Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Сущность познавательной активности
1.2 Особенности познавательной активности учащихся старших классов
Глава 2 Способы активизации познавательной активности учащихся старших классов
2.1 Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
2.2 Дидактическая игра как основной метод формирования познавательной активности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Процесс радикальных изменений социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых образованию. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (внимание, память, мышление), но и умение использовать приобретенные в школе знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим повышается ответственность школы за формирование такой черты личности выпускника как познавательная активность. А значит, меняется и основная задача школы – создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность, как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности, до духовно-практического уровня, что обеспечит не только качественное усвоение
выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие.
Как показывает школьная практика, учителя еще много внимания уделяют именно передаче ученикам содержания учебного материала и недостаточно – их развитию. При таком подходе ученик может хранить в памяти значительные объемы информации, и не уметь его применить ни в рамках учебного процесса, ни в жизненных нестандартных ситуациях.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, поскольку современная жизнь требует от ученика ориентации в окружающей среде, постоянно меняется.
Старший школьный возраст является наиболее сензитивным для создания оптимальных условий развития познавательной активности, поскольку именно в этот период жизни ученики проявляют глубокий самоконтроль, саморегуляцию, самооценку, стремление к самостоятельности и самосовершенствования и имеют большую потребность в управлении развитием своей личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность познавательной активности
Развитие познавательной активности является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Поиск путей и средств приобщения личности к активной познавательной деятельности связан с социальными процессами, происходящие в обществе, развитием научно-технического прогресса, изменениями структуры и содержания образования, его гуманизации и гуманитаризации, а в связи с этим, особое значение приобретает вопрос подготовки личности к жизни в сложных условиях быстро меняются. Перед современностью появляются новые проблемы воспитания социально активного человека, который может свободно ориентироваться в потоках разнообразной информации, умеет вовремя найти нужную информацию и знания, то есть человека, в которой познавательная активность является устойчивой чертой личности. Поэтому ключевым в развитии познавательной активности должно стать целостная система развивающего обучения, которая раскрывает новые резервы повышения интеллектуального развития детей.
Познавательная активность, как один из главных факторов повышения эффективности обучения, является фундаментальной и одновременно сложной проблемой философских, социологических, психологических, педагогических исследований.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей ее жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятие субъектом активной позиции по познания окружающего мира [13, c. 15].
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быстрой ориентировке, не всегда знает, с чего лучше начать объяснение нового материала, как организовать самостоятельную работу, пробуждающую и развивающую интерес к познанию, стремление к самообразованию.
Процесс обучения в школе – это главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. В школе урок – одна из основных форм обучения [5, c. 7-8].
Следовательно, именно поэтому на уроке необходимо воспитывать и развивать у ученика глубокий и многосторонний интерес к знаниям и потребность в самообразовании. В настоящее время имеется немало содержательных книг, посвященных повышению эффективности и качества классно-урочной системы, повышению ее воспитывающей и развивающей функций.
Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от уровня заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность, критичность ума, творческий подъем, степень утомляемости и возбужденности, радостное или, наоборот, подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять знания или, напротив, нежелание это делать [3, c. 70-71].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Познавательная активность – это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения.
Познавательная активность включает:
· мотивы и цели деятельности;
· интерес к предмету;
· внимание к изучаемому объекту;
· волевые усилия;
· положительные эмоции;
· творческую самостоятельность;
· владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности;
· оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
2. Становление и формирование познавательной активности старшеклассников происходит через развитие ее структурных компонентов: мотивационно-эмоционального, операционно-технологического и рефлексивно-оценочного.
Неразвитость одного из структурных компонентов свидетельствует о проявлении частичной познавательной активности, тогда как целостное проявление всех компонентов – о более высоком уровне развития познавательной активности.
Компоненты познавательной активности соотнесены с соответствующими показателям и критериям, в частности для: мотивационно-эмоционального компонента – это уровень сформированности познавательной потребности, познавательного интереса, изучение учебной мотивации (доминирующие мотивы старшеклассника), положительное отношение к деятельности (инициативность, любознательность) операционно-технологического компонента (мыслительная, интеллектуальная активность, умственные операции и умственные умения, связанные с поиском, приемом, сенсорно-перцептивным обработкой, хранением и использованием информации) – это уровень владение знаниями, умениями, навыками (информационная компетентность), уровень притязаний (самостоятельность) рефлексивно-оценочного компонента – это настойчивость, уровень самооценки, саморегуляции (самоконтроль).
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии, 1984. – № 5. – С. 36-41.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Антонова, С.Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях: дис. ... канд. пед. наук / С.Ю. Антонова. – Бийск, 2009. – 181 с.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
5. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. – М.: Знание, 1979. – 40 с.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
7. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
9. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 447 c.
10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
11. Дубицкая, Е.А. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 332 c.
12. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
13. Каракотова, М.Х. Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Х. Каракотова. – Карачаевск, 2006. – 197 с.
14. Квинн, В. Прикладная психология / В. Квинн. – Спб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.
15. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
16. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
17. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
19. Красноперов, В.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики [Текст] / В.И. Красноперов, Л.А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 180-183.
20. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
21. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт; Высш. образование, 2010. – 714 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book. – Дата доступа: 03.09.2017.
23. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.
24. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т./ К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2009. – 277 с.
25. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 2007. – 512 с.
26. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.