ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь – демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Республике Беларусь осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Республики Беларусь.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы, в том числе и политические. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его участия в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях стремления народа к полному властвованию наиболее важными являются политические права гражданина, реализуя которые человек может являться полноправным гражданином Республики Беларусь.
Целью исследования является анализ политических прав граждан и свобод в Республике Беларусь. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить политические права и свободы в системе конституционных прав человека и гражданина;
- охарактеризовать становление политических прав и свобод в Республике Беларусь;
- рассмотреть закрепление политических прав в белорусском законодательстве;
- определить механизм реализации политических прав и свобод граждан Республики Беларусь;
- исследовать защиту политических прав в Республике Беларусь;
- исследовать вопросы ограничения политических прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами Республики Беларусь своих политических прав и свобод.
Предмет исследования – нормы права Республики Беларусь, регулирующие политические права и свободы граждан, а также нормы международного права в данной области.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года (далее – Конституция) и иные нормативные правовые акты.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: А. А. Ковалева, В. С. Бреднева, Е. Н. Мороз, Ф. Люшера, Г. А. Василевич, А. А. Григорьева, С. А. Альфера, В. А. Кодавбович и т.д.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных в работе источников.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Политические права и свободы гражданина Республики Беларусь: понятие и состав
Права человека – это права, которые присущи каждому человеку в силу того, что он человек.
Права человека – одна из важнейших категорий современного права, осознание их ценности для общества прошло долгий путь развития.
Об основных правах человека говорят многие международно-правовые акты, главным из которых является Устав ООН.
В демократическом государстве права человека необходимо рассматривать как один из важнейших политико-юридических и социальных институтов, именно права человека выступают как мерило достижения общества, которое показывает уровень его цивилизованности.
Стоит отметить, что права человека – это составная часть культуры нации, высшее проявление нравственно-правовых идеалов общества. При этом права человека рассматриваются как одна из наиболее значимых духовных ценностей.
Сам термин «права человека» впервые в мире появился после американской войны и принятой в результате ее Декларации независимости 1776 года [1, с. 39].
В юридической литературе высказаны многочисленные подходы к определению понятия «права человека». Например, некоторые исследователи говорят о том, что их необходимо рассматривать в качестве составного элемента идеологии, компонента теологии, инструмент для навязывания различным странам той или иной формы общественно-политического устройства [2, с. 25].
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод граждан Республики Беларусь
Механизмы реализации и защиты политических прав и свобод в целом можно разделить на два вида: международный механизм и национальный механизм.
Международный механизм защиты прав и свобод человека представляет собой международный контроль за соблюдением прав и свобод человека всеми государствами. Такой контроль осуществляется специализированными организационными структурами.
Следует понимать, что приоритет международной защиты прав человека вовсе не вытеснил внутригосударственную защиту таких прав. Он стал своего рода толчком для создания наиболее эффективного механизма защиты прав и свобод человека на национальном уровне. Таким образом, суть международного механизма защиты прав человека состоит в следующем: государства, подписывая и соглашаясь на международное регулирование основных прав и свобод человека, берут на себя соответствующие обязательства. Такие обязательства воплощаются, реализуются непосредственно такими государствами, однако контроль за их реализацией возложен на международное сообщество.
То есть международный механизм защиты прав и свобод человека представляет собой международный контроль за соблюдением прав и свобод человека всеми государствами. Такой контроль осуществляется специализированными организационными структурами.
А. П. Мовчанов международный механизм защиты прав и свобод определяет как совокупность межгосударственных согласованных мер, которые направлены на установление минимальных стандартов в области прав и свобод человека [41, с. 20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Политические права и свободы граждан в Республики Беларусь – это одна из групп прав и свобод граждан Республики Беларусь. Они представляют собой права, которые основаны на принадлежности человека к гражданству Республики Беларусь.
Политические права и свободы человека в Республике Беларусь берут свое начало еще из древних времен. На развитие национального законодательства, закрепляющего права и свободы человека в Беларуси, большое влияние оказали нормы международного права.
Политические права граждан Республики Беларусь составляют значительную часть прав во всей совокупности прав и свобод граждан. Они связаны непосредственно с принадлежностью конкретного человека к нашему государству. К таковым правам отнесены:
- право избирать и быть избранным;
- право на управление государством;
- право на равный доступ к государственной службе;
- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования;
- право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, о состоянии окружающей среды и др.
В частности, право гражданина на управление государством обеспечивается возможностью их участия в референдумах, посредством обсуждения проектов законов и иных вопросов республиканского и местного значения.
Право избирать и быть избранным отнесено к политическим правам граждан Республики Беларусь. Оно означает, что каждый гражданин Белорусского государства имеет право участвовать в политической жизни Беларуси посредством участия в выборах как избиратель, и как кандидат на какую-либо определенную государственную должность.
Право на обращение в государственные органы заключается в возможности гражданина обратиться в государственные органы посредством направления в него заявления, предложения, жалобы.
Механизм реализации и защиты политических прав и свобод граждан в Республике Беларусь включает в себя государственную и общественную защиту, а также судебную и внесудебную защиту прав и свобод человека.
Помимо названных способов защиты политических прав человека можно выделить самозащиту.
При этом устанавливает возможность ограничения абсолютно прав и свобод гражданина в случаях, предусмотренных законодательством. По нашему мнению, такие ограничения вполне обоснованными и обеспечивают возможность соблюдения прав и свобод иных граждан, обеспечение интересов государства и общества, отдельных его лиц.
Система органов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, включает Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров, прокуратуру, Комитет государственного контроля и так потом. Данные органы обеспечивают права и свободы человека посредством как непосредственного рассмотрения заявлений и ходатайств граждан, так и путем реализации своих непосредственных полномочий, предусмотренных законодательством.
1. Ковалев, А. А. Международная защита прав человека : учебное пособие / А. А. Ковалев. – М. : Статут, 2013. – 591 с.
2. Бреднева, В. С. Права человека : проблемы толкования и реализации / В. С. Бреднева // История государства и права. – 2013. – № 13. – С. 23–25.
3. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М. В. Баглай. – 6- езд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 784 с.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
5. Васильева, Л. А. Институт гражданства в Республике Беларусь : вопросы реализации / Л. А. Васильева, В. Е. Шунтов. – Минск : Тесей, 2004. – 96 с.
6. Григорьев, А. А. Проблема гражданства: виды на бипатризм А. А. Григорьев // Беларуская думка. – 2004. – № 8. – С. 134–140.
7. Мороз, Е. Н. Понятие прав человека с точки зрения нормативно-ценностного подхода / Е. Н. Мороз // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 2. – С. 23–27.
8. Развитие прав человека [Электронный ресурс] / Детский правовой сайт. – Режим доступа: http://www.mir.pravo.by/library/section_3/razvitiepravcheloveka/. – Дата доступа: 26.03.2018.
9. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. – Дата доступа: 26.03.2018.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. – Дата доступа: 26.03.2018.
11. Олейник, А. Е. Регулирование основных свобод человека и гражданина в Конституции Республики Беларусь / А. Е. Олейник // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2015. – № 4 (196). – С. 34–40.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
13. Москалевич, Г. Н. Референдум как один из способов реализации избирательного права граждан Республики Беларусь / Г. Н. Москалевич // Избирательное право и избирательный процесс : проблемы и перспективы : сб. м-лов науч. тр. – Курган, 2017. – С. 63–70.
14. Избирательный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. : текст Кодекса по состоянию на 4 июня 2015 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 224 с.
15. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь : пособие для студентов спец. «Правоведение» и «Экономическое право» / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2007. – 528 c.
16. Червонюк, В. И. Конституционное право России : учебное пособие / В. И. Червонюк. – М. : Термика, Инфра-М, 2004. – 432 с.
17. Василевич, Г. А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце ХХ столетия / Г. А. Василевич. – Минск : «Издательство», 2001. – 133 с.
18. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2008. – 894 с.
19. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В. Г. Стрекозов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 316 с.
20. Ковешников, Е. М. Правовое регулирование всенародных обсуждений в СССР / Е. М. Ковешников, М. А. Шафир // Советское государство и право. 1998. № 1. С. 3 11.
21. О республиканских и местных собраниях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2000 г., № 411-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Альфер, С. А. Избирательное право Республики Беларусь : пособие для студентов вузов / С. А.Альфер. – Минск : Тесей, 2008. – 320 с.
23. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. Об обращениях граждан [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 6 июн. 1996 г., № 407-XІІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 июл. 2012 г., № 667 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Михейчик, Т. А. Порядок организации работы с обращениями граждан / Т. А. Михейчик // Кадровик.by [Электронный ресурс]. – 2015. – № 11. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/48215/sid/0ea08b a1575f4f839f1c016704854e21. – Дата доступа: 26.03.2018.
27. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XІІІ // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. О политических партиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994 г., № 3266-XІІІ // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь [Электронный ресурс] Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 1997 г., № 114-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 49. – 1/14788.
31. Информационное право / И. Л. Бачило [и др.]. – 2-е изд., с изм. и доп. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 168 c.
32. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
33. Лапин, С. Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации : информационно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / С. Ю. Лапин. – Саратов, 2011. – 183 л.
34. Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. ― 2012. ― №. 10 (555). ― С. 51―56.
35. Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. ― 2017. ― № 26. ― С. 97―98.
36. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. ― Минск : Дикта, 2004. ― 415 с.
37. Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21–38.
38. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
39. Старилов, Ю. Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
40. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ― Минск, 2018.
41. Мовчан, А. П. Права человека и международные отношения / А. П. Мовчан. – М. : Норма, 1982. – 144 с.
42. Права человека : учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под общ. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
43. Решетов, Ю. А. Международное сотрудничество в обеспечении прав человека / Ю. А. Решетов // Курс международного права. – М., 1992. – С. 162.
44. Карташкин, В. А. Международная защита прав человека / В. А. Карташкин. – М., 1985. – 133 с.
45. Общая статистика за 2017 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163. – Дата доступа: 27.03.2018.
46. Гасанов, К. К. Конституционный механизм основных прав человека : монография / К. К. Гасанов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с.
47. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. – М. : Норма, 2006. – 352 с.
48. Лебедев, В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (теория и практика современности) / В. А. Лебедев. – М. : Издательство Московского университета, 2005. – 272 с.
49. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
50. Минченкова, Ю. Н. Внутригосударственный механизм защиты прав человека (зарубежный и отечественный опыт) / Ю. Н. Минченкова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1998. – № 5. – С. 22–29.
51. Печур, Т. С. Ограничение в активном избирательном праве при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в Республике Беларусь / Т. С. Печур // Современные вопросы государства, права, юридического образования : сб. науч. тр. – Тамбов, 2016. – С. 261–264.
52. Дзаганова, Е. Н. Оптимизация управлением образования на муниципальном уровне / Е. Н. Дзаганова. – М., 1998. – 200 с.
53. Труд и занятость в Республике Беларусь: статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республике Беларусь, 2016. – 292 с.