2 Эмпирическое исследование проявления буллинга и виктимности личности в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа профилактики буллинга в подростковой среде
Вывод в заключение
Список использованных источников
Приложение
2 Эмпирическое исследование проявления буллинга и виктимности личности в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 32 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 100 учащихся 7-8-х классов, из них 50 мальчиков и 50 девочек. Возраст испытуемых – 12-13 лет (средний подростковый возраст).
Цель эмпирического исследования: выявить проявления буллинга и виктимности личности в подростковом возрасте.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе осуществлялся отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование проявления буллинга и виктимности личности в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных, интерпретация и анализ результатов исследования, разработка программы профилактики буллинга в подростковой среде.
Эмпирические задачи:
1) выявить проявления буллинга в подростковом возрасте;
2) определить проявления виктимности личности в подростковом возрасте;
3) выявить связь между проявлениями буллинга и виктимностью личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь между проявлениями буллинга и виктимностью личности в подростковом возрасте.
Методы исследования: опросник «Smob» Х. Каспера, методика «Индекс реакций при ПТСР» Р.С. Пинуса, опросник «Диагностика склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой.
методы математико-статистической обработки данных.
Краткое описание методик исследования:
1. Опросник «Smob» Х. Каспера.
Назначение методики: изучение буллинга в школе. Автор методики: немецкий педагог Х. Каспер.
Структура опросника:
– вопросы 1-55 описывают действия буллинга, которые школьники могут испытывать на себе со стороны других;
– вопросы 56-69 позволяет определить вид буллинга: буллинг I и буллинг II;
– вопросы 70-82 описывают то, с чьей стороны школьник ощущает буллинг и сколько человек участвует в травле;
Вывод в заключение
Проведенное эмпирическое исследование проявления буллинга и виктимности личности в подростковом возрасте позволило выявить, что буллинг весьма распространен в подростковой среде. Собственно буллингу и несистематическому жестокому обращению подвергаются больше мальчиков, чем девочек. Для девочек более характерны ситуации, которые оцениваются ими как жестокие и несправедливые происходящее не так часто, нерегулярно и продолжающееся не так долго. Осознанную травлю тяжелее переживают девочки, чем мальчиков. Среди девочек подросткового возраста обнаруживаются дети с тяжелой формой ПТСР. И у мальчиков, и у девочек доминирующей формой ПТСР является средняя.
Большая часть подростков имеют высокую склонность к агрессивному виктимному поведению, среднюю склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; низкую склонность к гиперсоциальному поведению; высокую склонность к зависимому и беспощадному поведению; высокую склонность к некритичному поведению; высокий уровень реализованной виктимности. У девочек более выражена склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к гиперсоциальному поведению, у мальчиков – склонность к агрессивному поведению.
Девочки подросткового возраста, подвергающиеся осознанной травле в школе, характеризуются склонностью к гиперсоциальному поведению. Мальчики подросткового возраста, подвергающиеся осознанной травле в школе, достаточно часто попадают в неприятные или опасные для здоровья и жизни ситуации, характеризуются стремлением к агрессивному, необдуманному действию спонтанного характера. Девочки подросткового возраста, которые воспринимают события буллинга как сильный стрессовый фактор, боятся повторения подобного события, имеют навязчивые мысли, испытывают чувство вины, характеризуются склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Мальчики подросткового возраста, которые боятся повторения буллинга, возбуждены (нервные), легко пугаются, имеют навязчивые мысли, проявляют отстраненность, характеризуются склонностью к агрессивному поведению. Гипотеза исследования о том, что существует связь между проявлениями буллинга и виктимностью личности в подростковом возрасте, подтвердилась.
Нами была разработана программа профилактики буллинга в подростковой среде, предназначенная для учащихся 7-8 классов. Цель программы: создание условий для предупреждения буллинга в подростковой среде через проведение тренинговых занятий. Также предлагаются Рекомендации психологу по снижение виктимности личности учащихся подросткового возраста.
1 Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая программа профилактики буллинга среди школьников / Р.Р. Калинина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 52. – С. 52-56.
2 Соловьев, Д.Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков / Д.Н. Соловьев // Вестник ТГУ. – 2014. – № 9. – С. 136-144.
3 Радионова, И.Ю. Проблема коррекции конформного поведения младших школьников / И.Ю. Радионова, В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4. – С. 111-113.
4 Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб.: Питер., 2001. – 345 с.