ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день невозможно представит существование такого языка, в котором бы отсутствовала эмоциональная окраска речи, в которой не выражаются какие-либо чувства или их оттенки. Используя различные средства языка, говорящий может выразить просьбу, приказ, совет или требование.
Побуждение являет собой одно из наиболее распространенных модальных отношений в системе немецкого языка. Невозможно успешно овладеть языком, не имея представления о способах, с помощью которых может быть выражено побуждение в немецком языке. Это объясняется тем, что такой тип высказывания имеет большое распространение в системе исследуемого языка. В то же время эти высказывания настолько многообразны, что не всегда представляется возможным правильно понять их значение.
Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования. В данной исследовательской работе мы обращаемся к изучению способов, с помощью которых может быть выражено побуждение в немецком языке. Такой тип выражения был выбран для исследования по той причине, что он является весьма распространенным в системе немецкого языка.
Существуют различные способы выражения побуждения. Среди них необходимо выделить:
· повелительное наклонение;
· использование побудительных предложений;
· изменение формы глагола;
· использование различных специальных лексических единиц;
· интонация.
Эти способы заслуживают более подробного изучения, что находит отражение в нашей работе.
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ МОДАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Категория модальности в системе немецкого языка
Модальность является одним из важнейших и ведущих коммуникативных аспектов предложения и высказывания. По справедливому замечанию Ш. Балли, «модальность — это душа предложения».
С помощью модальности можно выразить отношение сообщаемого к его реальному осуществлению, которое устанавливается говорящим лицом. В немецком языке отношение высказывания к реальности выражается с помощью различных языковых средств:
· лексические средства;
· морфологические средства;
· синтаксические средства.
Специальным морфологическим средством выражения модальности высказывания являются формы наклонения глагола, с помощью которых передаются самые разнообразные модальные значения и оттенки [3, c.204]:
· реальности/нереальности;
· возможности/ невозможности;
· необходимости;
· желательности/нежелательности осуществления действия;
· уверенности/неуверенности, сомнительности действия или его предположительности с точки зрения говорящего.
Также сюда может быть отнесена целая гамма значений. Они связаны с реализацией волевых побуждений говорящего, которые направлены на субъект действия: побуждение, приказ, запрещение, пожелание, предостережение, позволение, совет, просьба.
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Прямой способ выражения побуждения
Побудительные предложения, в соответствии с их названием, выражают побуждение. Также они могут называться императивными. Их смысловое содержание отличается от такового в повествовательных предложениях: оно является не сообщением, а волеизъявлением. Помимо своего содержания, побудительные предложения отличаются от повествовательных также своей функциональностью. Характер волеизъявления предложения этого вида могут иметь различное содержание [23, c.72]:
· просьба;
· увещевание;
· приказание;
· запрещение.
Средства, которые образуют центр функционально-семантического поля побуждения (языковые конвенции), являют собой прямые способы выражения побуждения. К прямым способам выражения речевого акта пробуждения относятся. Рассмотрим эти способы [цит. по: 20, с.214]
Побудительные предложения
· побудительные предложения, содержащие в себе глагольную лексему со значением конкретного действия [16, c.52]:
Okay, Leute. Gebt mir eine Minute.
Речевой акт побуждения может быть оформлен по-разному. Это зависит от некоторых факторов:
o характер коммуникативной ситуации;
o адресат (одно лицо/множество лиц).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами было выявлено, что во многих языках мира основным способом выражения побуждения является использование повелительного наклонения. Помимо этого, для достижения этой цели могут быть использованы следующие средства:
· лексические;
· грамматические;
· интонационные.
Императив являет собой основное понятие побуждения в языках мира, что касается и немецкого языка. Императивные высказывания могут нести в себе множество оттенков:
· просьба;
· приказ;
· совет;
· требование;
· другие.
Также в ходе исследования нами было выявлено, что любой язык содержит в себе различные способы побуждения. В нашем исследовании мы обратились к системе немецкого языка. Так, нами была подробнейшим образом исследована структура побудительного предложения, характерная для немецкого языка. Также нам удалось выделить основные черты побудительных предложений. После этого мы составили классификацию способов выражения побуждения и подобрали соответствующие примеры.
В ходе исследования нами было рассмотрено употребление глаголов в тех предложениях, в которых выражено побуждение.
Нельзя не отметить широкую распространенность побудительных предложений в системе немецкого языка. Тем не менее, они далеко не всегда выражаются исключительно с помощью императива. В нашей
1. Абрамов, Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка / Б.А. Абрамов. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.
2. Адмони, В.Г. Строй современного немецкого языка / В.Г. Адмони. – 3-е изд. – Л.: Просвещение, 1988. – 312 с.
3. Адмони, В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка / В.Г. Адмони. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 1986. – 335 с.
4. Адмони, В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношений и система построения / В.Г. Адмони. – Л.: Наука, 1973. – 366 с.
5. Арсеньева, М.Г. Грамматика немецкого языка / М.Г. Арсеньева, И.А. Цыганова. – С. Петербург: Издательство «Союз», 2002. – 480 с.
6. Беляева, Е.И. Функционально-семантическое поле модальности в английском и русском языках / Е.И. Беляева. – Воронеж: Наука, 1985. – 180 с.
7. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1975. – 216 с.
8. Гулыга, Е.В. Грамматика немецкого языка / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – М.: Менеджер, 2008. – 399 с.
9. Гулыга, Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е.И. Шендельс. – М.: Просвещение, 1969. – 184 с.
10. Гуревич, В.А. Употребление модальных слов в современном немецком языке: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / В.А. Гуревич; ЛГУ. – Л., 1959. – 21 с.
11. Дружинина, В.В. Модальность в языке и речи (на материале нем. яз.): учеб. пособие / В.В. Дружинина, Келлер К. – М.: Высшая школа, 1986. – 95 с.
12. Ермолаева, Л.С. К вопросу о разграничении модальных слов и частиц / Л.С. Ермолаева // Иностранные языки в школе. – 1963. – №3. – С. 18 – 23.
13. Зверева, Е.А. Научная речь и модальность / Е.Л. Зверёва – Л.: Наука, 1983. – 158 с.
14. Каксин, А.Д. К вопросу о средствах выражения модальности в хантыйском языке / А.Д. Каксин // Весн. Моск. госуд. ун – та. Сер. 9, Филология. – 2009. – №1. – С. 56–63.
15. Крашенинникова, Е.А. Модальные глаголы и частицы в немецком языке: учеб. пособие / Е.А. Крашенинникова. – М.: Учпедгиз, 1958. –186 с.
16. Куммер, М. Модальные частицы / М. Куммер. – Бонн: Издательство Inter Nationes, 1990. – 54 с.
17. Модальность: учебно-метод. пособие / Волгоградский государственный университет; авт.-сост. В.И. Кураков. – Волгоград, 1994 – 46 с.
18. Мойсейчук, А.М. Современный немецкий язык / А.М. Мойсейчук. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 383 с.
19. Москальская, О.И. Грамматика современного немецкого языка / О.И. Москальская. – 2-е изд. – Москва: Высшая школа, 1975. – 347 с.
20. Москальская, О.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка / О.Н. Москальская – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1983. – 344 с.
21. Панфилов, В.З. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения / В.З. Панфилов. – М.: Наука, 1977. – 204 с.
22. Пророкова, В.М. Слова – «приправы», слова – «заплаты». Модальные частицы в немецкой разговорной речи: учеб. пособие / В.М. Пророкова. – М.: Высшая школа, 1991. – 127 с.
23. Стеля, С.С. Просодические средства выражения модальности в риторическом вопросе в немецком языке. / С.С. Стеля // Весн. Белар. госуд. ун-та. Сер. 4, Лингвистика. – 2006. – №3. – С. 68–74.
24. Хельбиг, Г. Немецкая грамматика / Г. Хельбиг, Й. Буша. —Лейпциг: Энциклопедия, 1989. – 383 с.