ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь в ст. 46 законодательно определили право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической и международной жизни, состояния окружающей среды. Эти конституционные нормы составляют правовую основу для экологических прав граждан Беларуси. Их содержание раскрывается в специальном природоохранном законодательстве: ст. Изобразительное искусство. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определить один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.
Особо охраняемые территории, являясь территориями особого режима обладают правовым статусом, отличным от правового статуса иных территорий.
Таким образом, объект исследования – общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности особо охраняемых территорий в Республике Беларусь.
Предмет же – определение понятия и состава особо охраняемых природных территорий в Республике Беларусь.
Цель работы состоит в определении понятия и состава особо охраняемых природных территорий в Республике Беларусь.
Исходя из цели образуется задачи работы:
- определить понятие особо охраняемых территорий;
- рассмотреть состав таких территорий;
- проанализировать их охрану, в том числе в финансовой сфере.
В ходе исследования этой темы в качестве основных методов использовались:
- сравнительные и исторические методы исследования;
- метод анализа документов;
- анализ и синтез;
- логический;
- системно-структурный.
При написании работы нормативные акты, регулирующие государственное управление, правовое использование, правовой статус, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, а также работу таких исследователей, как М. М. Бринчук, М. И. Васильева, Д. М. Демичев, Балашенко С.А. и некоторые другие.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Согласно Закону об особо охраняемых территориях, особо охраняемые природные территории - часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования
Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Республикой Беларусь своих международных обязательств в области охраны окружающей среды.
По отношению к особо охраняемых территориям Э.А. Галиновская отмечает, что в основе охраняемой деятельности лежит особый объект - новое качественное образование, которое состоит не из отдельных природных объектов, а из уникального их сочетания, расположенного в конкретных географических координатах. Таким образом, формируется особый единый интегрированный объект экологических правоотношений - естественная область.
Особо охраняемые природные территории как природный комплекс и объект правовой защиты
Особо охраняемые природные территории сохраняют типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие фауны и флоры, способствуют охране объектов природного и культурного наследия. Они находятся под особой защитой [11].
Охраняемые районы относятся к объектам национального наследия.
Если рассматривать охраняемые районы как объект правовой защиты, то декларация особого режима использования и охраны природных ресурсов на определенных территориях получила название заповедника («зарезервированное» - неприкосновенное, запретное). Объявление территории или природных объектов в качестве зарезервированных означает установление ограничения или полного запрещения их использования. Необходимость в этом появилась несколько столетий назад. Уже с XVI века. был установлен характер природы оборонительных лесных районов, который служил средством защиты от набегов татар. («Засека» - это препятствие от срубленных и свалившихся деревьев.) Законодательство того времени строго запрещало вырубку деревьев в линии заса. Такие леса охранялись специальными сторожами.
В XVII веке согласно указу царя Алексея Михайловича, страстного любовника соколиной охоты, были объявлены сдержанные семь островов вдоль Мурманского побережья, где были защищены лучшие борозды, добытые для королевской охоты. Места королевской охоты были также объявлены охраняемыми, где никто не мог охотиться, кроме царя. Так, в Шатском районе было запрещено охотиться на оленей, а в Подмосковье - в Соколиной роще и под деревней Хвили (Фили) - было запрещено бить животных и птиц.
ГЛАВА 2 СОСТАВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Национальные парки являются природоохранными, экологическими образованиями и научно-исследовательскими учреждениями, территориями которых являются природные комплексы и объекты особой экологической, исторической и эстетической ценности и предназначенные для использования в экологических, образовательных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой защиты с учетом их природных, исторических, культурных и других характеристик. Исходя из указанных особенностей, на территориях национального парка можно выделить различные функциональные зоны, в том числе:
охраняемая территория, в пределах которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
особенно охраняемых, в рамках которых предусмотрены условия сохранения природных комплексов и сооружений и в которых допускается строго регулируемое посещение;
познавательный туризм, предназначенный для организации экологического образования и ознакомления с достопримечательностями национального парка [3];
рекреационные, в том числе предназначенные для отдыха, развития физической культуры и спорта;
защита исторических и культурных объектов, в рамках которых предусмотрены условия их сохранения;
обслуживание посетителей, предназначенных для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и других объектов туристического обслуживания, культурных, бытовых и информационных услуг для посетителей;
экономических целях, в рамках которых осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На национальные парки возложены следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных объектов и объектов;
б) сохранение исторических и культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов природоохранного и экологического образования;
e) осуществление государственного экологического мониторинга (государственный экологический мониторинг);
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
ГЛАВА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ
Следуя ст. 80 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ «Об охране окружающей среды» в целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определяющие комплекс мероприятий, касающийся:
- восстановления;
- сохранения;
- улучшения качества окружающей среды;
- рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, природных комплексов и объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, природных территориях, подлежащих специальной охране, и территориях биосферных резерватов.
Территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом схемы национальной экологической сети, схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.
Программы и мероприятия по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды финансируются с помощью:
- средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;
- средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- средств граждан, в том числе иностранных;
- кредитов банков;
- иностранных инвестиций;
- иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Ст.82 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ «Об охране окружающей среды» устанавливает экономическое стимулирование охраны окружающей среды может, осуществляемое с применением таких мер, как:
- установление Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отдельным категориям юридических и физических лиц льгот при соблюдении ими режимов охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и рациональном (устойчивом) использовании ими природных ресурсов на территории переходных зон биосферных резерватов, а также при внедрении юридическими и физическими лицами наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности;
- ускоренная амортизация оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы, состоящая в определении понятия и состава особо охраняемых природных территорий в Республике Беларусь.
Исходя из цели образуется задачи работы, которые были также решены:
- определить понятие особо охраняемых территорий;
- рассмотреть состав таких территорий;
- проанализировать их охрану, в том числе в финансовой сфере.
Подводя итог курсовой работе, можно сделать вывод, что ООПТ созданы с целью сохранения особо ценных экологических систем и объектов.
Действующее законодательство рассматривает особо охраняемые природные территории как наземные, водные и воздушные пространства над ними, где расположены природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную значимость, которые устраняются решениями государственные органы полностью или частично от экономического использования и для которых установлен специальный режим защиты.
Особо охраняемые природные территории и объекты включают в себя природный резервный фонд, включающий природные заповедники, природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, а также дендрологические и ботанические парки.
Территории заповедников и памятников природы полностью выведены из хозяйственного и рекреационного использования. Консервы и национальные парки характеризуются частичным изъятием выделенных территорий из экономического и рекреационного использования. Резервы и национальные парки могут выступать в качестве независимых землепользователей, а заказники и памятники природы - не такие.
Направления и размеры использования средств Республиканского фонда охраны природы утверждаются Указом Президента Республики Беларусь.
Контролируют целевое использование средств фондов охраны природы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Наряду с государственными фондами охраны природы за счет добровольных взносов юридических лиц и граждан также могут быть созданы общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.
1. Анисимов, А.П. Экологическое право: Учебник для ВУЗов / А.П. Анисимов. – М. : Юрайт, 2010. – 504 с.
2. Боголюбов, С.А. Экологическое право России : Учебник / С.А. Боголюбов. - М. : Омега-Л, 2004. – 511 с.
3. Бринчук, М.М. Экологическое право : Учебник / М.М. Бринчук. – М. : Издательство «Юрайт», 2009. – 670 с.
4. Водный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. № 149-З (ред. от 17.07.2018) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 марта 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Кодекс Республики Беларусь о земле : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З (ред. от 24.10.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Кодекс Республики Беларусь о недрах : Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г., № 406-З (ред. от 18.07.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Лесной кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь : 24 декабря 2015 г. № 332-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII (ред. от 17.07.2018) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. О животном мире : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 (ред. от 18.07.2018) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. О растительном мире : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З (ред. от 18.07.2018) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Анализ правового регулирования экологического страхования в Республике Беларусь / Белокопытов В. В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
13. Конституционные основы экологической политики Республики Беларусь / Карпович Н, А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
14. Обращение с отходами в рамках договора аренды помещений / Ерилин Г. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
15. Общие сведения об экологическом паспорте предприятия / Гнедов А. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
16. Организация службы охраны окружающей среды / Самосейко В. Э. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
17. О направлениях государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы / Привалов Ю. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
18. Петров, В.В. Экологическое право России : учебник / В.В. Петров - М. : БЕК. 1995. -557 с.
19. Президент Республики Беларусь и экологическая функция государства / Карпович Н. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
20. Финансирование рационального использования земель / Хоменко О. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
21. Экологическая политика Республики Беларусь: теоретические и концептуальные основы совершенствования правового обеспечения / Карпович Н. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
22. Экологический паспорт предприятия: практика заполнения / Ерилин Г. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
23. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.Н. Макаровой, В.Е. Лизгаро. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. - 495 с.
24. Экономические инструменты «зеленой» экономики / Дешко Е. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
25. Юридическое содержание экономического обеспечения рационального использования земель / Хоменко О. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.