ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Условия динамических преобразований во всех сферах человеческой деятельности и социальных отношений способствуют возрастанию роли полноценного межличностного общения, которое является фактором успешной социализации человека. Взаимодействие индивида с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, складывающихся между людьми в их общественной жизни. В качестве отражения этих объективных взаимоотношений в социальной группе выступают межличностные отношения, под которыми понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, выражающиеся в характере и способах взаимоdлияний в процессе их совместной деятельности и общения.
Особое значение межличностное взаимодействие приобретает в студенчестве, когда происходит активное расширение социальных контактов, вырабатывается нравственные убеждения и идеалы, выстраивается модель поведения согласно выбираемыми студентами социальными ролями. В юношеском возрасте определяется характер взаимоотношений с окружающими людьми, которые влияют на развитие личности студентов развитие, утверждение своего места в обществе. Среди многообразия факторов (социокультурных, политических и другие) особенно высоко значимой для развития межличностных отношений студентов является среда, которая формируется в рамках вуза.
Студенческая группа является сложным и многообразным социальным явлением, которое развивается по объективным законам взаимодействия и общения. Она функционирует согласно общим групповым процессам, которые оказывают сильнейшее влияние на личность студента, а также на успешность его профессионального становления, на характер его поведения в социуме, отношение к другим людям.
Изучение характера межличностных отношений в группе студентов позволит прогнозировать стили взаимодействия, создать условия для построения благоприятных отношений в студенческом коллективе.
Межличностное взаимодействие и межличностные отношения являются предметом изучения многих ученых, среди которых Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Капцов, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, Н.Н. Обозов и другие.
Проблемой изучения характеристик отношений в группе студентов занимаются такие современные исследователи как М.В. Бовина, Л.Г. Комиссарова, Р.М. Магомедова, Т.Л. Миронова, Г.А. Михеева, С.М. Мурзина, М.В. Овчинников, Т.А. Прокофьева, Т.В. Черток и др.
Однако, исследований, направленных на выявление связи между стилем межличностных отношений, представлением о себе в межличностных отношениях и стремлением к определенному поведению у студентов, не обнаружено.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей межличностного взаимодействия студентов
1.1. Понятие межличностного взаимодействия в психологии
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной и педагогической психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностное взаимодействие представляет собой контакты различного характера двух и более человек, которые вызывают взаимные изменения их поведения, отношений и установок.
Отечественный исследователь Я.Л. Коломинский для выделения структуры межличностных отношений в детской группе использует понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя взаимоотношения, общение и взаимооценивание [10, с. 132].
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [13, с. 152].
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [1, с. 59].
Межличностные отношения находят свое проявление через оценочные суждения, эмоциональные переживания и определенное поведение. По мнению А.А. Бодалева, структура межличностных отношений включает следующие компоненты:
– когнитивный компонент, предполагающий определение индивидом привлекающих и отвергающих элементов взаимодействия с другим человеком и включающий все познавательные психические процесса. В процессе взаимодействия осуществляется познание индивидуально-психологических особенностей партнера по совместной деятельности. Взаимное восприятие обусловливает взаимопонимание и взаимоотношения;
– эмоциональный компонент, отражающий положительные или отрицательные переживания (симпатии и антипатии, удовлетворенность и неудовлетворенность, эмпатия, сочувствие и соучастие), которые возникают у индивида под влиянием индивидуально-психологических особенностей партнера;
Глава 2. Эмпирическое исследование характера межличностных отношений в группе студентов
2.1. Организация и методы проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить характер межличностных отношений в группе студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между стилем межличностных отношений, представлением о себе в межличностных отношениях и стремлением к определенному поведению у студентов.
Характеристика выборки: 30 студентов 4 курса Белорусского института правоведенья в возрасте 21-22 года.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение характера межличностных отношений в группе студентов путем тестирования;
3) интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов.
Описание методик и способ их проведения.
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Цель методики: исследование представлений субъекта о себе и идеальном «Я», изучение взаимоотношений в малых группах.
Инструктаж проводится следующим образом: «Поставьте на бланке ответов знак « + « против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак « – « против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе»,
2. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
Цель методики: изучение представлений о себе в системе межличностных отношений. С помощью методики можно выявить следующие основные тенденции в межличностных отношениях в группе: зависимость - независимость, общительность – необщительность, принятие борьбы – избегание борьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание.
Студенчество представляет собой возрастной период, когда завершается созревание личности и развитие самосознания, складываются социальные установки, мировоззрение, преобразовываются ценностные ориентации. Студенческий возраст рассматривается как период интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь. Основными характеристиками студенческой молодежи выступают: формирование устойчивой системы ценностей; становление самосознания; формирование социального статуса личности.
Межличностные взаимодействия в студенческой группе могут иметь различный характер: это может быть кооперация, сотрудничество, противоборство, учебное сотрудничество. Межличностные отношения у студентов могут быть агрессивными и носить деструктивный или конструктивный характер. Содержание общения и характер взаимодействия в группе оказывают сильнейшее влияние на личностное становление в студенческом возрасте.
Для выявления характера межличностных отношений в группе студентов было проведено эмпирическое исследование. В результате исследования выявлено следующее:
– в группе студентов преобладающими стилями межличностных отношений являются дружелюбный, авторитарный и эгоистичный стили. В группе студентов отмечается ориентация на доминирование – ярко выраженное стремление к лидерству в общении и поведении;
– студенты преимущественно ориентированы на принятие групповых норм и ценностей, стремятся к контактам и образованию эмоциональных связей, а также имеют желание принимать участие в групповой жизни, добиваться высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Они проявляются требовательность к окружающим и показывают свою несгибаемость воли, принципиальность в оценках других людей;
– студенты характеризуются активным стремлением принадлежать к различным группам, находится среди людей; стремятся к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже тогда, когда они сами ничего не делают для этого; стремятся контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2. Бовина, М.В. Развитие культуры межличностных отношений в контексте их взаимодействия в академической группе / М.В. Бовина // Известия РГПУ. – 2007. – № 2. – С. 182-193.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
4. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
5. Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Логос, 2006. – 96 с.
6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
7. Капцов, А.В. Личностные ценности как характеристика совместимости в учебных группах / А.В. Капцов // Ученые записки ЗабГУ. – 2011. – № 1. – С. 24-29.
8. Коваль, В.Ю. Особенности межличностных отношений в студенческом коллективе / В.Ю. Коваль // Педагогика, психология и медицина. – 2009. – № 1. – С. 123-129.
9. Коган, Н.В. Жизненные ценности как условия развития самосознания личности студентов / Н.В. Коган // Известия РГП. – 2008. – № 2. – С. 52-57.
10. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский. – Минск: «ФИАинформ», 2003. – 465 с.
11. Комиссарова, Л.Г. Психологические особенности личности студента колледжа / Л.Г. Комиссарова, Т.Л. Миронова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 94-97.
12. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
13. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
14. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
15. Магомедова, Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного ВУЗа / Р.М. Магомедова // Казанский пед. журнал. – 2012. – № 2. – С. 131-137.
16. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
17. Мамаев, В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества / В.А. Мамаев // Вестник ЮжУрГУ. – 2012. –№ 1. – С. 80-84.
18. Михеева, Г.А. Взаимодействие студентов в вузе / Г.А. Михеева // Известия РГПУ. – 2007. – № 1. – С. 151-156.
19. Михеева, Г.А. Формирование системы межличностных отношений студентов / Г.А. Михеева // Известия РГПУ. – 2008. – № 2. – С. 43-48.
20. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Учные записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
21. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. 2006. – 191 с.
22. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. – 18 с.
23. Прокофьева, Т.А. Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов / Т.А. Прокофьева // Вестник Самарской гум. Академии. – 2008. – № 2. – С. 74-78.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
25. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
26. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
27. Рождественская, Н.А.. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект / Н.А. Рождественская. – М.: Пер Сэ-Пресс, 2004. – 463 с.
28. Черток, Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе / Т.В. Черток // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3. – С. 64-69.
29. Шевцова, В.А. Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Шевцова // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 132-136.
30. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. –– С. 52-53.