Введение
Для современного искусства имя Рембрандта является символом необычного и красивого. На его полотнах персонажи казались живыми, они переживали все эмоции которые в них вложил художник.
Особое место в творчестве занимают женские образы. Девушки на его картинах могли стать кем угодно и прекрасными богинями и коварными предательницами, жертвами или святыми.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день некоторые аспекты жизни великого художника остаются тайной. А исследований посвященной подобной проблеме крайне мало, отечественная историография и вовсе игнорируя данную тему.
Цель курсовой работы охарактеризовать особенности женских образов на полотнах и гравюрах Рембрандта.
Задачами курсовой работы являются:
– изучить и охарактеризовать жизненный и творческий путь художника;
– охарактеризовать влияние окружавших его женщин на созданные художником образы.
Объектом исследования является творчество Рембрандта.
Предметом являются женские образы.
Хронологические границы исследования 1606-1669, время жизни и творческой активности художника.
Методологической основой дипломной работы являются принципы научности, объективности, системности и историзма.
1. Историография и источники
Историография поданной теме крайне скудна, связано это с особенностью исследуемой темы. Историки весьма неохотно интересуются подобными аспектами культуры, но благодаря деятельности биографов и искусствоведов появляются новые факты, приоткрывающие занавесу неизвестного в жизни великих людей.
Работа Э. Верхарна «Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность», была издана еще в 1913 г. В своей книге автор раскрывает основные моменты жизни великого голландского художника и его культурное наследие. Автор излагает материал скомпоновано, не вдаваясь в подробности. Но изобилует важными фактами из его биографии [1].
Работа П. Декарга «Рембрандт. Не понятый временем» является поистине уникальной, автор смог собрать все известные биографические сведения жизни великого голландского мастера кисти. Декарг широко известен в мире искусства, как журналист и культуролог. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. В своей книге П. Декарг стремится показать весь пройденный художником путь, некоторая информация приведенная автором свидетельствует, о том насколько художник опережал свое время. Благодаря прекрасному пониманию автором эпохи и довольно простому изложению, данная работа приобретает еще более яркие и трагичные краски [2].
Всеобщая история искусства в 6 томах под редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга, в 4 томе «Искусство 17-18 веков» раскрывается биографические и творческие особенности пути Рембрандта. Но данная книга носит скорее энциклопедический характер, поэтому изобилует в основном только фактами и некоторыми особенностями творческого процесса. Большее внимания здесь уделяется тенденциям в мире искусства и вкладе который внес Рембрандт в развитие не только Голландского, но и мирового искусства [3].
Работа А. Калининой «Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность» была издана в 1993 г., и является переработанной версией очерков Павленкова Ф. Ф. носивших название «Жизнь замечательных людей», они были написаны в жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования. Калинина же переработала и добавила значительное количество иллюстративного материала. Ее работа позволяет более подробно изучить биографию художника, его творческий путь и прикоснуться к тайнам его картин. Примечательно, что в книге приводится весьма интересная переписка между художником и Константином Хейгенсом, которая с одной стороны демонстрирует нам характер Рембрандта, с другой показывает отношение высших кругов к искусству в период становления Голландской республики [4].
2. Жизненный и творческий путь Рембрандта
Голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт, является одним из наиболее ярких представителей своего времени, до сих пор его картины приковывают миллионы восторженных взглядов. Однако, при жизни, судьба не была с ним так благосклонна.
Рембрандт родился 15 июля 1606 г., в небольшом городке Лейден, он был пятым [1, с. 9], по некоторым данным шестым ребенком в семье [2, с. 21]. Его отец владел мельницей, и хотел, чтобы сын стал ученым и прославлял своими деяниями и открытиями и город и республику.
В семь лет Рембрандт поступает в Латинскую школу, она существовала в Лейдене уже 13 лет, в ней учились только мальчики и срок обучения составлял всего 6 лет. Примечательно, что обычно туда поступали только к 12-ти годам. Скорее всего, его раннему обучению способствовали его любознательность и восприимчивость. В этой школе давалось развернутое религиозное образование, но изучались и такие предметы как: каллиграфия, риторика, греческий язык и логика [2, с. 27].
Уже в 14 лет, Рембрандт поступает в университет, на филологический факультет, стоит отметить, что в голландских университетах того времени не было ограничения по возрасту для поступающих, однако средний возраст абитуриентов был около 20-ти лет. Лейденский университет в то время был центром концентрации великих умов своего времени, в нем учились: Гуго Гроций (основоположник международного права), Симон Стевин (математик и инженер), Рене Декарт (философ, математик, механик, физик) и др [2, с. 29]. Но в университете, художник проучился около года [3, с. 330].
Он решил пойти в ученики к историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху. Рембрандт провел три года у него в обучении: прибирал в мастерской, вытирал пыль, собирал рамы, натягивал холст, растирал краски, следил за чистотой масла, грунтовал холст, в целом выполняя всю ту работу, благодаря которой постигаются азы организации творческого процесса. Он открывал для себя все, что существует до, во время и после творчества [2, с. 42].
Однако, после обычного для того времени срока обучения в три года, молодой художник решает перебраться в Амстердам. Там в лице Питера Ластмана он находит себе учителя. Ластман был известен своими историческими и библейскими сюжетами, владел собственной мастерской и был достаточно известен среди богатых людей города. Также известно о том, что Ластман некоторое время путешествовал по Италии и многое перенял у тогдашних итальянских мастеров [1, с. 10].
Его обучение у Ластмана продлилось около полугода. Сам Рембрандт высоко ценил работы этого художника и в будущем заботливо сохранял их в своей коллекции. Главная заслуга Ластмана состоит в том, что он научил Рембрандта гравированию [4, с. 18].
3. Женские образы на полотнах Рембрандта
Женщины в творчестве Рембрандта занимают особое место, их образы прекрасны и загадочны, многие сюжеты для картин автор заимствовал из библейских преданий и древних мифов. Поэтому его женщины изображены со всеми пороками и благодетелями. Они красивы и желанны, этого автор добивался за счет, того что в каждой из героинь мифов и легенд, он видел близкого ему человека.
Но до встречи, со своей первой женой Саскией, она также писал женские образы. Примером тому может послужить, картина, написанная в 1626 г. «Товит и Анна с козленком». На ней изображена сцена обвинения Товитом своей жены Анны в краже козленка. На полотне видно, что женщина, держащая козленка искренне удивлена, она объясняет ему что это подарок. Ее муж сидит на резном стуле, сложив руки и вознеся их ко рту, просит господа забрать его жизнь, за такие ужасные мысли. Несомненно что эти образы были навеяны художнику не только библейским сюжетом, но и личной историей. После того как его отец ослеп, за ним несмотря на все трудности продолжала ухаживать его мать [Приложение Р; 5. с. 21].
Картина «Аллегория музыки» была написана Рембрандтом под влиянием Питера Ластмана. Оно проявилось в желании сделать все ярким и праздничным, не забывал художник и про детализацию персонажей. На картине изображены четыре человека, двое мужчин, старушка, и сидящая в самом центре девушка. Мужчины держат в руках инструменты, барышня судя по всему изучает нотную грамоту, а старушка вероятнее всего нянька, которая следит за тем, как молодая аристократка изучает музыку. Однако мимика персонажей явна не проработана [Приложение С, Аллегория].
Следующей работой художника стало изображение пророчицы Анны, по преданию именно она узнала в младенце Иисусе мессию, когда родители принесли его в храм. Старая женщина изображена сидящей на резной лавке, она одета в цветной восточный костюм, в руках у нее находится книга (по-видимому Библия). Скорее всего, образ пророчицы был воплощен благодаря матери художника, которая возможно согласилась позировать сыну. Лицо женщины находится в тени, ключевой деталью здесь является рука, она находится в центре композиции и показывает одновременно старость и мудрость. Женщина трясущимися пальцами водит по буквам в книге [Приложение Т].
Очень интересными являются две картины «Андромеда прикованная к скале» и «Похищение Прозерпины». На первой картине изображена усталая и некрасивая женщина. Ее лицо преисполнено гримасой ужаса и боли, она оглядывается назад, ожидая чего-то. Она обнажена по пояс, судя по тому с какой стороны скалы она прикована, она должна быть скрыта от глаз людей и богов [Приложение У].
Заключение
Рембрандт был очень талантливым и настолько же невезучим человеком, теряющим близких его сердцу людей.
Художника знали не только в Голландии, но из ее пределами, он смог достаточно быстро сколотить состояние и столь же быстро мог стать банкротом. На пике своей карьеры, он обучил многих способных учеников приносивших ему не только прибыль, но и славу, однако в конечном счете жестокая конкуренция на фоне внутри и внешнеполитических трудностей привела к тому что рынок искусства едва успел возвыситься снова жестоко был сброшен вниз.
Образы наиболее близких для его сердца женщин находили отклик в его работах. Он мог сделать любую девушку героиней самой очаровательной и сексуальной легенды. Другую же мог уподобить богине, каждая женщина изображенная на его полотнах имеет свою историю, она индивидуальна и готова выйти за рамки при необходимости. Только три женщины становились для него музами. Каждую из них он любил и готов был подарить целый мир, пусть на и картине. Образы этих трех девушек шли с художником бок о обок на всем протяжении его жизненного пути и даря нам великолепную возможность воочию увидеть их в лицах героинь сюжетов картин.
1 Верхарн, Э. Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность / Э. Верхарн; пер. с фр. Е.Н.К. – СПб.: Акционерное общество типографского дела, 1913. – 67 с.
2 Декарг, П. Рембрандт. Не понятый временем / П. Декарг. Пер. с французского В. Е. Колодочкиной – М.: Молодая гвардия, 2000. – 293 с.
3 Всеобщая история искусства: в 6 т. / под редакцией Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1956-1966. – Т. 4 : Искусство 17-18 веков. – 1963. – 1101 с.
4 Калинина, А. Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность / А. Калинина. – М.: Республика, 1993. – 154 с.
5 Рикетс, М. Рембрандт / М. Рикетс; пер. с англ. А. В. Верди. – М.: Айрисс-пресс, 2006. – 128 с.
6 Мать Рембрандта под черной вуалью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveauctioneers.com/item/59192664_rembrandt-s-mother-with-a-black-veil-etching. – Дата доступа: 19.10.2017.
7 Мужчина в обрезанном берете [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B320_Rembrandt.jpg?uselang=ru. – Дата доступа: 19.11.2017.
8 Распятие Яна Ливенса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/lievens/lievens1.html. – Дата доступа: 20.11.2017.
9 Распятие Рембрандта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aria-art.ru/0/R/Raspjatie/1.html. – Дата доступа: 20.11.2017.
10 Урок анатомии доктора Тульпа [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_007.jpg. – Дата доступа: 22.11.2017.
11 Портрет проповедника Яна Сильвиуса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/16408/. – Дата доступа: 22.11.2017.
12 Снятие с креста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poznavatel.info/snyatie-s-kresta-rembrandt/. – Дата доступа: 23.11.2017.
13 Ночной дозор [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. – Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg. – Дата доступа: 27.11.2017.
14 Развалины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/4.html. – Дата доступа: 30.11.2017.
15 Портрет старика в красном [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1196&mode=search\\. – Дата доступа: 01.12.2017.
16 Аристотель перед бюстом Гомера [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aristotle_with_a_Bust_of_Homer_MET_DP319026.jpg. – Дата доступа: 02.12.2017.
17 Синдики [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_-_De_Staalmeesters-_het_college_van_staalmeesters_(waardijns)_van_het_Amsterdamse_lakenbereidersgilde_-_Google_Art_Project.jpg. – Дата доступа: 08.12.2017.
18 Возвращение блудного сына [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg. – Дата доступа: 10.12.2017.
19 Автопортрет [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. Режим доступа: http://aria-art.ru/0/R/Rembrandt%20van%20Rejn.%20Avtoportret.%201669/1.html. – Дата доступа: 15.12.2017.
20 Товит и Анна с козленком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artist-gallery.ru/art/67696-tobit-en-anna-met-het-bokje-rembrandt-harmens-van-reyn.html. – Дата доступа: 19.12.2017.
21 Аллегория музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_01.html. – Дата доступа: 01.01.2018.
22 Пророчица Анна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-1294689134. – Дата доступа: 02.01.2018.
23 Андромеда прикованная к скале [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2yxa.ru/kult/13/yqwjpq.wml. – Дата доступа: 03.01.2018.
24 Похищение Прозерпины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.staratel.com/pictures/rembrant/pic98.htm. – Дата доступа: 02.01.2018.
25 Похищение Европы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cretanbeaches.com/ru/история/мифология/похищение-европы-зевсом. – Дата доступа: 03.01.2018.
26 Самсон и Далила Яна Ливенса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akg-prints.com/en/products/8662. – Дата доступа: 05.01.2018.
27 Самсон и Далила Рембрандта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allpainters.ru/rembrandt/33887-samson-and-delilah-rembrandt.html. – Дата доступа: 06.01.2018.
28 Смеющаяся Саския [Электронный ресурс]. // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_-_Portrait_of_the_Young_Saskia_-_WGA19172.jpg. – Дата доступа: 01.12.2018.
29 Флора (Саския) [Электронный ресурс]. // Wikimedia Commons. Режим доступа: http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1196&mode=search\\. – Дата доступа: 06.01.2018.
30 Блудный сын в таверне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Блудный сын в таверне. – Дата доступа: 07.01.2018.
31 Даная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beesona.ru/museums/rembrandt/1757/. – Дата доступа: 09.01.2018.
32 Портрет Саскии ван Эйленбюрх [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artist-gallery.ru/art/68626-rijn-van-rembrandt-saskia-uylenburgh-sun-2-reyn-rembrandt-van.html. – Дата доступа: 10.01.2018.
33 Сусанна и старцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_25.html. – Дата доступа: 11.01.2018.
34 Саския с ребенком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.artsdot.com/ADC/Art.nsf/Buy?Open&RA=8EWQZD. – Дата доступа: 13.01.2018.
35 Больная Саския [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artchive.ru/artists/256~Rembrandt_Kharmens_van_Rejn/works/21895~Bolnaja_zhenschina_v_belom_platke_Saskija. – Дата доступа: 14.01.2018.
36 Сарра в ожидании Тобиаса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beesona.ru/museums/rembrandt/1763/. – Дата доступа: 17.01.2018.
37 Святое семейство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arthistory.ru/rembrant4.htm. – Дата доступа: 20.01.2018.
38 Купающаяся женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2016/12/11/2052. – Дата доступа: 21.01.2018.
39 Вирсавия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artrue.ru/style/barocco/rembrandt/kartina-virsaviya.html. – Дата доступа: 22.01.2018.
40 Флора (Хендрикье) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.artsdot.com/ADC/Art.nsf/Buy?Open&RA=8EWQUX. – Дата доступа: 27.01.2018.
41 Лукреция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rembrandtonline.org/Lucrece-Washington-Ng-1664.html. – Дата доступа: 29.01.2018.
42 Портрет Марии Трип [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_19.html. – Дата доступа: 01.02.2018.
43 Девочка у окна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Девочка у окна. – Дата доступа: 01.02.2018.
44 Потрет Маргариты де Геер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://luxfon.com/download/14217/1280x960/. – Дата доступа: 03.02.2018.
45 Голландская живопись XVII - XVIII вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/perm_exh/exh/30holland/?lng=ru. – Дата доступа: 12.02.2018.
46 Дом-музей Рембрандта в Амстердаме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rembrandthuis.nl/en/rembrandt-2/collection/etchings/. – Дата доступа: 19.02.2018
47 Рембрандт: Альбом / Текст М. Тадзартес. – М.: Белый город, 1997. – 63 с.