Введение
Традиционно ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Семья – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Полноценное развитие личности ребенка с раннего возраста требует создания благоприятных условий, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.
Согласно исследованиям и анализу научной литературы в развитии современной семьи отмечаются увеличение числа неблагополучных союзов, утрата семейных ценностей и снижение педагогического потенциала родителей, рост детской безнадзорности и преступности. Сложившиеся в настоящее время экономические условия дополнительно усложнили данную проблему ростом безработицы среди родителей.
В неблагополучной семье развитие личностных качеств ребенка происходит в неблагоприятных, порой с риском для жизни, условиях. Деформация личности родителей, демонстрирующая неуспешную, асоциальную модель поведения, неправильно организованная система воспитания часто вызывают у ребенка снижение когнитивных процессов, эмоциональную «глухоту», проблемы в межличностном общении, замкнутость, одиночество. Дети из таких семей нуждаются во внимании, помощи поддержке и принятии в коллективе. Необходимость помощи для младших школьников особенно важна, так как этот период является сензитивным для формирования основ нравственного, эстетического, трудового и др. видов воспитания. Именно в этом возрасте закладываются духовные ценности и фундамент будущего отношения к обществу и миру.
Кроме того, семья в современных условиях не всегда имеет возможность выйти из сложных жизненных ситуаций. Если благополучные семьи успешно выполняют свои функции за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития, то они и не нуждаются в поддержке специалистов. Неблагополучная семья по ряду причин (социально-психологических, педагогических, экономических и других) не может обеспечить полноценное развитие ребенка. Такая семья нуждается в помощи со стороны.
Перед обществом ставится задача подготовки личности, способной самостоятельно оценивать происходящие явления и строить свою будущую деятельность в соответствии с нормами общества. Решение этой задачи связано с развитием личностных и формированием устойчивых нравственных качеств ребенка.Так как в младшем школьном возрасте
1 Теоретические аспекты развития личности младшего школьника в неблагополучной семье
1.1 Сущность и особенности личностного развития детей младшего школьного возраста
Проблемой изучения личности занимались Б.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие. Концептуальные аспекты процесса социализации представлены в работах Г.А. Андреевой, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгина, Д.И. Фельдштейна. Методологические и теоретические основы концепции социального формирования школьника отражены в трудах Б.З. Вульфова, Н.Ф. Головановой, М.И. Рожкова и др.
Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности обусловлена направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека [1, с. 215].
Личность представляет собой систему социально значимых качеств индивида, меру овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Личность – это социальное существо, включенное в общественные отношения, которое участвует в общественном развитии и выполняет определенную общественную роль. Личность характеризуется определенной системой отношений, которая включает отношение личности к обществу, отношение к другим людям, отношение к себе [2, с. 102].
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. В качесвте основных свойчств развития, отличающих его от всех других изменений, выступают необратимость, направленность, закономерность. Сам процесс развития не универсален и не однороден [3, с. 3].
Личностное развитие предствляет собой совокупность всех позитивных изменений в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий.
Процесс и результат становления личности называют социализацией, так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты. Социализация – многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды. Социализация являетс ядвусторонним процессом усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания
2 Содеражние деятельности педагога-психолога по развитию личности младшего школьника из неблагополучной семьи
2.1 Направления работы педагога-психолога по развитию личности младшего школьника из неблагополучной семьи
С целью выявления учащихся из неблагополучных семей и оказания им своевременной психологической помощи составляется план работы педагога-психолога на год с указанием цели, задач, видов деятельности и сроков.
В качестве основных направлений работы педагога-психолога по развитию личности младшего школьника из неблагополучной семьи рассматриваются:
– работа с учеником;
– работа с педагогом;
– работа с родителями или лицами, заменяющими родителей (опекуном) [44, с. 35].
Основные направления работы педагога-психолога по развитию личности младшего школьника из неблагополучной семьи включают следующие виды деятельности:
1) психодиагностика, основными задачами которой являются:
– изучение причин семейного неблагополучия и отношения к ребенку в семье;
– определение социально-педагогических и психологических проблем, негативно воздействующих на становление и развитие личности ребенка в семье,
– выявление и анализ факторов, обусловливающих их социальную дезадаптацию;
2) психопрофилактика – целью является повышение психологической компетентности каждого участника педагогического процесса;
3) психоконсультирование, целью которого является консультирование родителей по вопросам выбора адекватного стиля семейного воспитания;
4) психокоррекция – целью является изменение отношений семьи и семейных ситуаций, формирование позитивной стратегии и тактики поведения; коррекция нарушения личностного развития ребёнка;
5) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью овладения психолого-педагогическими знаниями, осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка с позиций мобилизации потенциальных возможностей семьи, информирования родителей о правах несовершеннолетнего ребенка [30, с. 162].
В качестве важнейших задач деятельности педагога-психолога С.Н. Щихмирзаева выделяет:
– оказание помощи семье в воспитании детей;
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст характеризуется как период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержены влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Особенностями личностного развития детей младшего школьного возраста являются: изменение познавательной сферы; развитие нового уровня потребностей ребенка; появление постоянных форм поведения и деятельности ребенка; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоение социальных норм, нравственного развитие; становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения способствуют дальнейшему развитию личности ребенка, его субъектности и учебной деятельности.
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении.
Неблагополучные семьи характеризуются обесцениванием выполнения семейных функций, скрытыми или явными дефектами воспитания, деформированностью общечеловеческих ценностных ориентаций, конфликтностью членов семьи, их агрессивным отношением к окружающим; отсутствием желания родителей сотрудничать со школой по проблеме воспитания и образования ребенка. Неблагополучные семьи условно делятся на две большие группы: семьи с явной формой неблагополучия, включающие конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов, а также семьи со скрытой формой неблагополучия.
Проблемы развития личности младшего школьника в неблагополучной семье заключаются в том, что семейное неблагополучие оказывает значительное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводит к различным деформациям личности, общения и поведения. Условия жизни в неблагополучной семье могут привести к появлению девиантного поведения младшего школьника, а дефекты воспитания сформировать недоверие к окружающему миру, замкнутость или агрессивность, низкая самооценка, конфликтность со взрослыми и сверстниками.
Деятельность педагога-психолога по развитию личности младшего школьника из неблагополучной семьи заключается в психологическом сопровождении, направленном на обеспечение оптимальных социально-
1 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
2 Константинов, В.В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
3 Психология детства / Под ред. А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
4 Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Мн.: Соврем. школа, 2009. – 512 с.
5 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
6 Смолонская, А.Н. Особенности личноостного развития детей в предшкольном и младшем школньом возрасте / А.Н. Смолонская // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 200-203.
7 Егорова, Н.С. Психологические особенности развития дличности младшего школьника / Н.С. Егорова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материало. – Киров, 2014. – С. 57-60.
8 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. –460 с.
9 Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
10 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
11 Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
12 Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973 – 334 с.
13 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
14 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
15 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
16 Коцарева, В.В. Формирование личности в младшем школьном возрасте / В.В. Коцарева // In Situ. – 2015. – № 12. – С. 62-63.
17 Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Академия, 2007. – 243 с.
18 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
19 Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф.С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
20 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
21 Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска / Л.. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
22 Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: курс лекций / А.Я. Варга. – СПб: АРГУС, 2001. – 252 с.
23 Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания / Л.В. Доманецкая. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 212 с.
23 Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
24 Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – С. 88-93.
25 Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
26 Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
27 Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
28 Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С.36.
29 Плоткин, М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы : опыт, тенденции и перспективы развития / М.М. Плоткин. – М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2002. – 211 с.
30 Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьей / Т.Н. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
31 Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 96 с.
32 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
33 Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
34 Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители?/ Е.М. Волкова. – М.: Просвещение, 1993. – 231 с.
35 Шогенов, М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
36 Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
38 Реуцкая, И.Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей / И.Е. Реуцкая // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 3. – С. 85-94.
39 Филатова, О.В. Отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье / О.В. Филатова // Вестник РГПУ. – 2013. – № 3. – С. 143-144.
40 Ганишина, И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.С. Ганишина. –Рязань, 2004. – 19 с.
41 Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
42 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
43 Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742.
44 Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 34-36.
45 Шихмирзаева, С.Н. Особенности работы педагога-психолога в неблагополучных семьях / С.Н. Щихмирзаева // Известяи Дагестанского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 154-159.
46 Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
47 Корчагина, Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства / Ю.В. Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 4. – С. 67-70.
48 Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
49 Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: МОиПК, 1995. – 144 с.
50 Пуряева, Н.Н. Игра как средство развития и воспитания младших школьников / Н.Н. Пуряева // Вестник научных конференций. – 2015. – № 1. – С. 113-114.
51 Мороз, А.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми из семей группы риска / А.А. Мороз, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник – 2017. – № 5. – С. 82-83.