ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ценностные ориентации являются основой развития мировоззрения личности, особенно в юношеском возрасте. Ценности выступают в роли важнейших условий на стадии ее планирования (замысла), реализации и оценки результатов. Ценности участвуют в придании цели смысла предмета потребности, они принимают непосредственное участие в оценке предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий.
Актуальные проблемы студенческого возраста тесно связаны с духовно-нравственной сферой жизнедеятельности. Современная молодежь характеризуется отсутствием мировоззренческих основ, размыванием ценностных основ, снижением интереса к общественной культуре, низкой активностью студенческой молодежи в решении социокультурных проблем. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей.
Значимость ценностных ориентаций особенно возрастает в юношеском возрасте, основой приобретения ценностной системой действующего характера является осознание индивидом личностного смысла жизни. Именно в юношеском возрасте проблема смысла жизни, развития духовных способностей становится особенно актуальной.
Проблемой изучения ценностных ориентаций занимались такие известные ученые как И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и другие. В работах И.С. Кона и Д.А. Леонтьева ценностные ориентации рассматриваются в качестве необходимых и важных ориентиры для формирования направленности личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. В работах современных исследования (Г.Л. Будинайте, Н.И. Непомнящей, Т.В. Корниловой) ценности рассматриваются на контексте мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих аспектов сознания.
Духовные способности человека как предмет исследования стали выступать относительно недавно. В психологической литературе категория «духовные способности» является недостаточно разработанной.
Анализ литературы показал недостаток исследований, направленны на изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и духовных способностей.
В настоящей работе предпринята попытка установить связь между ценностными ориентациями и духовными способностями в юношеском возрасте.
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и духовных способностей
1.1. Понятие ценностных ориентаций в психологии
В современной психологической литературе существует множество определений понятия «ценность». В отечественной социологии это понятие появилось в начале 1960-х гг. ХХ века и понималось как установка и направленность личности, связанная со значимыми для нее оценками действительности [27, с. 177].
Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению Т. Парсона, ценностные ориентации представляют собой основу интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системой [23, с. 108].
В советской психологии проблема ценностных ориентаций анализировалась многими учеными, среди которых А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов и другие. В настоящее время эту проблему разрабатывают А.Н. Бражникова, Г.Л. Будинайте, Н.К. Каширский, С.В. Мерзлякова, С.В. Молчанов, Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман и другие.
Анализ психологической литературы позволяет выделить два основных подхода в изучении ценностных ориентаций:
– в рамках социогенетического подхода ценностные ориентации определяются в качестве индивидуальных или групповых представления в системе значимых ценностей, обусловливающие общепринятиые ориентиры жизнедеятельности [18];
– в рамках личностно-ориентированного подхода рассматривается личность как человека, самостоятельно выбирающего и планирующего свое поведение, принимает решения и несет ответственность за свои действия [20].
В отечественной литературе распространен подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [2; 12].
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и другие.
Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно [15, с. 53].
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и духовных способностей в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций студентов и духовных способностей в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь между ценностными ориентациями и духовными способностями в юношеском возрасте.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 студентов 3 курса ГУО «Белорусский институт правоведения». Возраст испытуемых – 20-21 год.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение ценностных ориентаций студентов и духовных способностей в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов.
Описание методик и способ их проведения.
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Назначение методики: выявление уровня эмпатии и эмпатических способностей. С помощью методики можно выявить: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал, интуитивный канал, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии. При обработке результатов каждая шкала может быть оценена от 0 до 6 баллов. Максимальный балл по методике составляет 36 баллов. Высокий уровень эмпатии составляют 30 баллов и выше, средний уровень – 29-22 балла, заниженный уровень – 21-25 баллов, очень низкий уровень – менее 14 баллов.
Инструктаж проводится следующим образом: «Прочитайте утверждения, оцените, свойственны ли вам эти особенности: если да, то поставьте «+», если нет – то поставьте «нет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования установлено, что ценностные ориентации представляют собой основу структуры личности, которые определяют ее направленность. Ценностные ориентации являются главным фактором, доминирующим в мотивации поведения, регулирующим поведение личности, а также самостоятельным личностным образованием. Ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальных представлений в системе значимых ценностей, обусловливающих наиболее общие ориентиры в жизни.
Юношеский возраст представляет собой сенситивный период формирования ценностной сферы личности, связанной с формирование личностной позиции, смысложизненных ориентиров, уровня притязаний. В юношеском возрасте формируется мировоззрение, что создает возможность формирования системы ценностей. Структура ценностных ориентаций в этом возрасте преимущественно обусловлена психологическими и личностями особенностями. В юношеском возрасте отмечается стремление обозначить важные будущие цели, найти жизненный смысл, в соответствии с которыми они будут осуществлять свою жизнедеятельность. Осознание ценности в юношеском возрасте предполагает наличие внутреннего психологического механизма, который определяет предпочтения личности, способ реализации жизненных планов.
Под духовными способностями понимаются способности духовного состояния, возникшие на основе духовных ценностей личности, которые проявляются в стремлении к духовному росту. Духовное поведение обусловлено добродетелями личности, ее духовными качествами. Добродетель тесно связана с сочувствием и сопереживанием к другому человеку. Эмпатия является духовной способностью человека; представляет собой способность к пониманию эмоционального состояния (переживаний, чувств, личностных особенностей) другого человека, постижение, а также эмоциональный ответ на его проявления в форме поддержки и помощи другому.
В результате исследования взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и духовных способностей в юношеском возрасте установлено:
– уровень способности к эмпатии у девушек значительно выше, чем у юношей. Большинство девушек обладает высоким уровнем эмпатии – у них высоко развита способность к пониманию эмоционального состояния (переживаний, чувств, личностных особенностей) другого человека, постижение, а также эмоциональный ответ на его проявления в форме поддержки и помощи другому. Большинство юношей обладают низким уровнем эмпатии – у них недостаточно развита способность к пониманию эмоционального состояния (переживаний, чувств, личностных особенностей) другого человека; они не способны эмоционально откликаться на его проявления в форме поддержки и помощи другому;
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 280 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
5. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
6. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
7. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.
8. Зубовский, Н.А. Психология / Н.А. Зубовский. – СПб.: Тропа Троянова, 2006. – 168 с.
9. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / И.Ю. Истошин. – М., 1979. – 263 с.
10. Каширский, Н.К. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Н.К. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 1. – C. 119-123.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
12. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
13. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы научн. сессии (Санкт-Петербург, октябрь 2000). – СПб., 2000. – С. 40-44.
14. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
16. Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Мерзлякова. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т., 2006. – 17 с.
17. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 33-42.
18. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
19. Низовских, Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Низовских // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 73-82.
20. Нурумов, Б.А. Роль ценностных ориентаций в структуре личности / Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 51-53.
21. Ожиганова, Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности / Г.В. Ожиганова // Психологический журнал. – 2010. – № 5. – С. 39-53.
22. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 513 с.
23. Парсонс, Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект пресс, 1997. – 270 с.
24. Перевезенцева, Н.Л. Психологический анализ ценностных ориентаций студентов университета / Н.Л. Перевезенцева // Вестник КГУ. – 2007. – № 1. – С. 174-179.
25. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 1973. – 153 с.
26. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
27. Сутужко, В.В. Ценностные ориентации как основа оценивания / В.В. Сутужко // Вестник ТГУ. – 2009. – № 1. – С. 177-183.
28. Халудорова, А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов / А.В. Халудорова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 158-163.
29. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга, 2010. – 320 с.
30. Шевченко, Я.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я.Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 280 с.