ВВЕДЕНИЕ
В нашем мире все развивается и совершенствуется, ничего не стоит на месте. Не исключением является и российская пресса, которая удивляет своим многообразием. Это и познавательно-развлекательные газеты, и женские журналы, и «качественная» пресса, и специализированные издания. Но при всем различии их тематики, стиля существует нечто, что объединяет прессу – модель издания.
Термин «модель газеты» в научной литературе связан, с одной стороны, с графическим оформлением издания и, с другой стороны, с языковыми особенностями газеты. Например, В.В. Попов и С.М. Гуревич в работе «Производство и оформление газеты» говорят о «композиционно-графической схематической конструкции, которая включает в себя основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания» [18].
Э.А. Лазарева в монографии «Системно-стилистические характеристики газеты» рассматривает лингвистическую модель, используя при этом новый термин «экспрессивно-стилистическая модель газеты», определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных [14].
В жанровую модель газеты входят круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков.
В структурную модель – характеристики построения полосы, подборки из отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе).
Экспрессивная модель – это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках.
Объект исследования: структурно-жанровая модель районной газеты «Наш край» (г.Барановичи).
Предмет исследования: особенности построения структурно- жанровой модели районной газеты «Наш край» (г.Барановичи).
Цель: изучить особенности построения структурно- жанровой модели районной газеты «Наш край» (г.Барановичи).
Задачи:
1. Изучить историю становления газеты «Наш край».
2. Рассмотреть современную структуру издательства «Наш край».
Провести сравнительный анализ жанрово-тематических и структурных особенностей изданий газет «Наш край» (г.Барановичи)
Глава I Общая характеристика районной газеты «Наш край»
1.1 История становления газеты «Наш край»
Листая подшивки газеты, первый номер которой вышел 21 сентября 1939 года, мы можем проследить исторический путь, пройденный жителями края почти за 70 лет. В строчках пожелтевших страниц – жизнь старшего поколения, наших отцов и дедов, полная романтики, героизма и труда.
Первый номер газеты «Голас рабочага» – родоначальницы «Нашего края» – вышел 21 сентября 1939 года. Это был орган «Часовага Упраўлення горада Баранавічы Баранавіцкага павета». 21 сентября 1939 года газету «Голас рабочага» к печати подписал И. Новиков. Под таким названием вышло 50 номеров. Это была небольшого формата двухполоска. Первая ее страница отведена официальным материалам. Опубликована речь Председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотова, прозвучавшая по радио 17 сентября 1939 года. Текст напечатан на русском языке.
В те дни трудящиеся западных областей Белоруссии находились под ярким впечатлением освобождения территории от ига буржуазно-помещичьей Польши, шло становление Советской власти на местах. И этот исторический момент нашел отражение в первом номере газеты.
Вторая полоса открывалась стихотворением П. Бровки «Заходнім беларусам». В нем, в частности, есть такие строки:
Заходні Беларус! Ты вышаў грамадой,
Каб з намі паяднацъ любімыя палі.
Бо мы адной сям’і, бо мы одной зямлі,
Нам з нашай маткай жыцъ - чырвонаю Масквой
Опубликовано постановление Временного Управления города и повета, в котором ставится задача с целью осуществления контроля за выполнением приказов и распоряжений Временного Управления во всех бывших государственных и частных предприятиях, торговых учреждениях, больницах и т. д. установить общественный контроль из числа рабочих и служащих, в обязанности которого вменялось следить за тем, чтобы бесперебойно работали все фабрики и заводы, пекарни, торговые предприятия, чтобы трудящиеся города были полностью обеспечены продуктами питания и предметами широкого потребления, а предприниматели и торговцы не допускали повышения цен, чтобы рабочим и служащим своевременно выдавалась зарплата и ни в коем случае не допускалось ее снижение.
Временное Управление призвало крестьян и крестьянок организовать выборы сельских комитетов, которые должны были обеспечить дисциплину
Глава II Сравнительный анализ газет «Наш край» (г.Барановичи) и «Заря» (г.брест)
2.1 Особенности жанров газетной публицистики
Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями [13].
Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии – стихотворение, поэма, ода и др. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры – сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений – статью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели.
В каждой области творчества жанры имеют свою специфику. Это относится и к журналистским произведениям – к публикациям всех известных нам типов в печатных периодических изданиях. И, прежде всего к жанрам газетной публицистики [8].
Появление того или иного жанра, его развитие объясняется, прежде всего, потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных социальных групп, формировавшихся в наиболее развитых европейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публицистики возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей печатных периодических изданий. Спрос на журналистскую информацию рождал предложение журналистских текстов, отличавшихся определенными особенностями. С возникновением международного рынка купцы, торговцы и предприниматели испытывали потребность в информации о производстве различных товаров и их ценах в разных странах и городах, о прибытии в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.
Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии – стихотворение, поэма, ода и др. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры – сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений – статью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели.
Проблема жанровой классификации и жанрового разнообразия обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает.
В нашей работе нами были рассмотрены жанрово-стилистические особенности газет «Наш край» (г.Барановичи) и «Заря» (г.Брест).
Были отмечены существенные различия двух изданий. Так, в газете «Наш край» четко выделены 10 рубрик (одна – местного значения, две – служебные и семь тематических), в газете «Заря» выделено 15 рубрик (семь тематических, семь – целевых и одна служебная). Это несомненно указывает на то, что газета «Заря» охватывает гораздо больший диапазон информации. «Наш край» в большей степени ориентирован на жителей г.Барановичи и района, а газета «Заря» предназначена для читателей всей области и освещает события не только в регионе, но и в мире в целом.
Вместе с тем, газета «Наш край» отличается богатством жанров, а газета заря ограничивается только пятью основными жанрами публицистики.
Реклама на страницах газеты «Наш край» также отличается наибольшим социальным влиянием, «ярким» и своеобразным слоганом. Реклама в газете «Заря» - крайне редкое явление не имеет четкого расположения на газетных полосах.
В заключении отметим, районные газеты, как правило. в большей степени ориентированы на события в районе и районном центре и отличаются полнотой подачи информации, газеты, ориентированные на жителей области отличаются широтой информационного диапазона и краткостью изложения фактов.
1. Акопов, А.И Некоторые вопросы журналистики / А.И. Акопов – Ростов-на-Дону: 2009. – 274 с.
2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий / С.Г. Антонова – М.: Изд-во МГУП, 2004. – с. 225.
3. Басовская, Е.Н. Лексико-семантический анализ текста как средство изучения языковой личности // Журналистика и культура русской речи. Вып.8. – М, 2004. – С. 23-33.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин – М, 2003. – С. 24-27.
5. Бовин, А. Профессия журналист // Журналист. – М, 2005. – №3. – С. 45-48.
6. Вакуров, В.Н., Кохтев, Н.Н., Солганик, Г.Я. Стилистика газетных жанров / В.Н. Вакуров и др. – М, 2004. – С. 46-54.
7. Васильева, М. Слоганы – мистически-массовое явление // http://www.es.ru/yes/personal/vasilyeva.html - Дата доступа: 11.05.2016
8. Ворошилов, В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов – С-Пб, 2005. –111 с.
9. Гальперин, И.Р.Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин – М, 2002. – С. 43-45.
10. Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе / А.А. Грабельников – М, 2004. – С. 232.
11. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая – М.: Дело, 2003. – 122 с.
12. Коньков, В.И. Речевая структура газетного текста / В.И. Коньков – М, 2003. –178 с.
13. Кривоносов, А.Д. Жанры PR-текста / А.Д. Кривоносов. – С-Пб.; Питер, 2002. – 135 с.
14. Лазарева, Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты / Э.А. Лазарева – Екатеринбург, 1993 – 128 с.
15. Майданова, Л.М. Стилистические особенности газетных жанров / Л.М. Майданова – Свердловск, 2004. – С. 26-32.
16. Официальный сайт газеты «Заря» (г.Брест) – http://www.zarya.by/ - Дата доступа: 11.05.2016
17. Официальный сайт газеты «Наш край» (г.Барановичи) – http://www.nashkraj.by/– Дата доступа: 11.05.2016
18. Попов, Д.Б., Гуревич, С.М. Производство и оформление газеты / Д.Б. Попов и др. – М, 2005. – С. 78-82.
19. Солганик, Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект / Г.Я. Солганик – М, 2004г. – С. 134-136.
20. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры / Б.В. Стрельцов – Минск, 2005. – 220 с.
21. Шатин, Ю.В. Построение рекламного текста, 2-ое изд. / Ю.В. Шатин – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С. 74-78.
22. Шибаева, Л. Жанры в теории и практике журналистики / Л. Шибаева – М.: 2008. – 290 с.
23. Фещенко, Л.Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. / Л.Г. Фещенко – С-Пб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003. – 115 с.