ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ КАК КАТЕГОРИИ
1.1. Понятие, структура и типология оценки в лингвистике
1.2. Оценочный и дескриптивный компоненты значения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
2.1. Использование эксплицитных средств для выражения оценки
2.2. Использование имплицитных средств для выражения оценки
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Категория оценки представляет интерес для изучения в пределах самых разных дискурсов уже в течение многих лет. Так, изучением категории оценочности занимаются философия. Логика, психология. Свое выражение в вербальном оформлении категория оценочности находит в рамках дискурса лингвистических исследований. Сущностные характеристики оценки, которые выявляются в науках о человеке, создают определенный аксиологический субстрат. Он, подвергаясь языковой концептуализации, облекается в языковые знаки различной сложности, начиная со слова и заканчивая текстом.
Современное состояние лингвостилистической науки определяет необходимость комплексного изучения различных подходов, с помощью которых стало бы возможным изучение всего спектра вербальных средств выражения категориальных значений, в том числе и значение оценки. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
В современном мире человеку необходимо проявлять критическое отношение к явлениям, и это отношение может быть выражено не только через отрицательную оценку, но также и через положительную. Столкнуться с категорией положительной и отрицательной оценки мы можем в различных языковых стилях и жанрах, что обуславливает ее универсальность.
Объект исследования — языковое выражение оценки предметов, явлений и событий.
Предмет исследования — способы выражения категории оценки в системе немецкого языка.
Цель исследования — выявить, каким образом может быть выражена категория оценки в системе современного немецкого языка.
На основании поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. изучение понятия оценки;
2. анализ структуры оценки;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ КАК КАТЕГОРИИ
1.1. Понятие, структура и типология оценки в лингвистике
Проблематика понятия оценки в лингвистическом дискурсе существует уже очень давно. В первую очередь это связано с различиями в подходах философов, логиков, лингвистов. Эти различия объясняются разными исследовательскими целями и касаются разных аспектов данного понятия.
Исследованием лингвистического аспекта оценки занимались такие языковеды, как Н.Д. Арутюнова [1], О.Г. Величко [2] Е.М. Вольф [4], И.Н. Кожемякина [9]и многие другие.
Оценочная категория в языке охватывает большое количество различных единиц, которые, на первый взгляд, никоим образом не связаны друг с другом. Также именно оценка является ценностным аспектом значения в многообразии языковых выражений. Размеры оценочных структур варьируются: они могут быть меньше слова, а могут представлять целые высказывания.
Оценка – это непосредственная или опосредованная реакция говорящего (субъекта) на наблюдаемые, воображаемые, воспринимаемые органами его чувств действия, признаки, признаки признаков реальных объектов, объектов внутреннего и внешнего мира говорящего [11, с. 267].
В.Н. Телия определяет следующие стадии формирования оценки:
1. проявление интереса к объекту;
2. возникновение эмоционального отношения к нему;
3. процесс познания, результатом которого и является оценка [14, с. 196].
Из вышесказанного следует, что оценка является единством чувства и суждения.
Категория оценки в лингвистике имеет определенную структуру. Принято выделять следующие компоненты оценки:
• субъект;
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
2.1. Использование эксплицитных средств для выражения оценки
Эксплицитное выражение оценки подразумевает, что она выражена материально, имеет внешнюю реализацию с помощью различных средств. Реализация отрицательной оценки с помощью эксплицитных средств подразумевает использование конкретных слов, аффиксов, грамматических показателей (меняющих нейтральное значение слова на отрицательно-оценочное) [7, c. 25].
Слово – это основная единица реализации оценки с использованием языковых средств. Однако важно отметить, что также компоненты слова могут иметь отрицательно-оценочное значение.
Одним из способов образования оценочной лексики сопоставляемых языков является аффиксация.
Суффиксы существительных мужского рода -jan, -Ian служат в НЯ для характеристики лиц мужского пола, обладающих отрицательными качествами, чертами характера (с разговорной окраской): der Blodian «тупица, дурак, болван», der Dummerjan=Dummrian «дуралей, олух».
Следует отметить, что в отличие от других суффиксов, оценочные суффиксы не обладают транспонирующей функцией, т.е. не переводят новое слово в другую часть речи.
Конверсия как способ образования оценочной лексики в немецком языке непродуктивна. Однако ее также необходимо отметить. Приведем пример: die/der Mutige «смелый человек» образовано от имени прилагательного mutig «смелый».
Можно выделить еще один способ образования оценочных слов – это словосложение. В немецком языке словосложение – очень распространенный способ образования новых слов и оценочная лексика не является исключением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме, мы может сделать следующие выводы.
В лингвистическом дискурсе понятие оценки имеет собственную дефиницию. Оценка – это непосредственная или опосредованная реакция говорящего (субъекта) на наблюдаемые, воображаемые, воспринимаемые органами его чувств действия, признаки, признаки признаков реальных объектов, объектов внутреннего и внешнего мира говорящего.
Процесс формирования оценки проходит три стадии: проявление интереса к объекту; возникновение эмоционального отношения к нему; процесс познания, результатом которого и является оценка.
Также были выявлены различные типы оценки: аксиологическая и рациональная, абсолютная и сравнительная. По классификации частнооценочных явлений существует еще 7 разрядов оценочных суждений.
Структура оценочного суждения является довольно сложной и комплексной. Она содержит в себе множество компонентов, некоторые из которых (объект и субъект) находятся в процессе постоянной взаимной интеграции и взаимовлияния. Процесс формирования оценки имеет собственную трехэтапную (восприятие, установление релевантности объекта оценки, непосредственный переход к оценке). Также важно отметить, что в языковой системе тот или иной вид оценки может быть представлен средствами различных языковых уровней.
В ходе практического исследования нами было выявлено, что существуют эксплицитные и имплицитные способы выражения категории оценки. Среди эксплицитных были выявлены следующие:
• использование суффиксов;
• использование преффиксов;
• инверсия;
• словосложение;
1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
2. Величко, О.Г. Способы выражения оценочных суждений в письменной речи / О.Г. Величко, В.С. Старовойтов. – Уфа: Абстракция, 2009. – 128 с.
3. Вендина, Т.И. Семантика оценки и ее манифестация средствами словообразования / Т.И. Вендина // Славяноведение. – М., 1997. – № 4. – С. 41–42.
4. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 260 с.
5. Галактионова, И.В. Средства выражения согласия / И.В. Галатинова // Идеографические аспекты русской грамматики. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 145–168.
6. Дейк, Т.А. К определению дискурса / Т.А. ван Дейк – Москва: Просвещение, 1998. – 218 с.
7. Иванина, Г.М. Стилистические особенности разговорной речи / Г.М. Иванина. – Киев: Муза, 2011. – 116 с.
8. Клюева, В.Г. Синтаксис английского языка / В.Г. Клюева, Г.Р. Пижамин. – Волгоград: Аспект, 2006. – 320 с.
9. Кожемякина, И.Н. Стилистика современного английского языка / И.Н. Кожемякина, В.Г. Зорина. – М.: Куб, 2009. – 325 с.
10. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения / М.В. Никитин. – М.: Высшая школа, 1988. – 168 с.
11. Панина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Панина. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 368 с.
12. Перида, З.М. Лингвостилистический дискурс: сущность языковых явлений / З.М. Перида, Г.О. Кочкина. – М.: Куб, 2013. – 421 с.
13. Родзевич, Н.В. Особенности ФЕ, выражающих отрицание (в английском, испанском и русском языках) // / Н.В. Родзевич // Вопросы филологии в школе и вузе: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та, 1999. – Ч. 2. – С. 48–49.
14. Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // В.Н. Телия / Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1986. – С.173–204.
15. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса; диссертация доктора филологических наук: 10.02.01 / Е.И. Шейгал, Волгоград, 2000. – 175 с.