Введение
На всех этапах становление Республики Беларусь как суверенного государства, принимались многочисленные нормативные правовые акты. При их принятии имело место проблема в их упорядочивании и становления действующего законодательства. С целью достижения социального, демократического, правового государства повышалось правовое регулирование общественных отношений. Достичь данных целей путем внедрения новых нормативно правовых актов, регулирующих определенные общественные отношение, было, не эффективно. Для достижения целей и построения функционирующей и согласованной правовой системы, законодатель, должен ориентироваться при подготовки проектов нормативно правовых актов на уже существующее законодательство. Иначе, возникнут негативные последствия, как противоречивость, дублированность нормативно правовых актов, пробелы в законодательстве. И в итоге – неэффективность законодательства, вольное толкование норм, ошибки в правоприменительной практике, ослабление авторитета государственной власти, снижение доверия граждан к закону и его соблюдению.
Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека.
Исходя из вышесказанного, проведя анализ, законодательство является актуальной темой, как с момента становления Республики Беларусь как независимого государства, так и до настоящего времени.
При подготовке курсовой работы использованы труды таких ученых-правоведов С.В. Поленина, А.В. Мицкевичем, А.С.Пиголкиным, В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов и других.
Объектом исследования является законодательство Республики Беларусь. В качестве предмета исследования выступают система нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения
Целью работы является изучение системы и структуры законодательства.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- изучить понятие «законодательство»;
- изучить строение и структуру законодательства.
Для достижения поставленной цели были использованы такие научные методы исследования, как общенаучный, специально-юридический, исторический, методы системного анализа и сравнительного правоведения, что позволило всесторонне и комплексно изучить проблему, сделать обобщения и выводы.
Для написания работы использовались нормативные акты Республики Беларусь, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Законодательство как система нормативно правовых актов
Для всестороннего рассмотрения темы курсовой работы, необходимо определить сущность понятия «законодательство».
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определено понятие законодательства. Законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения [4, ст.1].
Данное определение указывает на рассмотрение понятия законодательства как системы, однако, термины «система», «система законодательства», «система нормативных правовых актов» не определены в нормативно правовых актах Республики Беларусь и не сформулированы.
При изучении научной литературы, мнения различных исследователей по определению термина системы делятся на два мнения. Первое, определяют законодательство как совокупность, другие как систему. Например, Поленина С.В. указывает следующее: «законодательство – совокупность нормативных правовых актов» [6, с.211]. Другие авторы определяют понятие системы через наличие множества элементов из которых законодатель формирует систему. [9, с.235]
Каждое из вышеуказанных мнений отражает понятие законодательства. Но, для раскрытия понятия «законодательство» выделим два основных подхода к пониманию составляющих законодательства: в узком и в широком смысле. В широком смысле законодательство - совокупность всех издаваемых в государстве нормативно-правовых актов. В узком смысле законодательство - совокупность законодательных актов [10, с.141].
Мицкевич А.В., Пиголкин А.С. при исследовании данного вопроса, делают вывод, что для правового государства широкое понятие не корректно, ввиду того, что повлечет ситуацию, где подзаконные акты фактически становятся юридически «сильнее» закона. Данные авторы предлагают уточнить понятие «законодательство». Трактовать в узком смысле «как совокупности законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом» [13, с.86].
2 Система законодательства и её структура
Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система законодательства является внешним выражением системы права с помощью формально-определенных актов (документов).
Система законодательства выстраивается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и последующей систематизации этих актов. Законодательство имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) выделяют две основные системы: горизонтальная и вертикальная систему законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. По средствам данного критерия вычленяются отрасли законодательства, которые соответствуют отраслям системы права (Например, конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе.
Законодательство Республики Беларусь насчитывает множество видов нормативно правовых актов, которые в совокупности составляют систему нормативных правовых актов, основанную на взаимном согласовании и иерархии нормативных правовых актов.
В статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» перечислены виды нормативных правовых актов и их особенности [4, ст.2]. К ним относятся:
- Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
3 Значение систематизации законодательства в Республике Беларусь
Система нормативно правовых актов в Республики Беларусь сложна. Нормативные акты издают многочисленные органы, в каждом из которых разные названия и различная юридическая сила. В том числе, гибкая система законодательства в Республики Беларусь позволяет изменять, дополнять и отменять нормативно правовые акты. Все вышеперечисленное в совокупности затрудняет получение необходимой нормативной правовой информации.
Юридическая наука выработала средство помогающее решить данную проблему, облегчая задачу поиска и использования нужных нормативных правовых актов, давая возможность оперативно находить соответствующие нормы и квалифицированно решать юридические дела. Этим средством является систематизация нормативных правовых актов [7, с.81].
Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.
При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. По определенным основаниям они упорядочиваются и располагаются.
В науке и юридической практике различают такие основные виды систематизации нормативных правовых актов, как инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация - объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, о чем делаются соответствующие отметки.
Заключение
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
1. Законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.
2. Понятие «законодательство» следует рассматривать в широком (при кодификация, изучение права) и узком (при процессе нормотворчества, правоприменения) смысле в зависимости от ситуации.
3. Система законодательства выстраивается в результате издания и закрепления правовых норм в официальных актах с последующей систематизацией.
Законодательство имеет сложную структуру составных элементов и для их разграничения в зависимости от критериев выделяют горизонтальную и вертикальную систему законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. По средствам данного критерия вычленяются отрасли законодательства, которые соответствуют отраслям системы права. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе.
4. Структурные элементы законодательства составляют следующие нормативно-правовые акты:
- Конституция Республики Беларусь;
- Решение референдума;
- Программный закон;
- Кодекс;
- Закон;
- Декрет;
- Указ;
- Постановления палат парламента;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь;
- Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь ;
- Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь;
- Регламент;
- Инструкция;
- Правила;
- Устав (Положение);
- Приказ;
- Решения органов местного управления и самоуправления.
5. Система нормативно правовых актов в Республики Беларусь сложная, в виду того, что нормативные акты издают многочисленные органы, в каждом из которых разные названия и различная юридическая сила. Все вышеперечисленное в совокупности затрудняет получение необходимой нормативной правовой информации.
Но при помощи систематизации (инкорпорация, кодификация и консолидация) достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. По определенным основаниям они упорядочиваются и располагаются.
1 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в результате республиканских референдумов от 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – N1. – 1/0.
2 Андреев И.С. Законотворческий процесс в Республике Беларусь (состояние и перспективы) // Юстиция Беларуси. – 2003. – №2. – С. 18-22.
3 О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 10 апр. 2002 г. № 205: текст по на 21.11.2013 // Минск: Дикта, – 2014. – 41 с.
4 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 №361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 02.07.2009 – Минск: Дикта, 2010. – 59 с.
5 Постатейный комментарий к Закону ''О нормативных правовых актах Республики Беларусь'': текст по состоянию на 10.12.2017 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6 Поленина, С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина – Москва: Наука, 1979. – 202 с.
7 Абрамович А.А. Состояние и направления совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. – 2004. – №3. – С. 3-9.
8 Василевич Г.А. Комментарий к Закону ''О нормативных правовых актах Республики Беларусь''. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 256 с.
9 Прангишвили, И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления» / И.В. Прангишвили. – Москва: СИНТЕГ, 2000. – 528 с.
10 Алексеев, С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2-х т. / С.С. Алексеев. – Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1972-1973. – Т. 2: Нормативные юридические акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение). – 401 с.
11 Правила подготовки проектов нормативных правовых актов: утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 года № 359 ''О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности'' // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 29.11.2013. – N92. – 1/4856.
12 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. / А.Ф. Вишневский. – 2-е изд. – Минск: Тесей, 2007. – 351 с.
13 Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск «Амалфея», 2008. – 194 с.
14 Правотворческая деятельность в Республике Беларусь: Научное издание / Белорусский институт государственного строительства и законодательства. – Мн.: ООО “Скарына”, 1997. – 318 с.
15 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебное пособие / Под общ. ред. Кучинского В.А. – Мн.: Амалфея, 2004. – 465 с.