ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие полового воспитания. Половое воспитание подростков в семье и системе образования
1.2 Деятельность социального педагога по половому воспитанию подростков
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Формы и методы работы социального педагога по половому воспитанию подростков
2.2 Внедрения элементов полового воспитания в учреждении общего среднего образования через деятельность педагога социального
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Половое воспитание играет одну из значимых ролей в развитии чело-века. От установок, которые он получит в детстве, будет зависеть его положение как в социуме, так в его будущей семье, к противоположному полу и его сексуальных отношениях.
Проблема полового воспитания существовало уже давно, но многие недооценивают ее значимость в развитии и воспитании подрастающего поколения, считаю эту теме запретной. Проблеме полового воспитания должное внимание должны уделить родители и школа. В суете повседневной жизни и в процессе загруженности, как педагогов, так и родителей одна из значимых тем для подростков отошла на задний план.
Подросткам интересны многие интимные вопросы в отношениях парня и девушки. Поэтому, прежде всего родители должны быть готовы ответить и дать правильный совет, рассказывая свой жизненно накопленный опыт.
В настоящее время половое созревание в значительной мере снизилось в возрастных рамках (13 – 15 лет), следовательно, с ростом добрачных интимных отношений, и со многими социальными факторами.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие полового воспитания. Половое воспитание подростков в семье и системе образования
Половое воспитание – это систематический процесс, направленный на выработку свойств, черт и качеств личности ребёнка в отношениях к противоположному полу [25].
Составляющими полового воспитания являются не только отношения между женщиной и мужчиной в браке, но и их взаимоотношения в процессе досуга, в трудовой деятельности.
Целями и задачами полового воспитания выступают интересы социуму, в котором живет человек. Личная жизнь человека развивается в обществе, котором он находится, и невозможно представить развитие личных отношений вне социума.
Единого понятия половое воспитание не существует, так как в работах разных исследователей имеются разнообразные определения. Д. В. Колесов и А. Г. Хрипкова дают определение половому воспитанию как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [13].
Владение воображением, желанием, чувствами, является главным умением, общественного значения которое недооценено в нашем обществе. Так считал А. С. Макаренко.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Формы и методы работы социального педагога по половому воспитанию подростков
В деятельности социального педагога необходимо уделять большое внимание половому воспитанию. Так как одним из главных направлений в его работе считается, обучение и формирование здорового образа жизни.
Основными направлениями работы по данному вопросу социального педагога считаются [30]:
1. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей;
2. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;
3.Формирование полоролевого поведения;
4.Формирование здорового образа жизни;
5. Профилактика и коррекция социальных вредностей;
6.Отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса;
7.Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска»;
Правильный подбор методов, приемов, средств педагогического взаимодействия является одним из условий эффективной работы с детьми, который является составной частью профессионализма педагога.
ВЫВОД
Азы полового воспитания закладываются у детей с появления его на свет в его семье, далее в учреждениях дошкольного образования, а затем в учреждениях среднего образования.
Одну из важных ролей в процессе полового воспитания детей играет семья. Родители принимают участие в формировании личностных качеств, ролей своих детей. Именно в семье должно зарождаться половое воспитание подростков. Для достижения высокого уровня в области полового воспитания учреждения образования принимают активное участие по данному направлению развития детей. В учреждениях обеспечивающих общее среднее образование вопросами полового воспитания занимаются различные специалисты: классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, психолог. Они используют разнообразные методы и формы работы, путем проведения досугов, уроков, по специально-разработанным программам.
Социальный педагог учреждения образования занимается вопросами полового воспитания, который способствует социализации ребенка.
Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению проблемы деятельности социального педагога по половому воспитанию в современном учреждении среднего образования и рассмотрению основных путей ее решения.
В процессе написания работы были рассмотрены понятие и сущность полового воспитания и полового воспитания, проанализированы основные подходы к проблеме полового воспитания. В ходе написания работы были раскрыты основные проблемы полового воспитания в семье и учреждении образования и рассмотрены пути их решения.
Исходя из всего выше изложенного, половое воспитание называют си-стему педагогических и медицинских мер относительно воспитания у родите-лей, детей, подростков. Половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, росту знаний в области секса, полно-ценному формированию детородной функции у будущих супругов, созданию чуства ответственности за здоровье и благополучие будущих супругов, детей, то есть укреплению брака и семьи.
Половое воспитание человечества является одной из актуальных проблемой современного мира.
Половое воспитание это – воспитательные и образовательные воздействия на ребенка со стороны взрослых, которые направлены на овладение им поведенческих норм.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В. Абраменкова - Вопросы психологии № 5. 1987. – с.31-37.
2. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев - Вопросы психологии № 2. 1987. - с.12-15.
3. Адлер, А. Воспитание детей / А. Адлер - Санкт - Петербург, 1998.- 203 с.
4. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович - Вопросы психологии № 4. 1991. - с.21-25.
5. Ананьев, Я.М. Девочка, девушка, женщина / Я.М. Ананьев - Ростов-на-Дону, 1974.- с.165.
6. Борисов, И. Запретный плод для российской школы / И. Борисов - Управление школой.- № 5. 1998. - с.15-18.
7. Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю.Н. Дрешер.- Казань, 1998.- с.112.
8. Тарнавский, Ю. Б. Мальчики и девочки / Ю.Б. Тарнавский, Г.М. Блинов - М., 1972.- с.132.
9. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова - М.,1991.- с.160.
10. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева – Санкт-Петербург, 1997.- с.107.
11. Захарова, П. Н. Растут в семье папа и мама / П.Н. Захарова - М., 1978. – с.98.
12. Захарова, П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / П.И. Захарова - Вопросы психологии. № 1.- 1982.- с.31-34.
13. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев,В.Е. Каган - Л., 1979.- с.143.
14. Каган, В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В.Е. Каган - Л., 1988.- с.97.
15. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев - Минск, 1980.- с.103.
16. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев - М., 1988.- с.112.
17. Колесов, В.Е. Беседы о половом воспитании / В.Е. Колесов - М., 1988.- с.105.
18. Коломинский, Я.С. Мальчики и девочки. Знание-сила / Я.С. Коломинский .-№ 2.-1971. - с.16-20.
19. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон - М., 1975.- с.89.
20. Кузнецова, Л.Н. Воспитание девочки / Л.Н. Кузнецова – Педагогика. №6.- 1998. - с.44 - 49.
21. Макаренко, С. Женственность мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков / С. Макаренко - Воспитание школьников - №6 - 2003. с. 38 - 41.
22. Молодцова, В. Секс: развращение вместо просвещения / В. Молодцова - Российская газета.-№ 110.- 1999. - с.13.
23. Мишель, К. Психология подростка. Психосексуальное развитие / К. Мишель - Ростов - на - Дону, 1995.- с.143.
24. Попов, С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников / С.В. Попов - СПб., 1997.- с.104.
25. Программа по курсу валеологии / Сост. Н. Полетаева - Народное образование. - №9/10. – 1998. - с. 11, 19.
26. Разумовская, Т. Узы брака, узы свободы / Т. Разумовская - М.,1990. – с.96.
27. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции раз-вития / Л.Г. Татарникова - СПб., 1997.- с.164.
28. Уильям Г.М., Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY) / Г.М. Уильям, Э. Джонсон Вирджиния, К. Колодни Роберт. - М., 1998.- с.134.
29. Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 года № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь - с.5.
30. Фридман, Л.Ф. Психологический справочник учителя / Л.Ф. Фридман, И.Ю. Кулагина - М., 1988.- с.115.
31. Хиглинг, М. Как беседовать с ребенком о сексе / М. Хиглинг - М., 1998.- с.96.
32. Хрипкова, А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов - М., 1985.- с.97.
33. Чумаков, Б.Н. Валеология. Избранные лекции / Б.Н. Чумаков - М., 1997.- с.103.