ВВЕДЕНИЕ
Существование проблемы безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на шаги со стороны государства в области регулирования вопросов обеспечения условий безопасности в образовательных учреждениях, на практике все еще сложно ее достичь. Ключевая роль в обеспечении безопасности отдельной личности принадлежит образованию. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.
Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Актуальность исследования. Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятийный аппарат исследования
Понятие «здоровье» является основополагающим среди духовно-нравственных ценностей, так как обеспечивает равновесие необходимости и достаточности удовлетворения базовых потребностей человека и выступает условием внутренней целостности личности.
И.С. Артёмова считает, что "здоровье населения одновременно является критерием и показателем развитости государства и ресурсом его национальной безопасности" [2, с. 6]. Оно зависит от социально-экономического, духовно-нравственного состояния государства и общества, экологической обстановки, уровня и качества жизни населения, его медицинского, психологического и социального обслуживания, а также от состояния и качества образования как одного из важнейших социальных институтов.
По мнению Э.Н. Вайнера, "одна из важнейших задач современной школы – содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одно из принципиальных условий этого – высокий уровень здоровья" [10, с. 12]. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. В период обучения в школе ребёнок способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. Это время нельзя упустить для закрепления того уровня здоровья, который необходимо обеспечить каждому ребёнку. Поэтому "комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса должна начинаться с конкретизации понятия "здоровья" как ценности процесса воспитания", – отмечает Ю.В. Науменко [19, с. 16].
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Учитель: стили общения, я-концепция
Современные условия жизни диктуют нам новые модели поведения, принципиально отличающиеся от тех, которые были раньше. Педагог – профессия особенная, учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как личность. Ведь учитель несёт детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе.
В педагогической литературе Г.М. Коджаспировой дано следующее определение Я-концепции – это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [16].
А.А. Калюжный дает следующее определение: «Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях [13, с. 23].
А.А. Калюжный [13] в структуре Я-концепции выделяет три основных компонента: когнитивный (что я знаю о себе), оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе), поведенческий (как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе). Самым главным компонентом в Я-концепции личности является оценочный, который обычно называют самооценкой. Это, по мнению Г.М. Коджаспировой, «оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к проблеме изучения влияния образовательной среды школы на личность ученика. Для диагностики психологической безопасности образовательной среды используются прежде всего различные виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий. Источник угрозы носит в основном социально-психологический характер и выступает в виде проявления психологического насилия.
Позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. Позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя.
Важная роль в психологической безопасности школьника является деятельность классного руководителя. Классный руководитель совместно с психологом осуществляет диагностику учебных возможностей школьников, знание которых позволяет определить характер помощи и поддержки. Важным направление работы является организация разнообразной внеурочной деятельности: походы, конкурсы, соревнования, праздники, коллективно-творческие дела, тематические вчера формируют такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступают своеобразным противоядием от многочисленных негативных и опасных воздействий социальной сферы, способствует формированию нравственного здоровья.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В.А. Аверин. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. –379 с.
2. Артёмова, И.С. Психическое здоровье личности актуальная проблема образования / И.С. Артёмова // Педагогическое обозрение.- 2002. - № 33. -С. 3-5.
3. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 22–28.
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания : дис. … д-ра психологических наук / И.А. Баева. – СПб., 2002. – 386 с.
5. Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 6. – С. 135-141.
6. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев [и др.] ; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб. : СПб АППО, 2013. – 280 с.
7. Бережная, О.В. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников / О.В. Бережная // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 28-29.
8. Березина, Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции / Т.Н. Березина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 3. – С. 16-20.
9. Бутанаев, С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. / С.А. Бутанаев // NB: Педагогика и просвещение. – 2013. – № 4. – C. 1 – 13.
10. Вайнер, Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся / Э.Н.Вайнер // Валеология. 2002. - №1. - С. 13-16.
11. Егорова, А.М. Влияние Я-концепции и стиля взаимодействия на имидж учителя / А.М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь : Меркурий, 2013. – С. 26-29.
12. Елисеева, О.А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности : автореф. дис. …канд. психол. наук / О.А. Елисеева ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. – М., 2011. – 23 с.
13. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
14. Ковров, В.В. Воспитательная работа в общеобразовательной организации как ресурс обеспечения психологической безопасности / В.В. Ковров // Вестник ВятГГУ. – 2014. – № 7. – С. 116-125.
15. Ковров, В.В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды / В.В. Ковров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – № 167. – С. 70–81.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru. – Дата доступа: 20.02.2017.
17. Коркоценко, М.Н. Педагогические условия сохранения психологического здоровья учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.Н. Коркоценко. – Шуя, 2007. – 162 с.
18. Кудряшова, О. Имидж современного педагога / О. Кудряшова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagog2010.lokos.net/article/imidzh-sovremennogo-pedagoga. – Дата доступа: 12.02.2017.
19. Науменко, Ю. В. Проектирование здоровьеформирующего образования / Ю.В. Науменко // Образование. 2004. - № 10. - С. 43-53.
20. Пазухина, С.В. Психологическая диагностика типов отношения будущих педагогов и учителей к учащимся / С.В. Пазухина. – Тула, 2011. – 195 с.
21. Печеркина, А.А. Психологические детерминанты психологического насилия в образовательной среде / А.А. Печеркина // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. –С. 122–126.
22. Рубцов, В.В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В.В. Рубцов. – М. : Экон-Информ, 2008. – С. 5-11.
23. Чепель, Т.Л. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников / Т.Л. Чепель // Педагогическое обозрение. – 2012. – № 5 (124). – С. 2-3.
24. Шахова, Л.И. Исследование структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов / Л.И. Шахова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2015. – № 178. – С. 58-63.
25. Шувалов, А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей / А.В. Шувалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.portalus.ru / modules / psychology. – Дата доступа: 12.02.2017.