Введение
1 Теоретические основы исследования профессиональных и интеллектуальных достижений человека в период взрослости
1.1 Развитие личности в период ранней взрослости
1.2 Достижения человека в период взрослости в профессиональной сфере
1.3 Интеллектуальные способности в период ранней взрослости
2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной самореализации и интеллектуальных способностей лиц в период взрослости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа 35 с., 2 рис., 4 табл., 25 источников
ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, КАРЬЕРА, ИНТЕЛЛЕКТ
Объект исследования: достижения в период взрослости.
Предмет исследования: профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости.
Цель исследования: выявить профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в работе с лицами в период взрослости в психоконсультировании и психопросвещении по вопросам профессионального и интеллектуального развития.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к личности взрослого человека, раскрытию его способностей и самореализации.
В период взрослости человек у человека формируются черты личностной зрелости, что проявляется в осознании ответственности, стремлении к ответственности, собственным обоснованным суждениям, умении следовать своей линии поведения, отвечать за ее результаты: как благоприятные, так и неблагоприятные. Зрелая, развитая личность обладает высоко осознанной самоэффективностью – умением сознавать свои способности, выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации.
Ведущим фактором развития в период взрослости выступает трудовая деятельность. Однако, трудовая деятельность – один из основных видов деятельности человека, находящегося в периоде ранней взрослости. Важнейшая задача этого периода – не просто привлечения к производственной жизни общества, но и максимальная реализация сил человека в процессе такой деятельности, самореализация и достижение эффективности.
Самореализация в профессиональной деятельности приобретает особую ценность в периоде ранней взрослости. Этот возрастной период насыщен значимыми событиями, которые оказывают влияние на дальнейший ход жизни. Вхождение в этап взрослости предполагает наличие у человека расширение границ «Я», потребности в саморазвитии, обогащение сфер деятельности, повышение степени самоконтроля и ответственности. Главной целью ранней взрослости можно считать реализацию своих возможностей.
В период ранней взрослости своего пика достигают интеллектуальные способности. Взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать процесс и результат своего интеллектуального развития и добиваться значительных результатов, связанных с трудовой и профессиональной деятельностью.
1 Теоретические основы исследования профессиональных и интеллектуальных достижений человека в период взрослости
1.1 Развитие личности в период ранней взрослости
В настоящее время существуют различные подходы к периодизации взрослости. Однако мнения исследователей сходятся в том, что взрослость подразделяется на раннюю и позднюю.
Отечественный ученый Б.Г. Ананьев к периоду взрослости относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет, в котором выделяет три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет) [2, с. 153].
По мнению У. Крайга, эти же периоды имеет несколько иные возрастные границы: 21–40, 41–60 и 60–65 лет до конца жизни [10, с. 197]. В эпигенетической концепции Э. Эриксона ранняя взрослость охватывает период от 20 до 25 лет, средняя взрослость – от 26 до 64 лет, поздняя зрелость – от 65 лет до смерти [24, с. 213].
Расхождение в границах взрослости, согласно Г. Крайгу, объясняется тем, что субъективное самоощущение личности и объективные параметры ее формирования зависят не от хронологического возраста, а от различных субъективных факторов [10, с. 245].
Трудности в установлении более точных границ стадий развития взрослого человека обусловлены такой определяющей особенностью развития в период зрелости как минимальная зависимость его от хронологического возраста, и высокая степень изменения его мышления и поведения, которые определяются его установками, целями, опытом.
Американским геронтологом Р.Р. Хейвигхерстом разработана модель развития взрослых, в которой представлены задачи ранней взрослости. Таковыми задачи являются:
– выбор супруга (супруги);
2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной самореализации и интеллектуальных способностей лиц в период взрослости
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности профессиональной самореализации и интеллектуальных способностей лиц в период взрослости.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей профессиональной самореализации и интеллектуальных способностей с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе УО Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. Всего в исследовании приняли участие 60 женщин, из них 30 мужчин и 30 женщин. Возраст испытуемых – 25-35 лет (ранняя взрослость).
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. С целью выявления специфики особенностей профессиональной самореализации лиц в период взрослости применялся многомерный опросник самореализации личности С.И. Кудинова. Опросник позволяет выявить специфику самореализации испытуемого. С помощью методики можно выявить личностную, социальную и профессиональную самореализацию. Нами использовались только вопросы, касающиеся профессиональной самореализации, что обусловлено задачами нашего исследования.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что период ранней взрослости условно охватывает возраст от 20 до 40 лет, однако четких границ не существует. Понятие взрослости означает с одной стороны, адаптацию к реальной жизни, а с другой – творческую активность или самореализацию. В этот период повышается значение мотивационной сферы, т.к. в этот важный жизненный период индивид вступает во взрослую жизнь, где перед ним становятся задачи создания семьи, рождения ребенка, выбора профессии.
Основными достижениями человека в период взрослости в профессиональной сфере являются: укрепление социального статуса, расширение социального общения, укреплению чувства профессиональной и личностной идентичности взрослого человека и самоуважения, формирование социальной ответственности. В период ранней взрослости индивид закрепляет свои достижения и успехи, уверен в своем социальном и профессиональном статусе, имеет достаточный уровень успехов в карьере и материального достатка. В период взрослости своего пика достигает профессиональная карьера. Профессиональная сфера представляет собой одну из приоритетных сфер самореализации личности в период взрослости, так как именно в ней она может в полной степени раскрыть свои способности.
Основными интеллектуальными достижениями в период взрослости являются: понимание противоречий, умение синтезировать или интегрировать противоположные идеи и точки зрения; гибкое использовании интеллекта, возможность воплощать в реальной жизни свои способности размышлять, решать проблемы и принимать решения, достижение когнитивной зрелости. Важнейшим аспектом диалектического мышления взрослых является интеграция реального и идеального. В период взрослости закрепляются умения самостоятельного контроля процесса и результата своего интеллектуального развития, способности добиваться высоких результатов, связанных с трудовой и профессиональной деятельностью.
1. Азарян, Н. А. Самореализация личности в профессиональной деятельности : затруднения и пути их преодоления / Н. А. Азарян. – М. : Изд-во РАО, 2014. – 123 с.
2. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : МГУ, 1990. – 367 с.
4. Балык, А. С. Развитие личности в период взрослости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
5. Буторин, Г. Г. Стадиальность и кризисные период зрелости в работах отечественных психологов / Г. Г. Буторин, В. И. Долгова // Вестник ЧГПУ. – 2016. – № 4. – С. 116-120.
6. Валеева, Н. И. Карьера женщины в современном мире / Н. И. Валеева, Н. А. Бибикова // Современные парадигмы научных воззрений : сборник научных статей по итогам междунар. научно-практ. конференции. – Москва, 2016. – С. 51-52.
7. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 285-292.
8. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П .Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 469 с.
9. Костакова, И. В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И. В. Костакова, С. С. Белоусова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
11. Лебедев, М. А. Психологические особенности ранней адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / М. А. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 26-29.
12. Лученкова, Е.С. Профессиональная социализации женщины как показатель кризиса гендерной идентичности / Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер // Материалы докладов междун. конф. – Витебск, 2017. – С. 3-4.
13. Олпорт, Г. Становление личности : Избранные труды / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
14. Покровская, С. Е. Психологические условия эффективности трудовой деятельности в возрасте ранней взрослости / С. Е. Покровская, О. В. Свирид // Управление в социальных и экономических системах. – 2016. – № 15. – С. 139-141.
15. Попова, Ю. И. Характеристики аксиологической сферы мужчин и женщин в период зрелости / Ю. И. Попова // Вестник ЯГУ. – 2016. – № 1. – С. 114-117.
16. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: 2002. – 656 с.
17. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
18. Тарасова, Л. Е. Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского ун-та. – 2012. – № 3. – С. 18-21.
19. Фор, М. В. Динамика интеллекта и креативности в период взрослости / М. В. Фор // Ананьевские чтения-2007 : материалы научно-практической конференции. – СПб., 2007. – С. 158-163.
20. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Пер. с англ. – М. : Олма пресс, 2004. – 657 с.
21. Фурманова, Н. В. Психологические особенности адаптации личности в период ранней взрослости / Н. В. Фурманова // Психологический журнал. – 2004. – № 4 (4). – С. 23-29.
22. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М. : Издат. центр «Академия», 2006. – 368 с.
23. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи ; пер. с англ. – СПб. : Ювента, 1999. – 436 с.
24. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
25. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное : Сборник / Пер. с нем. А. А. Алексеев. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.