ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению
2.2.Прием в гражданство Республики Беларусь
2.3.Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации
2.4.Приобретение гражданства Республики Беларусь по иным основаниям
2.5.Прекращение гражданства Республики Беларусь
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство по своему происхождению выступает как один из наиболее значимых государственно-правовых институтов. Именно гражданство определяет взаимную связь государства и человека, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.
Данная тема является актуальной в силу расхождения мнений различных авторов, исследующих вопрос гражданства в разные периоды времени. Так на историческом этапе советского периода многие исследователи трактовали гражданство как принадлежность человека к конкретному государству. «Гражданство – вхождение человека в состав государства», - А.А. Головко [4, с.15]. Как и у каждого подхода, здесь так же имеется его недостаток, который выступает в качестве односторонности и неточной характеристике такого явления, как гражданство. Необходимо учитывать степень и взаимосвязь отношений , возникающих между государством и гражданином, где они имеют одинаковые права и обязанности друг перед другом.
С другой стороны, в настоящее время существует иная точка зрения по вопросу определения гражданства. Гражданство здесь выступает элементом правового статуса личности. Однако и здесь не раскрывается весь смысл понятия «гражданство».
В.С. Шевцов пишет следующее: «Гражданство характеризуется как правовая связь лица с государством, которая служит необходимым условием, предпосылкой для правового статуса гражданина» [5, с.25].
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА
На современном историческом этапе каждое демократическое государство формирует устойчивую правовую базу. А также, если учитывать нарастание современных миграционных ситуаций и процессов, государства стремятся совершенствовать законодательство по вопросам гражданства и миграции населения.
Гражданство непосредственно является по своей природе сложнейшей системой, так как, выстраивая взаимосвязь между гражданином и государством. Государство дает своим гражданам правовой статус и характер, служит гарантом прав, свобод (как политических, так и личных). Гражданство зиждется, в первую очередь, на уважении и признании прав и свобод каждой отдельно взятой личности.
В государстве правового характера гражданство характеризуется непосредственно высокой степенью демократизма и гуманности.
Существует целая система различных трактовок термина «гражданство». Более распространенной в правовой литературе является данная трактовка: «Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается» [3, c. 24].
Принципы гражданства - это основополагающие черты отношений по поводу состояния в гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства.
1. Любой человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению
Статья 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» №136-З от 1.08.2002 г., гласит, что гражданство в Республике Беларусь приобретается на данных основаниях:
• по рождению;
• прием в гражданство Республики Беларусь;
• в случае регистрации;
• по иным положениям.
Что касаемо вопроса о получении гражданства по рождению, то важно отметить следующие ключевые особенности, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь в том случае, если на день его рождения:
1) если хотя бы один из родителей ребенка – гражданин Республики Беларусь, даже не учитывая место, где родился ребенок;
2) родители или один из родителей ребенка, являются лицами без гражданства и постоянно либо временно проживают в Республике Беларусь, при том условии, когда местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь;
3) когда родители либо же один из родителей ребенка, являются иностранцами и постоянно проживают в Республике Беларусь, при таком условии, что местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, по каким-то причинам не могут выдать ребенку свое гражданство.
Такой метод приобретения гражданства, кроме случая, который отмечен в третьем пункте, не предполагает за собой непосредственно процедурного оформления.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА
В Республике Беларусь существуют несколько органов, которые занимаются вопросами гражданства в государстве.
Первым и самым важным из них является Президент Республики Беларусь. Именно Президент определяет порядок рассмотрения вопросов, о гражданстве в Республики Беларусь. Он издает соответствующие указы о приеме в гражданство, а также и о выходе из гражданства Республики Беларусь; издает распоряжения в различных ситуациях, которые связаны с уклонением заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь [9, с.19].
Следующая, немаловажная инстанция в области, связанной с вопросами о гражданстве – это Органы внутренних дел Республики Беларусь. В их компетенцию входит принятие заявлений по вопросам гражданства Республики Беларусь, осуществляют детальную проверку фактов и документов, представленные в обоснование таких заявлений; занимаются направлением существующих материалов по заявлениям о приеме в гражданство либо выходе из него на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Так же в полномочия Органов внутренних дел входит определение принадлежности лиц, которые находятся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь; решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь; документально фиксируют утрату гражданства Республики Беларусь лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь; решают вопросы, связанные с изменением гражданства на принципах, которые предусмотрены международными договорами Республики Беларусь. Также Органы внутренних дел контролируют прекращение иностранного гражданства у лиц, которые в свою очередь получили гражданство Республики Беларусь [22, с.41].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сформулированы ряды выводов, которые могут быть в дальнейшем использованы для более детального рассмотрения и теоретического изучения института гражданства Республики Беларусь и ее совершенствования в области правового регулирования.
1. Гражданство есть многогранное как политическое, так и правовое явление. Закон по своей сути должен содержать определение понятия гражданства, которое может отражать лишь юридически значимые внешние признаки гражданства и, с этой точки зрения, определение гражданства в действующем законе не требует пересмотра.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» гражданством является устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, которая определяется в сумме их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
2. Проведенное исследование историко-правовой эволюции белорусского гражданства дает понять несколько аспектов:
• правовое регулирование в области гражданства вытекает из господствующей идеологии государства, о чем говорят ключевые историко-правовые уровни развития гражданства в Беларуси;
• институт гражданства – это мощнейший инструмент государства по созданию социального и политического фундамента социума при учете политических, экономических, региональных и демографических процессов.
3. Совокупность принципов белорусского гражданства представляет нам демократический, правовой и социальный облик белорусской государственности на современном этапе времени, а также и главенствующую государственно-правовую идеологию, важнейшие стороны экономической, миграционной и демографической политики белорусского.
1. Авакьян, С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / С. А. Авакян. – Санкт- Петербург: Юридический центр пресс, 2003. – 278 с.
2. Бабурина, В. Л. К определению российского гражданства : история вопроса и современное понимание / В. Л. Бабурина // Вестник ВГУ. – Серия : Право. – 2016. – С. 28-37.
3. Бабурин, С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С. Н. Бабурин. – М.: Парус, 1997. – 265 с.
4. Бояре, Ю. Р. Гражданство в международном и внутреннем праве / Ю. Р. Бояре. – Рига: М-Компари,1981. – 180 с.
5. Братусь, С. Н. Субъекты гражданского права. / С. Н. Братусь. – М.: Парус, 1950. – 547 с.
6. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: 2005, - 216 с.
7. Василевич, Г. А. Источники белорусского права / Г. А. Василевич. – Минск: Тесей, 2005. – 200 с.
8. Василевич, Г. А. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск: Тесей, 2002. – 148 с.
9. Василевич, Г. А. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь и Союзного государства / Г. А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006. – № 3. – С. 38-46.
10. Головко, А. А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А. А. Головко. – Минск: Амалфея, 2003. – 301 с.
11. Головко, А. А. Законность - универсальное явление в жизни человека / А. А. Головко. – Минск: Амалфея,2006. – 15 с.
12. Демичев, Д. М. Конституционное право / Д. М. Демидчев. – Минск: Амалфея, 2003. – 115 с.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Котляр, И. И. Права человека / И. И. Котляр. – Мн.: Тесей, 2005. – 206 с.
15. Михалева, Т. Н. Правопреемство Республики Беларусь по вопросам гражданства физических лиц / Т. Н. Михалева // Юридический журнал. – 2007. – № 3. – С. 67-71.
16. Мицкевич, А. В. Комментарии законодательства государств-участников СНГ о гражданстве / А. В. Мицкевич – М.: Юрид. литература, 1996. – 272 с.
17. Непомнящая, А. А. Проблемы института гражданства / А. А. Непомнящая. – М. : Наука, 2015. – 170 с.
18. Терешков, С. А. Принципы гражданства Республики Беларусь: / С. А. Терешков. – Минск : Амалфея, 2008. – 241 с.
19. Паречина, С. Г. Институт президентства: история и современность / С. Г. Паречина. – Минск : ИСПИ, 2003. – 218 с.
20. Права человека и межнациональные отношения: сб.научн. ст. / НАН Беларуси, Центр.научн.б-ка; редкол.: Н. Ю. Березкина(отв.ред) [и др.]. - Минск, 1994. – 174 с.
21. Скороход, И. Г. Эволюция правовой регламентации конституционных обязанностей граждан в Беларуси: дис. Д-ра юрид.наук: 12.00.01 / И. Г. Скороход. – Минск ,2017. – С.60-62.
22. Скороход, И. Г. Проблемы классификации конституционных обязанностей / Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т., Полоцк, 18–19 мая 2012 г. / редкол.: А. Н. Пугачев (отв. ред.) [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2012. – С.32-37.
23. Скороход, И. Г. Проблема конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь как социально-правовых ценностей / И. Г. Скороход // Современные вопросы государства, права и юридического образования : сб. науч. тр. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф., 22 дек. 2012 г. / отв. ред. О. В. Белянская ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина», ТРО ООО «Ассоциация юристов России». – Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. – С.67-69.
24. Скороход, И. Г. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь и законные интересы: постановка проблемы / И. Г. Скороход // Иновационное развитие общества в условиях интеграции правовых систем : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: Н. В. Сильченко (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГМУ, 2013. – С.25-29.
25. Скороход, И. Г. Обязанность граждан по защите Республики Беларусь: конституционно-правовой аспект / И. Г. Скороход // Правотворчество и правоприменение в условиях инновационного развития общества : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. I / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Н. В. Сильченко (гл. ред.) [и др.] – Гродно : ГрГМУ, 2014. – С.16-19.
26. Скороход, И. Г. Конституционные обязанности и социальное государство: история, проблемы и перспективы / И. Г. Скороход / Минск: Дикта, 2015. – С. 110-113.
27. Скороход, И. Г. Конституционная обязанность граждан по защите государства: история и современность / И. Г. Скороход // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Серия D. Юрид. и эконом. науки. – 2015. – № 14. – С.10-13.
28. Терешков, С. А. Принципы гражданства Республики Беларусь / С. А. Терешков // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XI международной научной конференции, Минск, 17 мая 2008 г. / Минский ин-т управления; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Хацкевича. – Минск, 2008. – С. 241.
29. Толкачева, И. Прекращение гражданства в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине : сравнительно-правовой анализ / И. Толкачева // Закон и жизнь. – 2013. – № 9/3. – С. 230-233.
30. Тыкоцкая, Н. Г. Правовые механизмы предотвращения и сокращения безгражданства в Республике Беларусь / Н. Г. Тыкоцкая // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. – № 3. – С. 55-59.
31. Чуприс, О. И. Гражданство детей в Республике Беларусь / О. И. Чуприс. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23243/1/8_%D1%87%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81.pdf.
32. Шевцов, В. С. Советское гражданство / В. С. Шевцов. – М.: Наука.- 1965, 64 с.