Вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе является одним из наиболее актуальных в современной методике. Это объясняется тем, что основной задачей изучения иностранных языков в школе является формирование коммуникативной компетенции, а она зачастую в школе не достигается.
Причины, по которым учащиеся могут иметь недостаточный уровень мотивации при изучении иностранного языка, могут быть самыми разнообразными, поэтому одной из самых главных задач педагога является постоянное поддержание и повышение интереса к предмету, а также создание условий для максимально эффективного усвоения материала. Нестандартные формы обучения — это то, с помощью чего можно привлечь интерес учащихся, повысить их интерес к предмету. Также они способствуют лучшему усвоению материала. Среди нестандартных форм обучения особую популярность имеют различные экскурсии, тематические уроки, дидактические игры, а также работа в группах. При этом наиболее эффективными являются именно активные формы работы, так как они побуждают учащихся осуществлять активную мыслительную и практическую деятельность в процессе овладения учебным материалом.
Исходя из вышесказанного, можем сформулировать актуальность темы исследования. Она обусловлена тем, что в современных условиях (когда нужно усвоить большое количество материала за короткие сроки) учителю важно суметь мотивировать учащихся и заинтересовать их учебным предметом. Также актуальность исследования обусловлена спецификой предмета «иностранный язык», который требует иных форм обучения, нежели исключительно теоретических форм изложения. Это обусловлено целью обучения иностранного языка — не только знать материал предмета, но также уметь применять его непосредственно в языковой ситуации.
Использование игры в обучении имеет глубокие исторические корни. Это объясняется многогранностью игры: она способна обучать, воспитывать, социализировать, развлекать и одновременно давать отдых. Однако в историческом разрезе первостепенной задачей игры было именно обучение. По этой причине не возникает сомнений относительно того, что с самых первых моментов своего появления игра являлась одной из форм обучения: она представляла собой первичную школу воспроизведения различных реальных ситуаций, что приводило к их последующему освоению. По этой причине игры и стали использоваться еще в древности: для выработки необходимых качеств, привычек, навыков, а также развития способностей.
В Древних Афинах (VI—IV вв. до н. э.) принцип соревнования, или агонистики, пронизывал всю практику организованного воспитания и обучения [19, c.36]. Ученики самых разных возрастов постоянно имели состязания: в гимнастике, в словесных спорах, в музыке и других предметах. Это способствовало не только оттачиванию лучших качеств, но также и самоутверждению личности. Для этого же периода характерно использование различных военных игр, в ходе которых разыгрывались бои, маневры и штабные учения.
В Х в. в школах были популярны соревнования по риторике. Рутинное обучение организовывалось по следующей схеме: чтение учителем, предоставление им образцов толкования, ответы на вопросы, организация дискуссий. При этом учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды) [21, c.64].
Т. Кампанелла и Ф. Рабле были новаторами, и именно они призывали к
Технология интерактивного обучения — система способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр. Она гарантирует педагогически эффективное познавательное общение, которое результирует в создание условий для переживания учащимися ситуаций успеха, а также взаимообогащение их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Поэтому важно, чтобы учитель был квалифицированно направлен на достижение конкретных учебных целей. Для этого педагог должен знать структуру процесса обучения с применением технологий интерактивного обучения.
Этап ориентации
Этап, в ходе которого осуществляется подготовка участников игры и экспертов. Учитель предлагает учащимся некоторый режим работы, совместно с ними формулирует цели и задачи занятия. Также на этом этапе должна быть сформулирована учебная проблема [10, c.302]. После этого дается характеристика имитации и правил игры, обзор общего хода занятия. Учащимся должен быть выдан набор необходимого материала.
Этап подготовки к проведению
В ходе этого этапа учащиеся должны изучить ситуацию, инструкции, установки и другие материалы. Учителем излагается общий сценарий, при этом осуществляется акцентуация на задачах игры, ее правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (целесообразно создание игрового табло). Также на этом этапе учащимися осуществляется сбор дополнительной информации [13, c.132]. Учащиеся могут взаимодействовать с учителем, консультироваться у него по конкретным вопросам, а также обсуждать с ним содержание и процесс игры.
Игра как одна из форм обучения зародилась еще в древности. Ее значимость неоднократно была недооценена, вплоть до ХХ в. Начиная с прошлого столетия, игра как форма обучения стала постоянно включаться в процесс образования, и на сегодняшний день ее популярность только растет.
Использование игр в процессе обучения является вполне обоснованным за счет создания необходимой ситуации общения. С помощью игровых форм обучения можно достичь высоких результатов в изучении иностранного языка, так как они не только помогают снизить нагрузку, но также позволяют реализовать множество учебных задач в ситуациях, максимально приближенным к реальным ситуациям общения.
Использование игровых форм обучения на второй ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также и психофизиологическими особенностями учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения подростков.
На уроках немецкого языка могут быть использованы самые разные интерактивные технологии. Каждая из этих технологий может быть оформлена в рамках игры. Их выбор обусловлен тем, какие цели обучения ставятся учителем и учебной программой на конкретном этапе, а также индивидуальными особенностями учащихся. Правильный выбор той или иной технологии в значительной степени определяет успех занятия.
Также на уроках немецкого языка могут быть использованы игры, направленные на отработку лексического навыка. Их применение является достаточно эффективным, так как они повышают учебную мотивацию учащихся, развивают их познавательную активность. Игры на отработку речевых лексических навыков связаны с другими языковыми уровнями (фонетика, грамматика), что делает процесс обучения всесторонним.
1. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // ИЯШ. — 2003. — №6. — С.32—37.
2. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Педагогика. — 2000. — №9. — С.17—21.
3. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. — М. : Традиция, 2003. — 373 с.
4. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. — М. : Кнорус, 2010. — 256 с.
5. Зиновкина, М.М. Педагогическое творчество: модульно-кодовое учебное пособие / М.М. Зиновкина. — М. : МГИУ, 2007. — 258 с.
6. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках иностранного языка / Е.В. Ильченко. — М. : Центр современных гуманитарных исследований, 2003. — 178 с.
7. Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку при помощи учебных языковых игр / Г.Г. Калаева // ИЯШ. — 2005. — №6. — С.23—27.
8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. — М. : Политиздат, 2001. — 383 с.
9. Конышева, А.В. Игровые методы обучения / А.В. Конышева. — Минск : Высшая школа, 2005. — 160с.
10. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. — Минск, 2005. — 402 с.
11. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е.И. Негневицкая // ИЯШ. — 2003. — №6. — С.18—21.
12. Ноусиайнен М.С. Игра-конкурс на немецком языке / М.С. Ноусиайнен, Г.С. Воскресенская // ИЯШ. — 2000. — №6. — С.7—9.
13. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. — М. : Академия, 2000. — 202 с.
14. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. — М. : Просвещение, 2004. — 223 с.
15. Рогова, Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету / Г.В. рогова, З.Н. Никитенко // ИЯШ. — 2000. — №2. — С.27—32.
16. Рогова, Г.В. Обучение английскому языку на втором этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. — М. : Наука, 2005. — 304 с.
17. Саланович, Н.А. Лингвострановедческий подход в игровых упражнениях на уроках иностранного языка в VII-VIII классах / Н.А. Саланович // ИЯШ. — 2006. — №19. — С.17—26.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М. : Куб, 2004. — 188 с.
19. Сильвестрова, Д.В. Homo Ludens / Д.В. Сильвестрова, Д.Э. Харитонович. — М. : Прогресс, 1997. — 416 с.
20. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. — М. : Традиция, 2003. — 210 с.
21. Соловейчик, С.И. Учение с увлечением / С.И. Соловейчик. — М. : Детская литература, 1979. — 176 с.
22. Торунова, Н.И. Деловая игра / Н.И. Торунова, Г.И. Кокташева // ИЯШ. — 2000. — №6. — С.31—27.
23. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М. : Владос, 1978. — 360 с.