6 Закона).
Запрещается создавать и управлять общественными объединениями и союзами, целью которых является насильственное изменение конституционного порядка или пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Деятельность незарегистрированных общественных объединений и союзов на территории Республики Беларусь запрещена (статья 7 Закона).
Административная правосубъектность общественных объединений
возникает с момента, когда ассоциация принимает решения о ее создании, об утверждении устава ассоциации и формировании органов управления и аудита на конгрессе (конференции) или общем собрании. После принятия этих решений ассоциация считается созданной. Он выполняет свою уставную деятельность, приобретает права и берет на себя
обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Административная правосубъектность общественных объединений определяется государством, в том числе набором прав и обязанностей, которые они выполняют, осуществляется в их отношениях с представителями исполнительной власти и граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы, состоящая в рассмотрении процесса образования, а также особенностей деятельности, административно-правового статуса общественных объединений как юридических лиц в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, которые также были выполнены в ходе проводимого исследования:
рассмотрено понятие общественного объединения в Республике Беларусь;
определен порядок создания общественного объединения как юридического лица;
проанализирован административно-правовой статус общественного объединения, а также их виды.
Следует подчеркнуть, что общественное объединение один из фундаментальных конституционных и правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции Республики Беларусь.
Действующее законодательство регулирует деятельность системы общественного объединения. Он устанавливает статус профсоюзов общественных объединений и организаций, входящих в их системы.
Следует отметить, что различия в типах общественных объединений являются формальными, что подтверждает отсутствие каких-либо признаков статуса структурных подразделений. Хотя законодательство предусматривает четыре типа таких единиц, оно не определяет различия в правовом статусе организации, филиала, филиала и представительства.
Таким образом, конституционные положения о праве граждан на объединение имеют достаточное развитие в действующем законодательстве.
Общественные объединения по самой своей природе не обладают полномочиями государственной власти, но наделены определенными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и поэтому могут участвовать в различных административных правоотношениях.
Для реализации уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в разработке решения органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законом; создавать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (членов), а также других граждан: полностью осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; предлагать инициативы по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в государственные органы: участвовать в избирательных кампаниях.
Поскольку определенные общественные объединения (профсоюзы, религиозные объединения) имеют особые характеристики, их деятельность регулируется специальным законодательством.
Таким образом, следует сделать вывод, что деятельность общественных объединений особенно важна в современном государстве для реализации принципов гражданского общества и правового государства в том числе.
Так, наибольшую активность проявляют Федерация профсоюзов Беларуси, Республиканское общественное объединение «Белая Русь», БРСМ, Белорусский союз женщин и Белорусское общественное объединение ветеранов.
Это показывает организационную структуру этих организаций, а также поддержку их целей и программных установок со стороны населения. В создании избирательных комиссий, например, имело количественное преимущество Федерация профсоюзов Беларуси (ее структура включает 28 отраслевых профсоюзов, 6 региональных объединений, 1 городскую ассоциацию).
Высокая активность проявила также «Белая Русь» и БРСМ. Согласно заявлению, например, ФПБ, 2663 его представителей были избраны в местные Советы депутатов различных уровней.
«Белая Русь» делегировало 5 114 членов в местные советы.
Следует сделать вывод, что гражданское общество как добровольное объединение заинтересованных групп, которые выступают против и в то же время успешно сотрудничают с властями, активно взаимодействуют с государственной властью.
Развитое гражданское общество, являющееся необходимой питательной средой для демократии, в которой рождаются политические партии и общественные объединения, формулирует и обобщает интересы различных людей и социальных групп и представляет их в сотрудничестве с властями.
В Республике Беларусь многие общественные организации, которые активно участвуют в развитии гражданского общества, набирают силу и продолжают это делать.
Вовлечение граждан не только в общественные, но и в политические процессы, они способствуют политической социализации, повышению политической и правовой культуры граждан, становятся условием и школой развития гражданской активности населения.
Таким образом, деятельность общественных объединений в Республике Беларусь – еще один шаг на пути к активному гражданскому обществу.
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / комиссия. по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редко: Л. М. Александрович [и другие]. Минск: Унипак, 2004. 200 с.
2. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4 октября. 1994, № 3254-XІІ / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2018. Режим доступа: http://pravo.by. Дата доступа: 22.03.2018.
3. Окунева Т.В. Республика Беларусь: гражданское общество и государство поиск диалектического баланса и решение проблем / Т. В. Окунева // Социологический альманах. 2013. № 9. С. 154-162.
4. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Республики Беларусь. Беларусь. Минск, 2018. Режим доступа: http: // www.minjust.by. Дата доступа: 22.03.2018.
5. Официальный сайт Республиканского общественного объединения «Белая Русь» [Электронный ресурс] / Республиканское общественное объединение «Белая Русь». Минск, 2018. Режим доступа: www.belayarus.by. Дата доступа: 22.03.2018.
6. Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Минск, 2018. Режим доступа: http://rec.gov.by/Elections-MS. Дата доступа: 22.03.2018.
7. Полунина Г. Финансирование политических партий / Г. Полунина // Юриспруденция и политология. 2009. № 7. С. 86-94.
8. Конституционное (государственное) право иностранных государств: учебник / Б.А. Страшен [и другие]; при Обществе. Издание Б. А. Страсен. 3-е изд. Москва: Норма, 2008. 1136 с.
9. Сунгуров А.Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества (Некоторые проблемы политической модернизации России) / А.Ю. Сунгуров // Полис. 1999. № 6. С. 34-48.
10. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://www.un.org/en. Дата доступа: 22.03.2018.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря. 1998, № 218-З: принята Палатой представителей 28 октября. 1998 год: утвержден. Совет Республики. 19 ноября 1998 года // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации Республика Беларусь. Минск, 2018.
12. Витушко В.А. Гражданское право: Учебное пособие / В.А. Витушко. Минск: Белорусская наука, 2007. 565 с.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Д.П. Александров, И.А. Бельская, А.В. Бобков [и другие], под ред. В.С. Каменкова. Минск: Дикта, 2004. 1134 с.
14. Гражданское право: учебник. В 3 об. Т. 2 / ТВ. Авдеева [и другие]; Издание В.Ф. Чигир. Минск: Амалфея, 2010. 960 с.