ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в средствах массовой информации и в педагогической среде широко обсуждается проблема школьной травли или буллинга. Это явление не является отражением современного состояния образовательной среды. Буллинг как явление имел место в последних десятилетиях прошлого века. Чаще всего он проявлялся как вербальная агрессия. В современном школьном сообществе имеют место изощренные формы школьной травли: избиение одноклассников, доведение до самоубийства, а также физическая расправа.
Проблема профилактики виктимизации подростков является одной среди наиболее актуальных на современном этапе развития системы социального образования. В настоящее время в Беларуси реальность содержит множество угроз и опасностей, которые требуют от человека повышенной бдительности и осмотрительности. Теперь, когда преступная опасность увеличилась, угроза стать объектом обмана, мошенничества и нападения преступника увеличилась вместе с ней. Виктимность характеризует предрасположенность человека к тому, чтобы стать жертвой определенных неблагоприятных обстоятельств [3].
Актуальность этой темы объясняется необходимостью научного исследования связи виктимизации и буллинга у подростков, поскольку этот возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом – это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном – подростковая фаза является продолжением первичной социализации. Повышенная виктимизация подростков определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, занимаемой ими положением в семье [9].
Проблемами изучения виктимологических аспектов поведения занимались: М. Барриль, Б.Л. Гульман, В.С. Минская, О.М. Мойсюк, В.И. Плубинский, К. Уилсон, Л.В. Франк, Г.И. Чечель и другие.
В работах В.И.Загвязинского, Ф.А.Мустаевой, М.В.Шакуровой и других ученых выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А.Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В.Мудрика и других ученых, работавих в этой области.
Исходя из анализа опубликованных научных работ В.И.Загвязинского, Е.В. Азаркина, М.В.Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, можно сделать вы- вод, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания [3].
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
Предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств характеризуется виктимностью. Виктимность – это совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, которые определяют его возможность превратиться в жертву преступления. Данное понятие в криминологии определяют как учение о условиях и причинах совершения преступлений, при этом поведение, которое является для преступника провоцирующим называют виктимным. Чем выше виктимность, тем вероятность стать жертвой увеличивается. Поэтому снижение виктимности и предупреждение виктимного поведения в интересах у каждого человека.
П.И. Юнацкевич выделил следующие виды виктимности:
1) по проявлениям в различных жизненных ситуациях он выделил 6 основных видов: криминальную, экономическую, политическую, военную, транспортную и бытовую;
б) по доминирующим психологическим механизмам – 4 основных вида – эмоционально-волевую, познавательную, мотивационную и смешанную;
в) по числу участвующих лиц выделил 3 вида виктимности – общественную (массовую), индивидуальную и групповую;
г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – профессиональную и непрофессиональную;
д) по психологическому уровню виктимности П.И. Юнацкевич выделил слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;
е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную [5].
Типологию виктимности используют в процессе проведения психовиктимологических исследований, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях, при составлении обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности
Л.В. Франк выделил следующие виды виктимности [1]:
1. Личностная – представляет собой совокупность социально-психологических свойств личности, которые определяют способность стать жертвой преступлений;
2. Ролевая (профессиональная) – обусловлена выполнением человеком определенных социальных функций;
3. Социальная - определяется существованием преступности в обществе и объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.
1. Биктина Н.Н., Баймешова А.Б. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: cущность, виды, факторы возникновения и причины проявления // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 17-23.
2. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей / Под ред. Пикасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России,2002. – 160 с.
3. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова. Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 248 с.
4. Лисовенко Б.С. Социально-психологические аспекты сексуальной культуры // Социальная психология XXI столетия. Т.1. – Ярославль, 2005. – С. 304-307.
5. Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. - Горький, 1979. – 213 с.
6. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. / Под ред. И.Л. Соковня. – М.: Речь, 2001. – 311 с.
7. Статмен П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юргук. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272с.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002. – 265 с.
9. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2005. – 289 с.
10. Ягофаров Д.А. Несовершеннолетний как жертва противоправного поведения / Основы государства и права. – 2004. – С. 34-38.