ВВЕДЕНИЕ
Гражданство по своему происхождению выступает как один из наиболее значимых государственно-правовых институтов. Именно гражданство определяет взаимную связь государства и человека, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.
Данная тема является актуальной в силу расхождения мнений различных авторов, исследующих вопрос гражданства в разные периоды времени. Так на историческом этапе советского периода многие исследователи трактовали гражданство как принадлежность человека к конкретному государству. «Гражданство – вхождение человека в состав государства», - А.А. Головко [4, с.15]. Как и у каждого подхода, здесь так же имеется его недостаток, который выступает в качестве односторонности и неточной характеристике такого явления, как гражданство. Необходимо учитывать степень и взаимосвязь отношений , возникающих между государством и гражданином, где они имеют одинаковые права и обязанности друг перед другом.
С другой стороны, в настоящее время существует иная точка зрения по вопросу определения гражданства. Гражданство здесь выступает элементом правового статуса личности. Однако и здесь не раскрывается весь смысл понятия «гражданство».
В.С. Шевцов пишет следующее: «Гражданство характеризуется как правовая связь лица с государством, которая служит необходимым условием, предпосылкой для правового статуса гражданина» [5, с.25].
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Непосредственно одной из самых актуальных мнений в последующее время в науке стало определение гражданства как сформировавшаяся связь между человеком и государством, которая представляет собой взаимные права и обязанности обоих сторон. С другой стороны, в более широком понимании этой трактовки, правовая связь существует не только между государством и его гражданами, но и между иностранными гражданами и теми государствами, которые предоставляют им политическое убежище. Именно поэтому данная тема требует ее полного рассмотрения, дополнения и некоторых корректировок.
Вопрос о состоянии гражданства на современном этапе времени для конституционного права имеет ключевое значение. Поэтому целью настоящей работы является анализ теоретических и практических проблем регулирования прав, касающихся области гражданства в Республике Беларусь. Для реализации данной цели автором были поставлены следующие задачи для оптимального выполнения работы:
• выделить ключевые правовые понятия гражданства;
• исследовать особенности и принципы гражданства;
• рассмотреть аспекты приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь;
• рассмотреть компетенцию государственных органов по делам гражданства;
• проанализировать проделанную работу и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – правовые отношения между государством и обществом в области вопроса гражданства.
Предмет исследования – положения Конституции Республики Беларусь, Закон «О гражданстве в Республике Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь, обобщения и обзоры практики органов внутренних дел по рассмотрению и разрешению дел, связанных с вопросом гражданства, теории и взгляды ученых и исследователей по теме исследования.
При написании курсовой работы использовались диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, анализа, актуализации и другие методы.
Методологической основой данного исследования является научная диалектика, конституционное право, общая теория права, гражданское право, комплексный подход к анализу положений, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы о гражданстве в Республике Беларусь.
Данная тема достаточно оснащена различными научными работами как российских, так и белорусских авторов. Использовалась литература более поздних периодов, а именно авторов В.С. Шевцов, С.Н. Братусь, Ю.Р. Бояре. Также при выполнении работы были задействованы труды и более современных авторов: А.А. Головко, И.Г. Скороход, С.Г. Паречина, И.И.Котляр и другие авторы.
Работа состоит из трех глав: «Понятие и принципы гражданства», «Основания приобретения и прекращения гражданства в Республике Беларусь», «Государственные органы по делам гражданства», образца заявления, заключения с использованием выводов автора и предложений по усовершенствованию законодательства, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА
На современном историческом этапе каждое демократическое государство формирует устойчивую правовую базу. А так же, если учитывать нарастание современных миграционных ситуаций и процессов, государства стремятся совершенствовать законодательство по вопросам гражданства и миграции населения.
Гражданство непосредственно является по своей природе сложнейшей системой, так как, выстраивая взаимосвязь между гражданином и государством. Государство дает своим гражданам правовой статус и характер, служит гарантом прав, свобод (как политических, так и личных). Гражданство зиждется, в первую очередь, на уважении и признании прав и свобод каждой отдельно взятой личности.
В государстве правового характера гражданство характеризуется непосредственно высокой степенью демократизма и гуманности.
Существует целая система различных трактовок термина «гражданство». Более распространенной в правовой литературе является данная трактовка: «Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается» [3, c. 24].
Принципы гражданства - это основополагающие черты отношений по поводу состояния в гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства.
1. Любой человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению
Статья 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» №136-З от 1.08.2002 г., гласит, что гражданство в Республике Беларусь приобретается на данных основаниях:
• по рождению;
• прием в гражданство Республики Беларусь;
• в случае регистрации;
• по иным положениям.
Что касаемо вопроса о получении гражданства по рождению, то важно отметить следующие ключевые особенности, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь в том случае, если на день его рождения:
1) если хотя бы один из родителей ребенка – гражданин Республики Беларусь, даже не учитывая место, где родился ребенок;
2) родители или один из родителей ребенка, являются лицами без гражданства и постоянно либо временно проживают в Республике Беларусь, при том условии, когда местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь;
3) когда родители либо же один из родителей ребенка, являются иностранцами и постоянно проживают в Республике Беларусь, при таком условии, что местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, по каким-то причинам не могут выдать ребенку свое гражданство.
Такой метод приобретения гражданства, кроме случая, который отмечен в третьем пункте, не предполагает за собой непосредственно процедурного оформления. Ребенок получает гражданство Республики Беларусь в день своего рождения, если хотя бы один из его родителей имеет гражданство Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА
В Республике Беларусь существуют несколько органов, которые занимаются вопросами гражданства в государстве.
Первым и самым важным из них является Президент Республики Беларусь. Именно Президент определяет порядок рассмотрения вопросов, о гражданстве в Республики Беларусь. Он издает соответствующие указы о приеме в гражданство, а также и о выходе из гражданства Республики Беларусь; издает распоряжения в различных ситуациях, которые связаны с уклонением заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь[9,с.19 ].
Следующая, немаловажная инстанция в области, связанной с вопросами о гражданстве – это Органы внутренних дел Республики Беларусь. В их компетенцию входит принятие заявлений по вопросам гражданства Республики Беларусь, осуществляют детальную проверку фактов и документов, представленные в обоснование таких заявлений; занимаются направлением существующих материалов по заявлениям о приеме в гражданство либо выходе из него на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Так же в полномочия Органов внутренних дел входит определение принадлежности лиц, которые находятся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь; решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь; документально фиксируют утрату гражданства Республики Беларусь лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь; решают вопросы, связанные с изменением гражданства на принципах, которые предусмотрены международными договорами Республики Беларусь. Также Органы внутренних дел контролируют прекращение иностранного гражданства у лиц, которые в свою очередь получили гражданство Республики Беларусь[22,с.41 ].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сформулированы ряды выводов, которые могут быть в дальнейшем использованы для более детального рассмотрения и теоретического изучения института гражданства Республики Беларусь и ее совершенствования в области правового регулирования.
1. Гражданство есть многогранное как политическое, так и правовое явление. Закон по своей сути должен содержать определение понятия гражданства, которое может отражать лишь юридическизначимые внешние признаки гражданства и, с этой точки зрения, определение гражданства в действующем законе не требует пересмотра.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» гражданством является устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, которая определяется в сумме их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
2. Проведенное исследование историко-правовой эволюции белорусского гражданства дает понять несколько аспектов:
• правовое регулирование в области гражданства вытекает из господствующей идеологии государства, о чем говорят ключевые историко-правовые уровни развития гражданства в Беларуси;
• институт гражданства – это мощнейший инструмент государства по созданию социального и политического фундамента социума при учете политических, экономических, региональных и демографических процессов.
3. Совокупность принципов белорусского гражданства представляет нам демократический, правовой и социальный облик белорусской государственности на современном этапе времени, а так же и главенствующую государственно-правовую идеологию, важнейшие стороны экономической, миграционной и демографической политики белорусского. В силу этого разумно при совокупности принципов гражданства ориентироваться на два правила. В первую очередь, разбить их на два лагеря: общие и специальные. Под общими следует понимать непрерывную часть ключевых начал гражданства, которые граничат с принципами правового демократического государства, а в качестве специальных выступают предопределяемые четкими социально-политическими критериями эволюции государства, которые демонстрируют необходимость решения целого спектра исторически преходящих задач по обеспечению сбалансированности интересов личности, общества и государства. Во-вторых, стоит включать в совокупность принципов только такие положения, которые разграничиваются свойствами исходных, непоколебимых истоков контролирования вопросов в области гражданства.
Подытоживая данный принцип, можно сказать, что система белорусского гражданства непосредственно включает в себя:
А) Общие принципы, а именно, если руководствоваться международными актами:
- право на гражданство;
-защита государством лиц, которые прибывают за пределами границ белорусского государства;
-сохранение гражданства Республики Беларусь лицами, которые на данный момент не проживают в Республике Беларусь;
- недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь иным государствам;
- сохранение гражданства при заключении либо расторжении брака;
- главенствующая роль норм международного права, а так же международных договоров, касающихся вопросов гражданства над национальным законодательством[12,с.91 ].
Б) Принципы специальные:
- единое гражданство;
-допустимость так же иметь гражданство и иного государства, т.е. двойное гражданство [11,с.32 ].
4. Настоящий Закон Республики Беларусь «О гражданстве» от 1 августа 2002 года создавался в переходный этап разработки новой белорусской государственности, именно поэтому в нем не учтена специфика дальнейшего становления Беларуси и ее правовой системы. Многие его положения устарели и не могут соответствовать требованиям современного социума. Однако, следует отметить, что Конституция была принята намного ранее, чем Закон «О гражданстве», а это означает, что некоторые положения Закона и Конституции пересекаются друг с другом и Закон «О гражданстве» имеет устойчивое положение и закрепление Конституцией Республики Беларусь. В Закон «О гражданстве» трижды вносились дополнения, что говорит о том, что законодательная система не находится на одном уровне, а совершенствуется, изменяется и дополняется с течением времени. Данные обстоятельства предполагают, в идеале, полного совершенствования института белорусского гражданства, если конкретно - принятия нового закона, адекватного изменившимся социальным взаимоотношениям. При данном обстоятельстве в новом Законе основы приобретения гражданства Республики Беларусь могли бы стать, по мнению автора, следующие: а) по признанию; б) по рождению; в) в порядке регистрации; г) в порядке восстановления; д) в порядке приема; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации; ж) в соответствии с международным договором; з) по иным основаниям, предусмотренным настоящим законом.
5. В новом законе о гражданстве должна быть сохранена еще более упрощенная схема получения гражданства Республики Беларусь в отношении лиц, у которых родственник является гражданином Республики Беларусь по прямой восходящей линии.
6. Представляется необходимым раскрыть полноту перечня возможностей отклонения заявлений о приобретении белорусского гражданства и выразить их в последующей форме: «отклоняются заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь лиц, которые:
• выступают за насильственное изменение основ конституционного строя или иными действиями создают угрозу безопасности Республики Беларусь;
• на протяжении десяти лет, предшествовавших обращению с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, выдворялись из Республики Беларусь на основании действующего закона.
• умышленно предоставили фальшивые документы или сообщили заведомо ложные сведения;
• имеют судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в Республике Беларусь или за ее пределами, признаваемых таковыми законодательством Республики Беларусь.
Созданное в президентском проекте Закона «о гражданстве» причиной отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь в связи с отсутствием иного гражданства или гарантий его приобретения является неправомерным, потому что заверенное законом право на гражданство включает в себя как право на приобретение гражданства, так и право свободного выхода из гражданства. Ядром данного права выступает свободное волеизъявление лица, которое дает ему возможность принимать участие в управлении достаточно широкого круга социальных отношений на паритетных началах с государством. Перспектива другой методики может привести к ограничению волевого начала у одного из субъектов правоотношений - гражданина и, по итогу, - к неполноценной возможности действия такого права.
7. Немаловажная роль по работе законодательства о гражданстве отводится паспортно-визовым инстанциям органов внутренних дел. Анализ работы паспортно-визовой инстанции в области решения вопросов, связанных с гражданством говорят о необходимости ее правового, организационного и технического улучшения. Необходимо ввести в компетенцию Паспортно-визовой инстанции все необходимые объемы контрольных функций по целостному регулированию процессов миграции.
В целом, проанализировав Конституцию Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О гражданстве», его изменения и дополнения, можно сказать, что правовая база Республики Беларусь устойчива и достаточно урегулирована, однако и требует внесения некоторых поправок для ее дальнейшего усовершенствования.
1) Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / С.А. Авакян. – Санкт- Петербург: Юридический центр пресс, 2003. – 278 с.
2) Бабурин, С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. – М.: Парус, 1997. – 265 с.
3) Бояре, Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве /Ю.Р. Бояре. – Рига: М-Компари,1981. – 180 с.
4) Братусь, С.Н. Субъекты гражданского права. / С.Н. Братусь. – М.: Парус, 1950. – 547 с.
5)Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич.Минск: 2005, - 216 с.
6)Василевич, Г.А. Источники белорусского права / Г.А. Василевич. – Минск: Тесе, 2005. – 200 с.
7)Василевич, Г.А.. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: Тесе, 2002. – 148 с.
8) Головко, А.А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А.А. Головко. – Минск: Амалфея, 2003. – 301 с.
9)Головко, А.А. Законность - универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко. – Минск: Амалфея,2006. – 15 с.
10) Демичев, Д.М. Конституционное право / Д.М. Демидчев. – Минск:Амалфея, 2003. – 115 с.
11)Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12) Котляр,И.И. Права человека / И.И. Котляр. – Мн.: Тесей, 2005. - 206с.
13)Непомнящая, А.А. Проблемы института гражданства / А.А. Непомнящая. – М.:Наука, 2015. – 170 с.
14) Терешков, С.А. Принципы гражданства Республики Беларусь: / С.А. Терешков. – Минск: Амалфея, 2008. – 241 с.
15)Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность / С.Г. Паречина. – Минск: ИСПИ, 2003. – 218 с.
16) Права человека и межнациональные отношения: сб.научн. ст. / НАН Беларуси, Центр.научн.б-ка; редкол.: Н.Ю. Березкина(отв.ред) [и др.]. - Минск, 1994. – 174 с.
17) Скороход, И.Г. Эволюция правовой регламентации конституционных обязанностей граждан в Беларуси: дис. Д-ра юрид.наук: 12.00.01 / И.Г. Скороход. – Минск ,2017. – 370 л.
18) Скороход, И. Г. Проблемы классификации конституционных обязанностей / Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т., Полоцк, 18–19 мая 2012 г. / редкол.: А. Н. Пугачев (отв. ред.) [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2012. –946 с.
19) Скороход, И. Г. Проблема конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь как социально-правовых ценностей / И. Г. Скороход // Современные вопросы государства, права и юридического образования : сб. науч. тр. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф., 22 дек. 2012 г. / отв. ред. О. В. Белянская ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина», ТРО ООО «Ассоциация юристов России». – Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. –167 с.
20) Скороход, И. Г. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь и законные интересы: постановка проблемы / И. Г. Скороход // Иновационное развитие общества в условиях интеграции правовых систем : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: Н. В. Сильченко (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГМУ, 2013. – 136 с.
21). Скороход, И. Г. Обязанность граждан по защите Республики Беларусь: конституционно-правовой аспект / И. Г. Скороход // Правотворчество и правоприменение в условиях инновационного развития общества : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. I / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Н. В. Сильченко (гл. ред.) [и др.] – Гродно : ГрГМУ, 2014. –284 с.
22) Скороход, И. Г. Конституционные обязанности и социальное государство: история, проблемы и перспективы / И. Г. Скороход / Минск: Дикта, 2015. –34 с.
23) Скороход, И. Г. Конституционная обязанность граждан по защите государства: история и современность / И. Г. Скороход // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Серия D. Юрид. и эконом. науки. – 2015. – № 14. – 131с.
24) Шевцов, В.С. Советское гражданство / В.С. Шевцов. М.: Наука.- 1965, 64 с.