Введение
Глава 1. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности
Глава 2. Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере экологической безопасности
Глава 3. Юридические факты, правоотношения и акты применения норм административного права в сфере экологической безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что защита окружающей природной среды является сегодня одной из главных задач нашего государства. Ее значимость подтверждается и Конституцией Республики Беларусь, согласно ст. 46 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Здесь же закреплено положение, определяющее роль государства в обеспечении ее защиты.
Объектом исследования, в настоящей курсовой работе, является механизм регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, а также сами общественные отношения, которые складываются в сфере административного обеспечения экологической безопасности в стране. А также все элементы тех самых общественных отношений.
Предметом исследования является административно правовые нормы, на которых основываются все общественные отношения в сфере экологической безопасности.
Целью данной работы является получить знания в сфере административно-правового регулирования в сфере экологической безопасности в стране, также получить знания касаемо общественных отношений, которые складываются на этой почве.
Задачей данной работы является изучение норм административного права, связанных с регулированием общественных отношений в сфере экологической безопасности.
В качестве методологической основы, для написания данной работы, взяты общие (системный и логический) и специальные (юридико-логический и сравнительно-правовой) методы исследования.
С учетом того, как быстро развивается гражданское общество, а также гражданский оборот, существенный урон наноситься экологии Земли. Несмотря на все введенные нормы по загрязнению окружающей среды и иное нормирование в этой сфере, все равно одной из самых острых на мировом уровне является проблема по защите окружающей среды.
Политика практически всех государств направлена на получение как можно более чистого топлива, как можно более чистых способов производств, однако все равно, уйти от нынешних способов невозможно, так как новые еще не имеют достаточной доработки.
Глава 1. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности
Под механизмом административно-правового регулирования отношений в сфере экологической безопасности и в целом понимается совокупность административно-правовых норм, которые воздействуют на общественные отношения в сфере экологической безопасности.
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере экологической безопасности состоит из следующих элементов:
1) Административно-правовые нормы;
2) Нормативно-правовые акты, которые осуществляют толкование норм административного права в этой сфере;
3) Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется применение таких норм административного права;
4) И, непосредственно, сами административные правоотношения.
В доктрине, также, существует мнение о выделении пятого элемента механизма административно-правового регулирования, в частности им является совокупность принципов административного права.
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере экологической безопасности обладает следующими особенностями:
1. Он выражен в качестве специальных юридических средств;
2. Эти средства обладают исключительно административно-правовым характером;
3. Объектом отношения выступают общественные отношения в сфере экологической безопасности;
4. Основной направленностью является решение на государственном и общественном уровне проблем экологической безопасности;
5. Как правило, носят характер управленческих правоотношений;
6. В предусмотренных законом случаях возможно применение государственного принуждения [16, c.115].
Глава 2. Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере экологической безопасности
Как уже говорилось ранее, под административно-правовой нормой понимается предписание государственного органа, которое обладает определенным государственно-властным велением, в соответствии с которым должны протекать те или иные общественные отношения в конкретной области.
Административно правовые нормы, не только те, которые регулируют правоотношения в сфере экологической безопасности, обладают своими особенностями, в частности, к ним относят следующее:
1) Это, соответственно, проявление юридической нормы;
2) В объект их регулирования входят специфические общественные отношения, которые характеризуются как управленческие, применимо к данной работе, это будут управленческие отношения в сфере экологической безопасности. В качестве примера таких правоотношений можно привести, например, взаимоотношения между соответствующим территориальным подразделением Министерства природы и охраны окружающей среды с гражданами, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в области выдачи разрешений на осуществление ими определенной деятельности, которая каким-либо образом может негативно повлиять на окружающую среду. Так, например, больницы и учреждения здравоохранения в целом, в которых есть и используется оборудование, основанное на изотопных веществах, обязаны заключать договор страхования окружающей среды, вокруг этого оборудования. Таким образом, проявляется тот самый, управленческий, характер правоотношений в сфере экологической безопасности, то есть, субъект этих правоотношений не всегда равны по своему статусу [12, c.217];
Глава 3. Юридические факты, правоотношения и акты применения норм административного права в сфере экологической безопасности
Под юридическим фактом, в общем его проявлении, понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Все юридические факты можно подразделить на две классификации, в зависимости от основания классификации. Так, в зависимости от порождаемых последствий, выделяют следующие юридические факты:
1) Правообразующие. В рамках настоящей курсовой работы к таким юридическим фактам можно отнести, например, выданное соответствующим органом государственного управления, разрешение на пользование определенным компонентом окружающей среды, например, покупка земельного участка в собственность, в результате этого устанавливается право пользование этой землей за определенным лицом.
2) Правоизменяющие юридические факты. В данном случае можно привести пример с получение специального разрешения, вернее, внесение изменений (дополнений) в уже имеющееся специальное разрешение. Таким образом права лица изменяются в части его правоспособности на определенный компонент природной среды.
3) Правопрекращающий юридический факт. Таким фактом может являться решение органа государственного управления об изъятии ранее выданного специального разрешения.
Заключение
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения экологической безопасности очень многогранен и сложен.
Не менее сложны и сами общественные отношения в этой сфере, как уже было выяснено, существует восемь компонентов окружающей природной среды, которые нуждаются в охране, соответственно, необходимость в регулировании общественных отношений, на этой почве, очень важна в принципе.
Существует множество нормативно-правовых актов и еще больше существует норм административного права, которые бы регулировали общественные отношения в сфере защиты окружающей среды.
Как и все административные правоотношения в целом, административные правоотношения, складывающиеся по поводу защиты окружающей среды, обладают присущими им особенностями, в частности, главной из них, является управленческий характер таких общественных отношений, а также, в большинстве своем, обязательное наличие государственного органа, как субъекта таких правоотношений.
Однако, создание благоприятной окружающей среды невозможно без правильного применения норм административного права, как уже ранее было сказано, оно проявляется в четырех ипостасях: соблюдение, исполнение, использование применение. Все эти четыре формы являются обязательными, и каждая из них дополняют другую.
Административно-правовая норма представляет собой государственно-властное предписание, что означает то, что она обязательна для всех без исключения, такая норма носит, зачастую, императивный характер, однако она может быть и диспозитивной, издается она соответствующим государственным органом или должностным лицом, с соблюдением установленного порядка.
Большую роль играют нормы международных правовых актов, так как даже в Конституции Республики Беларусь указывается то, что нормам международного права предоставляется приоритет. В связи с этим, если нормы международного права не противоречат Конституции Республики Беларусь, то нормы внутреннего законодательства Республики Беларусь должны быть приведены в соответствии с Конституцией и нормами международного права.
Экологическая безопасность всегда ставилась на первое место у всех государств. А с течением времени и с развитием технологий – она будет так или иначе главенствующей, так как прогресс не всегда означает благоприятные последствия для окружающей среды.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс от 21.04.2003 №194-3 (ред. от 20.04.2016г.)
2. Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.08.2016)
3. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г.(в ред. Закона Респ. Беларусь от 1 ноября 2004 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1996. – № 21. – Ст. 376; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004 г. – № 189. – 2/1089.
4. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.; одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
5. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., N 257-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
6. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., N 1982-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
7. Об утверждении Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., N 302 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
8. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.
9. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
10. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 341 с.
11. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 175 с.
12. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
13. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
14. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.
15. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 648 с.
16. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.
17. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. — М.: Юрайт, 2014. — 154 с.
18. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 519 с.
19. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 651 с.