В результате работ отечественных и иностранных специалистов, внесших свой вклад в решение отдельных задач телевидения, и благодаря быстрому развитию радиоэлектроники телевизионная техника достигла такого уровня развития, когда стало возможным создание систем цветного и объемного телевидения и широкое применение телевизионных установок в различных отраслях народного хозяйства, для научных исследований и т.д. В последние годы на государственном телевидении появляются все новые и новые программы - как развлекательные, так и информационно-аналитические.
Отечественная тележурналистика возникла и сформировалась в последние пять десятилетий. На протяжении всего периода функционирования в обществе в связи с изменениями социальных требований и развитием современной техники практика вещания меняла свой облик. И каждый этап развития белорусское телевидения вырабатывал новые профессиональные требования к работе журналиста.
В 60-е годы телевизионная журналистика развивается не только в направлении освоения новых для нее жанров и форм выразительности, но и в расширении тематики. Журналистика захватывает и отражает все стороны политической, культурной, общественной, научной жизни республики. Тележурналисты выходят на освещение широкого спектра тем. Намечается тенденция аналитического подхода к действительности Больше возможностей давала в это время техника кинематографической фиксации действительности.
Актуальность исследования определяется тесной взаимосвязью современной тележурналистики, а именно поиска жанров и актуальных тем с временем становления белорусского телевещания.
Объект работы – белорусское телевещание.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ
Появлению самого популярного сегодня средства массовой информации – телевидения – предшествовали разработки и изобретения ученых различных стран.
Известно немало проектов систем передачи и приема движущихся изображений на расстояние, появившихся в разных странах в период с конца 19 - начала 20 века.
В1878г. португалец Адриано де Пайва впервые предложил проект «электрического телескопа», к этому же периоду относится проект русского студента Бахметьева, немецкий ученый Пауль Нипков запотентовал способ разложения изображения на элементы и др. Слово «телевидение» впервые прозвучало в 1900м году [2, c. 44]. Русский офицер Константин Перский выступил в Париже на 4-ом Международном электротехническом Конгрессе с докладом «Телевидение как электрическое кино».
История российского телевидения ведет свое начало с экспериментальных трансляций телепередач, которые велись из Москвы в 30-тых годах по системе малокадрового механического телевидения, т. е. развертка изображения на элементы (1200 элементов при 12,5 кадра в секунду) проводилась с помощью вращающегося диска. Однако механическое телевидение не обеспечивало удовлетворительного качества передачи изображения.
Первое предложение по электронному телевидению было сделано русским ученым Б. Л. Розингом, который 25 июля 1907 г. получил «Привилегию за № 18076» наприемную трубку для «электрической телескопии», получившую в дальнейшем название кинескоп. Создание
2.1 Развитие новых форм общения со зрителем на белорусском телевидении 1960-х гг.
Системный анализ истории национального ТВ позволяет выделить несколько этапов в его развитии, каждый из которых имеет свои особенности, вызванные изменениями как в политической и духовной жизни общества, так и в связи с внутренними процессами в сфере аудиовизуальной журналистики.
Одним из основных направлений в развитии белоруской тележурналистики в 60-е годы было активное утверждение разнообразных рубрик и циклов как наиболее действенных форм ТВ в его общении со зрителем. Собственный и московский опыт вещания подсказывал, что в этом плане определенных результатов можно ждать от дальнейших поисков в освоении того, что заложено было в самой природе телевидения, а именно – в постоянном и последовательном обращении к телезрителю с развитием той или иной темы. Цикловые передачи давали возможность работать с аудиторией постоянно, общаться с относительно постоянным зрителем.
Именно в этот период на БТ рождаются и закрепляются на длительное время, определяя лицо белорусского телевидения на много лет вперед, программы «Улицы и площади рассказывают», «Дорогами отцов- героев», «Из истории фабрик», «Герои пламенных лет», «5 + 2», «Народный контроль», «Вас вызывает Спортландия», «Клуб деловых встреч», «Большая химия Белоруссии», «Подвиги наших земляков», «В мире искусств» и др. Большую популярность приобретают телевикторины (в частности, «Родная Белоруссия», телеконкурсы, которые шли на протяжении нескольких лет, – «Славим молот и песню», «И мастерство и вдохновение» и др.).
В 1960-е телевещание охватывало уже более половины территории Беларуси, а благодаря радиорелейной линии, соединившей Минск и Москву, в республику пришло центральное телевидение СССР, а белорусские передачи стали принимать за пределами республики.
В 60-е годы телевизионная журналистика развивается не только в направлении освоения новых для нее жанров и форм выразительности, но и в расширении тематики. Журналистика захватывает и отражает все стороны политической, культурной, общественной, научной жизни республики. Тележурналисты выходят на освещение широкого спектра тем. Намечается тенденция аналитического подхода к действительности.
Одним из основных направлений в развитии белоруской тележурналистики в 60-е годы было активное утверждение разнообразных рубрик и циклов как наиболее действенных форм ТВ в его общении со зрителем. В 60- е годы в эфир выходят следующие передачи: «Улицы и площади рассказывают», «Дорогами отцов- героев», «Из истории фабрик», «Герои пламенных лет», «5 + 2», «Народный контроль», «Вас вызывает Спортландия», «Клуб деловых встреч», «Большая химия Белоруссии», «Подвиги наших земляков», «В мире искусств» и др. По мере появления и широкого развития на телевидении информационных и публицистических жанров, среди которых выделяются разговорные – интервью, беседа, комментарий, выступление, дискуссия, автор передачи перестает быть человеком-невидимкой, он появляется на телевизионном экране и становится главной, центральной фигурой, посредником между событием и телезрителем. Рождаются персонифицированные программы.
В 60-н годы начинает активно развиваться художественное телевещание.