ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности обучения лепке детей первой младшей группы
1.2 Методика формирования у детей первой младшей группы обобщенных способов изображения в лепке
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЛЕПКЕ
2.1 Изучение показателей сформированности обобщенных способов изображения в лепке у детей первой младшей группы
2.2 Методические рекомендации по повышению эффективности формирования у детей первой младшей группы обобщенных способов изображения в лепке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
На занятиях непосредственно лепкой дети дошкольного возраста учатся бережно относиться к художественному материалу. Начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, к которым относятся планирование будущего изображения предмета, самостоятельный контроль за собственными действиями в процессе деятельности. Стремление детей достичь качественного результата свидетельствует об их настойчивости, способности к преодолению трудностей [19, с. 3]
Задуманное изображение предметов, явлений в лепке дети дошкольного возраста могут осуществить лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Овладение правильной техникой необходимо, несмотря на то, что техническое исполнение не является главным.
Воспитатель показывает детям, каким образом можно передать знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор – в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке. С целью подготовить ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, педагог знакомит ребенка с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, которые характеризуют их особенности.
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберг, К. Роуланд и др.).
Проблема развития детского изобразительного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности обучения лепке детей первой младшей группы
Лепка – художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, солёное тесто, воск).
Лепка обладает большим значением для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В частности, скульптор И.Я. Гинцбург так отмечал значение лепки: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» [13, с.35].
Н.Б. Халезова писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей» [24, с. 25].
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЛЕПКЕ
2.1 Изучение показателей сформированности обобщенных способов изображения в лепке у детей первой младшей группы
В рамках данного исследования была проведена диагностика сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей первой младшей группы в ДОУ № 41 г. Пинска. В диагностике приняли участие 15 детей младшего дошкольного возраста
Цель диагностики: выявить степень сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей первой младшей группы.
Диагностика проводилась с использованием методики, предложенной Е.М. Ишмуратовой [8].
Методика представляет собой определенное обследование, которое длится непродолжительное время в силу возрастных особенностей внимания и восприятия младших дошкольников. Каждому из детей совместно с экспериментатором, в игровой форме предлагалось слепить несколько предметов. Во время диагностики отслеживалась степень сформированности навыков обобщенных способов изображения в лепке.
Исследователь приносит игрушку (собачку), которую вместе с ребенком он будет «угощать». При обследовании навыков работы с пластичными материалами удобнее брать соленое тесто. Ребенку предлагается отрывать небольшие кусочки теста от большого куска и складывать их в мисочку для собачки. Экспериментатор имитирует кормление собачки, предлагает ребенку «покормить» животное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия по лепке в первой младшей группе характеризуются предметным характером, т.е. дети лепят отдельные фигурки, которые не связаны сюжетом. С приобретением навыков работы с глиной дети могут приступать к лепке и по собственному замыслу, но эти занятия являются сложными для малышей. В связи с этим подводить детей к лепке по собственному замыслу необходимо постепенно, активируя их мышление с помощью разнообразных методов и приемов обучения, например, с помощью наводящих вопросов.
Важным моментом проведения занятия является оценка деятельности детей. Педагог обязательно должен рассказывать детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки и в целом давать занятию положительную оценку
обобщенные способы изображения предваряют процесс лепки, формируя более определенное представление о предмете. При формировании обобщенных способов изображения необходимо проводить ориентировочно-исследовательскую деятельность, использовать навыки на основе подражания, отрабатывать движения рук с помощью определенных упражнений, а также повторять с детьми словесную инструкцию, приведенную педагогом. Обобщенные способы изображения делятся на конструктивные, от самого интересного и далее ко всему остальному, силуэтно-контурные, пластические, от общего к частному, способы упрощения.
В рамках данного исследования была проведена диагностика сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей первой младшей группы в ДОУ _______ г. _________. В диагностике приняли участие 15 детей младшего дошкольного возраста
Цель диагностики: выявить степень сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей первой младшей группы.
Диагностика проводилась с использованием методики, предложенной Е.М. Ишмуратовой
1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 9. – С. 23-27.
2. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. – В-ж: Учитель, 2004. – 274 с.
3. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2008. – 151 с.
4. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2005. – 64 с.
5. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет / А.А. Грибовская. – М.:Сфера, 2010. – 80 с.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М., 1999. – 212 с.
7. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура / Под ред. Н. Арановской – М.: Сфера, 2007. – 848 с.
8. Ишмуратова, Е.М. Дигностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - № 3(20). – С. 116-121.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 193 с.
10. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. - М., 1983.
11. Комарова, Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 247 с.
12. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. – М.: Учпедгиз, 1961. – 145 с.
14. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
15. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
16. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество / О.В. Корчинова.- Изд.: Феникс, 2005. – 63 с.
17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2007. – 140 с.
18. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2005. – 20 с.
19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 251 с.
20. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 2000. – 156 с.
21. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 236 с.
22. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Минск: Аверсэв, 2000. – 254 с.
23. Федосова Е.С., Федосов, Г.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.С. Федосова, Г.С. Федосов. – СПб: Союз, 2002. – 63 с.
24. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. – М.: Сфера, 2005. – 112 с.
25. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2003. – 236 с.
26. Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / Н. Юшкевич // Дошкольная педагогика – 2008. - № 7. – С. 50.