Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения репрезентации материалов в периодических изданиях
1.1 Проблемные ситуации как объект освещения в современных СМИ
1.2 Визуальный контент как тенденция современной журналистики
Глава 2. Практический анализ визуализации проблемных материалов в СМИ
2.1 Использование визуализации в республиканских изданиях Беларуси
2.2 Использование визуализации в региональных изданиях Беларуси
Заключение
Приложение А
Приложение Б
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации стали неотъемлемой частью современной жизни. Некоторые исследователи называют эту сферу «четвертой ветвью власти» — наряду с тремя реально существующими. Это объясняется тем, что различные средства массовой информации не только способны информировать свою целевую аудиторию о каких-либо фактах, явлениях или событиях. Они также имеют способность воздействовать на сознание читателей, формировать их политические, социальные¸ культурные взгляды.
Особое место в различных изданиях занимают проблемные материалы. Их специфика заключается в том, что они не просто раскрывают какую-либо информацию, они анализируют проблемные ситуации и предлагают различные пути их решения. Современная действительность такова, что проблемные и конфликтные ситуации являются для нее вполне обыденными, а посему проблемные статьи являются весьма актуальными в сфере современной журналистики.
Большой объем информации, которая возникает ежедневно и даже ежеминутно, обуславливает необходимость трансформации методов коммуникации в средствах массовой информации. Большой объем статей и других материалов определяет необходимость в более структурированном и упрощенном изложении основных фактов. По этой причине визуализация проблемных материалов имеет значимую роль в современной журналистике. Это обуславливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования — проблемные материалы в периодических изданиях Республики Беларусь.
Предмет исследования — способы визуализации проблемный материалов в периодических изданиях Республики Беларусь.
Цель исследования — выявить специфику и функциональность визуализации проблемных материалов в периодических изданиях Республики Беларусь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
1.1 Проблемные ситуации как объект освещения в современных СМИ
Исходный пункт журналистского расследования — это определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это противоречие между знанием о потребностях и незнанием путей достижения этих потребностей. Выявление зарождающегося конфликта, его значимости для обширной аудитории в существенной мере облегчает формулировку и выбор темы журналистского материала [12].
Материал, в котором журналист освещает различные проблемные ситуации — проблемный материал.
Современная журналистика характеризуется тем, что в ней существует многообразие суждений относительно тех материалов, которые преподносятся читателю. Существуют тексты, в которых основная мысль прослеживается довольно легко. В таких материалах проблема является ясной, а пути ее разрешения — очевидными. Автор может либо открыто их озвучить, либо это становится очевидным из содержания самого материала; также некоторый материал публикуется для немедленного реагирования властных структур. Однако наряду с «очевидными» материалами также существуют такие, в которых основная мысль теряется.
На сегодняшний день стало ясно, что не существует общепринятого и удовлетворяющего всех представителей самых разных областей знания определения понятия «проблема». Такая же ситуация обстоит с понятием проблемной ситуации. Это становится причиной смешивания этих понятий в многочисленных исследованиях разных областей наук.
Проблемная ситуация – ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СМИ
2.1 Использование визуализации в республиканских изданиях Беларуси
При анализе периодических изданий Республики Беларусь нами было выявлено, что в них используется большое количество визуальных материалов в проблемных материалах.
Например, рассмотрим выпуск «Советской Беларуси» от 02.11.2016. На страницах газеты расположен материал под названием «Ямочный ремонт — мера временная». Как видно из названия, в небольшом интервью раскрывается проблема ремонта дорог. Текстовый материал статьи подкреплен следующей визуализацией в виде фотографии (приложение А, рис.2.1).
Таким образом, в статье присутствует не только голословный текст, но также подтверждается описываемая ситуация.
Продолжая тему проблемных статей и их визуализации, обратимся к номеру «Советской Беларуси», выпущенному 26.08.2014. Статья называется «Ремонт, после которого еще нужен ремонт». В статье рассказывается о некачественно выполненном ремонте дома №13 в д. Макаренцы Могилевского района. Статья подкреплена визуальными материалами, представленными на рисунках 2.2, 2.3 (приложение А).
Представленные фотографии позволяют читателям газеты убедиться в достоверности сведений, изложенных в тексте статьи.
В той же газете в выпуске от 30.11.2016. размещена проблемная статья под названием «Центр немилосердия». В ней рассказывается о том, что заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что турецкая армия вошла на территорию Сирии, может резко изменить ситуацию. Автор статьи, Н. Васильева, считает, что самое печальное в этой ситуации то, если борьба с «Исламским государством» отойдет на второй план из–за обострения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Визуализация являет собой эффективное средство межкультурной коммуникации. Значение и функции визуализации постоянно трансформируются в зависимости от множества факторов: типа издания, идейной направленности, точки зрения автора, содержания статьи, предполагаемой целевой аудитории и многих других.
Стратегия деятельности журналиста направлена на удовлетворение потребностей читателей – получать информацию в удобной и понятной форме. Задача журналиста – трансформировать информацию так, чтобы она была не только понятной, но и заинтересовала читателя. Современная журналистика в способах представления данных объединяет наработки социальной коммуникации, искусства, психологии, статистики, новейших медиа и технологий. Средствами интерпретации информации становятся визуальные формы разной смысловой нагрузки, явно или образно передающие содержание публикации: графические символы, инфографика, фотография, типографика, рисунки. Символы, как форма визуализации, становятся идентификаторами журнала, его структурных частей. Рисунки конкретизируют, акцентируют авторское видение проблемы. Инфографика комплексно и наглядно демонстрирует сложные для понимания данные, в основном цифровые. Фотографии дают возможность стать соучастником события, сделать собственные выводы из увиденного. Шрифт своим рисунком, пространственными характеристиками готовит читателя к восприятию текста. Весь комплекс визуальных форм составляет единое композиционное целое.
В практической части исследования нами были проанализированы проблемные материалы периодических изданий Республики Беларусь. Это исследование подтвердило те положения, которые были вынесены нами в ходе теоретического исследования. Визуализация действительно облегчает восприятие проблемного материала, полноценно и всесторонне отражает характер явления или события. Нами были обнаружены самые разные средства
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В.Н. Самохина. — М. : Просвещение, 1974. — 312 с.
2. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. — М. : Статус-Кво, 1994. — 265 с.
3. Глазычев, В.Г. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Г. Глазычев. —М. : Куб, 1970. — 197 с.
4. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; пер. с франц. С. Офертаса и М. Якубович. — М. : Просвещение, 2000. — 411 с.
5. Лукьянчук, С.В. Журналистика данных: пособие / С.В. Лукьянчук. —Воронеж : Атнум, 2012. – 388 с.
6. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г.В. Лазутина. — М. : Аспект Пресс, 2001. – 240 с.
7. Лапыгин, Ю. Н. Основы управленческого консультирования / Ю.Н. Лапыгин. – М. : Академический проект, 2006. – 350 с.
8. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. — М. : Альфа, 2003. — С.196—197.
9. Малес, Л. Фотография в социологических дисциплинах / Л. Малес // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. научн. ст. / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. — Саратов : Букер, 2007. — 402 с.
10. Мельников, М.М. Прикладная конфликтология для журналистов / М.М. Мельников. – М. : Права человека, 2006. – 158 с.
11. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М .: Прогресс Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
12. Прытков, В.П. Структура научной проблемы. Теория, и практика общественного развития / В.П. Прытков // Философские науки [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/ru/ – Дата доступа: 16.09.2016.
13. Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: системные исследования / В.Н. Сагатовский. – М. : Наука, 1980. – 224 с.
14. Туманов, Д.В. Творим золотым пером /Д.В. Туманов / [Электронный ресурс] – 2008. – Режим доступа: http://studmedia.info/tvorim_zolotym_perom/opredelenie_problemnoi_situacii– Дата доступа: 11. 10. 2016.
15. Шаповал, Ю.Г. Изобразительная журналистика / Ю.Г. Шаповал. —Львов, 1988. — С.125—127.
16. Eisner, W. Comics and Sequential Art: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist / W. Eisner. — New York, 1985. — 213 p.
17. McCloud, S. Understanding Comics / McCloud, S. — New York, 1992. — P.9—10.
18. Tufte, E. The Visual Display of Quantitative Information / E. Tufte. — New York, 2001. — 189 p.