ВВЕДЕНИЕ
В современном государстве объективно возрастает значение законодательной власти и, соответственно, Национального собрания Республики Беларусь. На сегодняшний день Парламент Республики Беларусь все больше зависит от благосостояния государства, защиты прав и свобод своих граждан, поскольку одной из основных задач является реализация законов, принятых Национальным Собранием Республики Беларусь.
В парламенте народное представительство осуществляется путем выборов депутатов Палаты представителей Республики Беларусь.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что Палата представителей как одна из частей, составляющих Парламент Республики, является сильным инструментом государственного управления. От того, как функционирует Палата представителей Республики Беларусь, насколько широкие права и обязанности принадлежат депутатам Палаты представителей в пределах их компетенции и с учетом занимаемых ими должностей зависит состояние государственности на данный момент, а также оценивается потенциал и перспективы государственно-правовых методов решения социальных проблем в государстве.
Характеристики деятельности депутатов Палаты представителей представляют большой интерес для конституционного права, для теоретических и практических правовых знаний. Несмотря на это, многие интересные, информативные учебники и учебные пособия рассматриваются достаточно кратко и схематично.
Объект работы – общественные отношения, связанные с деятельностью Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Предмет – нормы права, а также научная литература, рассматривающая права и обязанности депутатов Палаты Представителей на сессии и в избирательном округе.
Цель работы состоит в рассмотрении норм права, а также научной литературы, рассматривающей права и обязанности депутатов Палаты Представителей на сессии и в избирательном округе.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок формирования, компетенция и основные направления деятельности;
- определить организационно – правовые основы работы депутатов Палаты представителей на сессиях;
- проанализировать организационно – правовые основы работы депутатов в избирательных округах.
К методам, используемым в работе следует отнести:
- методы индукции и дедукции;
- методы анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы компетенции Парламента тесно связаны с его местом в системе государственной власти и ее правовым статусом. В качестве центрального правительственного органа правительство наделено довольно широким спектром полномочий. Все они имеют определенную сферу действия, конкретное направление.
Таким образом, полномочия Палаты представителей включают:
законодательные полномочия. А именно:
рассмотрение предложения Президента или по инициативе не менее 150 000 граждан Республики Беларусь, имеющих право голоса, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и толкование Конституции;
рассмотрение проектов законов (в частности, об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об утверждении республиканский бюджет и отчет о его осуществлении, о браке, семье, культуре и здоровье, о местном самоуправлении, о толковании законов и т. д.;
назначение президентских выборов;
давая согласие Президенту на назначение на пост премьер-министра;
заслушав доклад главы Совета министров о программе правительства. Отклонение или одобрение такой программы;
рассмотрение вопроса о доверии к Совету министров;
выражение вотума недоверия Совету министров;
принятие отставки Президента;
предъявление обвинения президенту в совершении государственной измены, еще одно серьезное преступление;
упразднение приказов Председателя Палаты представителей;
другие вопросы [2, ст. 97].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА СЕССИЯХ
Сессии являются основной формой работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В законодательстве Республики Беларусь нет четкого определения термина «сессия», но если мы исходим из нормативных правовых актов, то сессия понимается как определенный период времени, в течение которого обе палаты Парламента Республики Беларусь осуществляет свои полномочия.
На сессиях осуществляются следующие виды деятельности:
- рассмотрение и принятие законопроектов, в том числе утверждение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военная доктрина; ратификация и денонсация международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установление республиканских налогов и сборов; принципы осуществления имущественных отношений; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здоровье; по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; об определении порядка разрешения вопросов административно-территориальной структуры государства; о местном самоуправлении; о судебной системе, судебной процедуре и статусе судей; по уголовной ответственности; об амнистии; объявление войны и заключение мира; о правовом режиме военной и чрезвычайной ситуации; о создании государственных наград; о толковании законов;
- формирование органов Палаты представителей и Совета Республики;
- назначение выборов Президента Республики Беларусь, а также принятие его отставки;
- избрание судей Конституционного Суда Республики Беларусь; [9]
- и другие решения, которые впоследствии могут повлиять как на политическую, так и на общественную жизнь в Республике Беларусь [2 статьи 97-98].
На законодательном уровне установлено, что в Республике Беларусь заседания делятся на два типа: регулярные и внеочередные.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ
Депутат Палаты представителей, как член представительного и законодательного органа Республики Беларусь несет ответственность как перед своими избирателями, так и перед Палатой представителей. Следовательно, у депутатов Палаты представителей имеются определённые права и обязанности при взаимодействии с гражданами, которые их избрали на занимаемую должность. А именно:
- иметь полные права, обеспечивающие их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, постоянных и временных комиссий, которые они образуют, и других органов;
- проводить встречи избирателей района, населения административно-территориальной единицы, встречи с трудовыми коллективами; информировать избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе в Палате представителей, во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Это позволяет членам парламента постоянно получать информацию от общественности, что должно поощрять их к активной нормотворческой деятельности и мониторингу;
- принимать меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, вносить свой вклад в их своевременное решение вопросов, содержащихся в них ; вести прием граждан; изучать общественное мнение и, при необходимости, вносить предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения;
- взаимодействовать с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и другими общественными объединениями;
- участвовать в праве совещательного голоса при рассмотрении государственными органами вопросов, поднятых в обращении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
- рассматривать полученные ими предложения, заявления и жалобы граждан, принимать меры для их юридического и своевременного разрешения в соответствии с действующим законодательством
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы - рассмотреть нормы права, а также научную литературу, рассматривающую права и обязанности депутатов Палаты Представителей на сессии и в избирательном округе.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь: порядок формирования, компетенция и основные направления деятельности;
- определить организационно – правовые основы работы депутатов Палаты представителей на сессиях;
- проанализировать организационно – правовые основы работы депутатов в избирательных округах.
Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь является законодательным органом, а также представительным органом и органом, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Беларусь. Национальное Собрание Республики Беларусь состоит из двух палат - Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).
В соответствии с ИК кандидаты в депутаты назначаются политическими партиями, а также гражданами (на собраниях по месту работы или путем сбора подписей).
В Палату представителей входят 110 депутатов.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 21 года. В то же время кандидат в депутаты не должен иметь судимости.
К гарантиям, предоставляемым депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь относятся:
- получать такое же ежемесячное вознаграждение в размере заработной платы министра;
- пользоваться неприкосновенностью в выражении своих мнений и в осуществлении своих полномочий.
- дипломатический паспорт выдается в соответствии с законодательством;
- освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу, службы в резерв, военные и специальные сборы;
- обеспечиваются пенсионными выплатами с учётом особенностей, установленных Законом№ 204-З и т.д.
Ответственность за депутатов Палаты представителей поступает в случае нарушения законодательства Республики Беларусь.
Депутаты Палаты представителей при осуществлении своей деятельности должны руководствоваться такими принципами, как:
- Демократия;
- разделение властей;
- верховенство закона и верховенство закона;
- приоритет общепризнанных принципов международного права;
- равенство граждан перед законом;
- свободное обсуждение и принятие решений;
- разнообразие мнений;
- участие граждан в решении и обсуждении вопросов общественной жизни.
Основной формой работы депутатов Палаты представителей являются регулярные заседания (проводятся ежегодно 2 раза) и работа за ее пределами (по инициативе Президента Республики Беларусь).
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в своей избирательной программе заявляют о целях, которые они ставят, когда они избираются на эту должность, и излагают решение приоритетных задач и вопросов, направленных на улучшение качества жизни населения.
Доверие и поддержка избирателей, предоставленных депутатами, являются важными факторами ответственности и стимулируют плодотворную работу. После избрания на пост депутата Палаты представителей они сталкиваются с обязательствами, которые они несут перед своими избирателями, а также правами и обязанностями по осуществлению своих полномочий.
Подводя итоги, можно отметить, что основной формой работы депутатов Палаты представителей являются регулярные сессии (проводятся в два раза чаще) и за ее пределами (по инициативе Президента Республики Беларусь). Они могут быть избраны в органы Палаты представителей:
Совета Палаты представителей, Комиссии Палаты представителей, групп депутатов. А также избирать и быть избранными на должности председателей и их заместителей в вышеупомянутых органах. Имеют определенные права и обязанности во время сессий.
Также следует сделать вывод о том, что, как обычно, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в своей избирательной программе заявляют о целях, которые они ставят при избрании на должность, и заявляют о решении приоритетных задач и вопросы, направленные на улучшение качества жизни населения. Доверие и поддержка избирателей, предоставленных депутатами, являются важными факторами ответственности и стимулируют плодотворную работу. После избрания на пост депутата Палаты представителей они сталкиваются с обязательствами, которые они несут перед своими избирателями, а также правами и обязанностями по осуществлению своих полномочий.
1. Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792. – Дата доступа: 06.04.2018.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник. — Минск : Вышэйшая школа, 2016. — 399 с.
4. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 06.04.2018 г. – Минск: НЦПИ, 2016. – 80 с.
6. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 нояб. 1998 г., № 196-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июн 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Belarus.by. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/government/belarus-elections/elections-of-deputies-of-the-house-of-representatives. – Дата доступа: 06.04.2018.
9. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
10. О Чрезвычайном положении: закон Респ. Беларусь, 24 июн. 2002 г., № 117-З : Принят Палатой представителей 17 мая. 2002 г. : Одобр. Советом Респ. 6 июн. 2002 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г., № 114-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Об обороне: закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-XІІ [Электронный ресурс]. / Министерство Обороны Республики Беларусь. – Режим доступа: www.mil.by/ru/all_about/normative_base/Ob_oborone.docx/. – Дата доступа: 06.04.2018.
12. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 N 13-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
13. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Палаты представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, 15 дек. 2015 г., № 707-П5/VIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Василевич Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г.А. Василевич // – Минск: Право и экономика, 2008. – 166 с.
15. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 296-3 : Принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2017 г., № 68-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.