ВВЕДЕНИЕ
Художественная литература Австрии второй половины прошлого столетия представляет особый интерес для литературоведческого изучения. В первую очередь это объясняется противоречивостью взглядов писателей, которые нашли свое отражение в их творчестве. В первую очередь эта противоречивость затронула тему национальной осознанности, патриотизма и родины. В произведениях разных писателей Австрия была представлена в таком же разном свете.
Для писателей-классиков характерно изображение страны в привычном читателю виде – как благополучная страна с красивой природой, в которой живут счастливые люди. Однако существовала иная группа писателей, которая весьма критично относилась к такой точке зрения, что не преминула выразить на страницах своих произведений. В основном альтернативная позиция была характерна для авторов пост-модернистского течения. Среди таких писателей особенно ярко выделяется Э. Елинек.
Э. Елинек является автором, который вызывает весьма противоречивое отношение как у себя в стране, так и во всем мире. Многие соотечественники испытывают неприязнь к писательнице, так как считают ее «австроненавистницей», высмеивающей собственную страну. Также творчество писательницы зачастую подвергалось критике по причине своей излишней откровенности, безэмоциональности при описании сцен жестокости, затрагивания острых социальных тем.
Э. Елинек имела принципиально иной взгляд на свою страну и общество. Она ни в коем случае не идеализировала их, даже наоборот – зачастую ее критика чересчур резкой. Основной проблематикой творчества писательницы изначально был феминизм, но позднее ее романы приобрели все более политический характер. Роман «Дети мертвых», за который писательница получила Нобелевскую премию в 2004 году, она считает своим главным произведением. Это связано с убеждением, что идеология фашизма,
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Э. ЕЛИНЕК
1.1 Биография писательницы и интеграция жизненных событий в творчество
Эльфрида Елинек — австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик. Родилась 20 октября 1946 в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг, земля Штирия, Австрия [1].
Ранние годы жизни писательница прожила в Вене. Семья писательницы была довольно обеспеченной: семья матери была зажиточной, а сама она в течение долгого времени работала бухгалтером; отец писательницы был химиком. Отец Эльфриды был наполовину чехом, а наполовину евреем, однако ему удалось не пострадать от преследования во время национал-социалистического режима. Причиной этого было то, что отец писательницы владел важной в сфере военной экономики профессией.
В 1950-е годы отец писательницы начал страдать от душевного расстройства. По этой причине он в течение длительного времени он находился дома под опекой своей семьи. В 1972 году отец писательницы скончался, при этом находясь в состоянии полной потери рассудка [2].
С началом болезни отца воспитание Эльфриды полностью попало под влияние ее матери. Стоит отметить, что воспитывала мать свою дочь достаточно строго – Эльфрида посещала католический детский сад, а позднее школу при монастыре. Можно полагать, что такое воспитание в значительной степени определило характер творчества писательницы. Сама она не любила учиться, что становится ясно из ее эссе «Ходить в школу все равно что умирать» [3, c.287]. Мать писательницы не могла и предположить, что ее дочь станет писательницей, которая спустя время будет награждена Нобелевской премией. В своем ребенке мать видела будущего музыканта. Эльфрида Елинек брала уроки игры на фортепиано, флейте, гитаре, скрипке и альте. Интересным в биографии писательницы является тот факт, что мечта
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЬФРИДЫ ЕЛИНЕК
2.1 Положение романа «Дети мертвых» в постмодернистской литературе ХХ века
Роман Эльфриды Елинек «Дети мертвых» является типичным образцом постмодернистской прозы. Проблема отношений автора и жанра напрямую связана с темой романа, посвященного Второй мировой войне. Потенциальный носитель исторической памяти — современный человек — показан в «Детях мертвых» как бездуховное существо, занятое исключительно удовлетворением своих материальных потребностей.
Эльфрида Елинек в своем романе всячески подчеркивает, что современное поколение не имеет исторической памяти, для него не характерны угрызения совести, у него отсутствует всяческое чувство страха перед вероятностью повторения исторических событий.
В романе присутствует определенная символическая нагрузка. Она заключена в образах свидетелей войны, воскресших мертвецов, которые прерывают спокойное течение жизни пансионата «Альпийская роза». Во фрейдистском духе они репрезентируют выступающее на поверхность общественного сознания тягостное и забытое знание о холокосте.
По причине того, что ««причиной» появления определенного жанра становится художественное воплощение особой, специфической концепции человека в его отношении к миру» [14, с. 208], то и причиной его исчезновения является изменение этой концепции. Для послевоенного времени характерно творческое состояние энтропии человека, в котором и находилась писательница во время написания романа на тему геноцида. Сущность этой энтропии была подробно описана Т. Адорно: «Писать после Освенцима стихи — варварство» [15, c. 30]. Несмотря на то, что после войны прошло уже достаточно длительное время, проблема невыраженности исторических событий, даже забвения, по-прежнему является актуальной. Эта проблема и нашла свое воплощение в романе Э. Елинек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Э. Елинек является одной из наиболее противоречивых писательниц прошлого столетия. В своих произведениях она поднимала острые политические и социальные темы, которые тем или иным образом были интегрированы в сферу личностных отношений.
На протяжении творческого пути был осуществлен переход идейной направленности творчества писательницы от феминистских вопросов к вопросам гражданской сознательности и национальной идентификации. В ходе изучения биографии писательницы было выяснено, что некоторые факты из ее жизни оказали непосредственное влияние на становление ее творчества, а в некоторых случаях были описаны на страницах романов.
При исследовании творческого пути писательницы было выявлено, что с самого начала своей литературной деятельности ею поднимались весьма актуальные вопросы, которые в первую очередь интересовали саму писательницу. При этом путь писательницы к успеху нельзя назвать извилистым – она довольно быстро обрела популярность. Однако стоит отметить амбивалентность ее популярности, так как не все читатели разделяли ее взгляды, и писательница зачастую сталкивалась с осуждением со стороны соотечественников.
Было выявлено, что роман «Дети мертвых» по своей стилевой специфике может быть отнесен к постмодернистскому направлению. В нем заключены не только специфические авторские идеи относительно роли своей страны на международной арене и в жизни народа, но также использованы своеобразные языковые приемы.
Основной идее романа «Дети мертвых» является стремление Елинек напомнить об исторических событиях страны, которые привели ее в то положение, в котором она находится. При этом стоит отметить, что изображение Австрии в романе писательницы весьма своеобразно – это не «идеальный рай свободы», а истинная камера одиночного содержания.
1. Залесова-Докторова, Л. Эльфрида Елинек — совесть австрийской нации / Л. Залесова-Докторова // Звезда. — 2005. — №3. — С.91–95.
2. Глазова, А. Эльфрида Елинек или Отто Вайнингер [Электронный ресурс] / А. Глазова. — Режим доступа: http://spintongues.msk.ru/elfriedeJel.html. — Дата доступа: 12.09.2016.
3. Белобратов, А. В. Высказать невысказываемое, произнести непроизноимое: интервью с Э. Елинек / А. В. Белобратов // Иностранная литература. — 2003. — № 2. — С. 286–292.
4. Jelinek, E. Lisas Schatten / E. Jelinek. — Relief-Verlag Eilers, 1967. — 32 s.
5. Riedle, G. Das Imperium schlägt zurück. Die österreichische Schriftstellerin Elfriede Jelinek zu taz, Pornographie und ihrer eigenen Anti Pornographie Text / G. Riedle // Taz. — 1988. — №3. — S.112–117.
6. Jelinek, E. Die Kinder der Toten / E. Jelinek. — Reinbek (Rowohlt), 1995, — 667 s.
7. Fischer, E. Das lyrische Werk / E. Fischer, T. Krame // Hauptwerke der Österreichischen Literatur. — München, 1997. — 720 s.
8. Андреев, Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века / Л. Г. Андреев // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М. : Прогресс, 1986. — С. 3–18.
9. Jelinek, Е. Die Ausgesperrten / E. Jelinek. — Reinbek (Rowohlt), 1980. —266 s.
10. Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х годов XX века / А. Э. Воротникова. — Воронеж : ВГПУ, 2006. — 274 с.
11. Кольев, А. Н. Политическая мифология: реализация социального опыта / А. Н. Кольев. — М. : Логос, 2003. —384 с.
12. Куракин, И. Пианистка поднялась на вершину: «Нобель» 2004 у Эльфриды Елинек / И. Куракин // Культура. — 2004. —№ 40. — С. 9.
13. Плахина, А. В. Немецкоязычная, но не немецкая. Некоторые аспекты австрийской прозы 1970-1990-х годов / А. Плахина // Вопросы литературы. — 2007. — № 6. — С. 5–37.
14. Головко, В.М. Герменевтика жанра: проектная концепция литературоведческих исследований / В.М. Головко // Литературоведение на пороге XXI века: матер. междунар.науч. конф. — М., 1998. — С. 207—211.
15. Adorno, Th. Kulturkritik und Gesellschaft / Th. Adorno // Gesammelte Schriften. — Darmstadt, 1998. — 267 s.
16. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика / Г.В.Ф. Гегель. — М., 1969. — 293 с.
17. Engdahl, H. The Nobel Prize in Literature 2004 [Elektronische Ressource ] / H. Engdahl. —Zugriffsmodus: http://nobelprize.org/literature/laureates/2004/presentation-speech.html. — Zugriffsdatum: 26.09.2016.
18. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Современная литературная теория: сб. матер. — Саратов, 2000. — С. 43—60.
19. Плахина, А.В. Романы Кристофа Рансмайра и своеобразие австрийской прозы 1980-1990-х годов. К проблеме национальной идентичности: автореф. дис… канд. филол. наук / А. В. Плахина. — М. : ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН, 2007. — 21 с.
20. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 72—233.
21. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. — Поэтика. — М., 1994. — С. 384—391.
22. Гронская, О. Человек в «зловещем и неродном междумирье»: образ-символ родины в романе Э. Елинек «Дети мертвых» / О. Гронская // Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай: да 750-годдзя са дня нараджэння Дантэ Аліг’еры і 85-годдзя Уладзіміра Караткевіча : матэрыялы ХII Міжнар. навук. канф. — Минск, 2016. – С. 215—223.
23. Елинек, Э. Дети мертвых / Э. Елинек. – Спб. : Амфора, 2006. — 673 с.
24. Воротникова, А.Э. Судьба романа (Э.Елинек «Дети мертвых») / А.Э. Воротникова // Балтийский филологический курьер. – 2011. – № 8.– С. 250–258.