Введение
1 Теоретические основы исследования психологических особенностей памяти в старшем дошкольном возрасте
1.1 Основные подходы к изучению памяти в психологии
1.2 Память как психический процесс
1.3 Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей памяти в старшем дошкольном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа 28 с., 3 рис., 1 табл., 25 источников
ПАМЯТЬ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ТЕОРИИ ПАМЯТИ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ЗРИТЕЛЬАНЯ ПАМЯТЬ, СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
Объект исследования: память.
Предмет исследования: психологические особенности развития памяти старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить психологические особенности памяти у детей в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественный и качественный анализ.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что память связывает прошлое человека с его настоящим, а также будущим и представляет собой важнейшую познавательную функцию. Память лежит в основе психической деятельности. Без знаний функционирования памяти, ее использования не представляется возможным понять природу поведения и мышления. Именно поэтому изучение проблемы развития памяти не теряет своей актуальности.
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Проблемой развития памяти занимались многие ученые: Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г. Мюллер, Г. Эббингауз, Значительный вклад в исследование памяти в детском возрасте внесли такие педагоги и психолога как П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн.
С психолого-педагогической точки зрения дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В этот период происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность старшего дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.
1 Теоретические основы исследования психологических особенностей памяти в старшем дошкольном возрасте
1.1 Основные подходы к изучению памяти в психологии
Одна из самых первых теорий памяти в психологической науке – это ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное такими учеными как Г. Мюллер, А. Пильцекеро, Г. Эббингауз,
В ассоцианизме память рассматривается в виде сложной системы кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций, различающихся по смежности, сходству контрасту, временной и пространственной близости [10, с. 69].
Эббингауз объясняет воспроизведение душевных образований, которые были пережиты некогда вместе, тем, что данные образования вступили в теснейшую связь между собой и сейчас настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда влечет за собой другое. Такая мысленная связь и называется ассоциацией [20, с. 27].
Представителями ассоциативной психологии были сделаны первые попытки экспериментального изучения памяти. По определению Г. Эббингауза, память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциацию. Процесс возрождения определенного психического содержания, воспринятого ранее в форме представлений, ученый назвал воспроизведением. Таким образом, по Эббингаузу, ассоциация представляет собой внутреннюю причину воспроизведения [20, с. 6].
Немецкий психолог Г.Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов человеческой памяти [15, с. 89].
2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у детей в старшем дошкольном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности памяти у детей в старшем дошкольном возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей памяти у детей в старшем дошкольном возрасте с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 2 г. Витебска». В исследовании приняли участие 15 детей старшей группы. Возраст испытуемых – 5-6 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
Цель методики: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Стимульный материал: протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.
Обработка результатов. В результате обработки данных методики «10 слов» строятся графики: график заучивания слов и график частоты запоминания слов.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что важный вклад в проблему развития памяти внесли представители ассоциативной психологии, гештальтпсихологии, деятельностного подхода. В отечественной психологии акцент ставится на инструментальный характер функционирования памяти. Развитие высших форм памяти проходит через два возможных пути: развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков; переход от использования внешних к внутренним средствам запоминания. Генезис высшей формы памяти происходит в ходе исторического общественного развития, развитие памяти – в ходе индивидуального развития.
Память – это психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом знаний и прошлого опыта. В памяти принято выделять следующие ее ключевые процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Перечисленные процессы – это не автономные психические способности, они формируются в деятельности и определяются ею. Память позволяет человеку накапливать и сохранять его жизненный опыт, нормально функционировать в социуме. Память лежит в основе психической деятельности.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная образная память; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность. В этот период складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания, формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания. В дошкольном возрасте память ребенка носит избирательный характер. К концу старшего дошкольного возраста в психике ребенка появляется важное новообразование - у него развивается произвольная память.
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 1999. – 234 с.
4. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А. Лурия. – М.: Педагогика–Пресс, 1993. – 224 с.
5. Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
6. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 423 с.
7. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html. – Дата доступа: 23.03.2018.
8. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
9. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
11. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
12. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 420-436.
13. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психохологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 112–116.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
16. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов – М.: Владос, 2003. – С. 243–254.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
18. Общая психология / Л.А. Ванштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
20. Саитгалина, Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э.С. Саитганова // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 154-157.
21. Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е.А. Серышева // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 1032-1036.
22. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С.476–486.
23. Федяинова, А.О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников / А.О. Федянина, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 51-54.
24. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.