ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема детских страхов в психологии
1.2 Классификация страхов у детей младшего школьного возраста и у подростков
1.3 Причины страхов у детей младшего школьного возраста и у подростков
1.4 Методики изучения страхов младших школьников и подростков
1.5 Способы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста и у подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире изучение социально-психологических особенностей страхов в младшем школьном возрасте и их проявлений, причин приобретает все большее значение. В последнее время специалистами отмечается достаточно широкое распространение детских страхов (И.В. Дубровина, А.В. Захаров, А.А. Ковалевская, А.С. Спиваковская).
Современная социальная ситуация характеризуется неустойчивым социально-экономическим положением, изменениями в приоритетах культурных и семейных ценностях, что оказывает влияние на институт семьи в целом и на развитие детей в частности. Наличие техногенных катастроф, стихийных бедствий, военных действий, кризисных ситуаций, а также их широкое обсуждение в средствах массовой информации не может не отразиться на восприятии окружающего мира детьми. Негативные социальные тенденции, возрастные и личностные особенности выступают факторами нарушения эмоциональной сферы детей, способствуют повышению ситуативной тревожности, появлению страхов.
Проблема страхов среди детей, несмотря на достаточную изученность в современной литературе, не только не теряет своей актуальности, но и обостряется в связи с социальными изменениями в общественной и экономической сферах жизни не только взрослых, но и детей.
Актуальность исследования социально-психологических особенностей детских страхов в зарубежной и отечественной научной литературе обусловлена пониманием важности эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, которые негативно влияют на формирование личности ребенка.
В возрастной психологии младший школьный возраст занимает особое место. По причине того, что в младшем школьном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возникновение различных переживаний является естественным для детей. Младший школьник начинает включаться в общественную жизнь и сталкиваться с неизвестными ситуациями в социальном мире. Это всё способствует возникновению и развитию различных страхов у детей младшего школьного возраста.
Подростковый возраст является кризисным этапом жизни любого человека. Переживания подростка, связанные перестройкой всех его сфер, изменением системы отношений с окружающими оказывают негативное воздействие на эмоционально-волевую сферу, что обусловливает возникновение и рост страхов.
Степень научной разработанности проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема детских страхов в психологии
В отечественной и зарубежной литературе проблема детских страхов исследовалась различными школами и направлениями.
Представителем классических теорий эмоций У. Джемсом страх рассматривался как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Страх, по его мнению, также является неподдельным и самым ранним инстинктом человека. Особое внимание У. Джемс уделял боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений и полагал, что одиночество в детстве служит одним из главных источников страха [14, с. 108]. То есть страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.
Известный зарубежный психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал о наличие связи между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности [22, с. 140].
Отечественные психологические концепции источниками страха называют воспитание, детско-родительские отношения (А.И. Захаров, А.М. Прихожан).
В рамках психоаналитического направления (А. Адлер, З. Фрейд, Г.С. Салливен) главная причина возникновения страхов называется первичная родовая психотравма. А. Адлер считал, что источник страха – это, прежде всего, переживание собственной неполноценности, испытывающее ребенком в первые пять лет, а также ожидание угрозы от окружающего мира.
З. Фрейд писал об архаических, исторически унаследованных детских страхов. С одной стороны, в таких страхах раннего возраста, как боязнь маленьких животных, грозы; Фрейд говорил о некоторой «доли архаического наследства», «заглохших остатках врожденной приспособленности к реальной опасности», полагая, что целесообразна часть страхов, которая относится, прежде всего, к потере объекта. С другой стороны, Фрейд называл в качестве наиболее сильных детских страхов боязнь кастрации, страх потери любви, страх животных[20, с. 238].
Архаические страхы являются основными и универсальными страхами детей, которые фиксируются, в основном, в моральной тревожности, но не ограничиваются ею. Эти страхи играют важную роль в онтогенезе, и дети
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
В современной литературе существуют различные теории, каждая из которых по-своему объясняет сущность и происхождение страха. В рамках психоаналитического направления главной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма. В бихевиористском направлении страх рассматривается как результат травматического опыта взаимодействия ребенка с пугающим объектом. В гуманистической психологии отмечается связь между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности. Отечественные психологические концепции источниками страха называют воспитание, детско-родительские отношения.
Существуют различные виды детских страхов: ситуативные и личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, навязчивые, бредовые и сверхценные; дневные и ночные; возрастные и невротические. На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов. Для младшего школьного возраста характерны: страх опоздания в школу, страх порицания, страх сделать что-нибудь не правильно, страх несчастья. Для подросткового возраста характерными являются страх смерти родителей и страх войны. В подростковом возрасте уменьшается степень выраженности природных страхов и увеличивается число и интенсивность социальных страхов.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить социально-психологические особенности страхов у детей младшего школьного и подросткового возраста.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
– подбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
– изучение преобладающих страхов у детей младшего школьного и подросткового возраста;
– анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов.
Характеристика базы исследования: исследование осуществлялось на базе педагогической практики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в ГУО «Средняя школа № 2 г. Минска».
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 60 человек, их них: 30 учащихся 1-го класса (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 6-7 лет; 30 учащихся 10-го класса (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 15-16 лет.
Методы исследования: тестирование, беседа, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова (Приложение 1).
Назначение: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у дошкольников старше трех лет. Ребенку предлагается на листе бумаги, на котором нарисованы два домика (черный и красный) расселить в них страхи из списка, которые ему называет психолог. Психолог отмечает те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Диагностируются следующие группы страхов:
– медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
– страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
– страх смерти (своей);
– боязнь животных;
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей страхов у детей младшего школьного и подросткового возраста позволило выявить, что у мальчиков младшего школьного возраста преобладают социально-опосредованные страхи, страхи сказочных персонажей, страхи, связанные с причинением физического ущерба, страх страшных снов, медицинские страхи, страх своей смерти. У девочек младшего школьного возраста преобладают медицинские страхи, страхи, связанные с причинением физического ущерба, страх смерти, пространственные страхи, страх темноты и кошмарных снов, социально-опосредованные страхи.
Большинство младших школьников обладают высоким уровнем школьной тревожности – они характеризуются преимущественно негативным эмоциональным состоянием, связанным с различными формами их включения в жизнь школы. Младшие школьники испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. Они характеризуются неблагоприятным психическим фоном, не позволяющим им развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Для младших школьников свойственен общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность их обучения. Младшие школьники характеризуются страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, т.е. у них отмечается ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной литературе существуют различные теории, каждая из которых по-своему объясняет сущность и происхождение страха. В рамках психоаналитического направления главной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма. В бихевиористском направлении страх рассматривается как результат травматического опыта взаимодействия ребенка с пугающим объектом. В гуманистической психологии отмечается связь между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности. Отечественные психологические концепции источниками страха называют воспитание, детско-родительские отношения.
Существуют различные виды детских страхов. На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов. Для младшего школьного возраста характерны: страх опоздания в школу, страх порицания, страх сделать что-нибудь не правильно, страх несчастья. Для подросткового возраста характерными являются страх смерти родителей и страх войны. В подростковом возрасте уменьшается степень выраженности природных страхов и увеличивается число и интенсивность социальных страхов.
Детерминантами страхов на семьи являются неудовлетворенные потребности в привязанности, в понимании, в безусловной любви, а также физические наказания, дефицит позитивного общения с родителями, их тревожность, гиперопека. На уровне школы такими детерминантами являются: преобладание критики над похвалой, подчеркивание недостатков сверстниками, отсутствие общения, разлука с матерью или отцом. На этапе мезосреды детерминантами выступают негативный опыт, военные действия, наличие стихий и бедствий, просмотр фильмов с пугающим содержанием. В младшем школьном возрасте в качестве основной причины возникновения страхов выступает школьная ситуация и связанные с ней факторы. В подростковом возрасте причины появления страхов связаны с возрастно-психологическими особенностями, формированием самосознания, повышением чувствительности в сфере социальных и межличностных отношений.
Основными методами изучения страхов детей младшего школьного возраста являются: наблюдение за поведением младших школьников; метод экспертных оценок, где в качестве экспертов могут выступать педагоги и родители; проективные методики; тестирование. Наиболее распространено использование в этом возрасте проективных методик, позволяющих выявить
1. Акопян, Л. С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. С. Акопян. – Самара, 2002. – 201 с.
2. Антонова, Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. – СПб. : Свое издательство, 2015. – С. 1-5.
3. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2006. –106 с.
4. Гарбузов, В. И. Неврозы и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. – Л. : Медицина, 1977. – 492 с.
5. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
6. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107-114.
7. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : СОЮЗ, 2000. – 448 с.
8. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров. – М. : Педагогика, 1988. – 288 с.
9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.
10. Картавых, Н. А. Специфика социальных страхов в младшем школьном и подростковом возрасте / Н. А. Картавых // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 131-137.
11. Ковалевская, А. А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А. А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
12. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. – СПб. : Питер, 2003. – 160 с.
13. Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / Е. И. Кулинцова. – СПб. : Речь, 2008. – 167 с.
14. Леви, В. А. Приручение страха / В.А. Леви. – М. : Метафора, 2006. – 492 с.
15. Макадей, Л. И. Гендерные различия тревоги и страха у подростков / Л. И. Макадей // Научные проблемы гуманитарных исследования. – 2010. – № 7. – С. 152-157.
16. Николаева, С. Страх и тревога в подростковом возрасте. Нервно-психические особенности личности подростка / С. Николаева // Человеческий фактор : социальный психолог. – 2017. – № 2. – С. 380-385.
17. Панфилова, М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / М. А. Панфилова // Школьный психолог. – 1999. – № 8. – С. 10-12.
18. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.
19. Разуваева, Д. Н. Социальные страхи в подростковом возрасте / Д. Н. Разуваева // Научный форум. Сибирь. – 2016. –№ 2. – С. 28-29.
20. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 498 с.
21. Самохвалова, А.Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков / А.Г. Самохвалова // Ярославский пед. вестник. – 2016. – № 2. – С. 148-155.
22. Снегирева, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева // Обруч. – 2007. – № 5. – С. 5-6.
23. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. – М. : ЭКСМО, 2000. – 430 с
24. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М. : МГУ, 1988. – 240 с.
25. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб. : Речь, 2008. – 118 с.
26. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М. : Прогресс, 1992. – 436 с.
27. Шишова, Т. Л. Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т. Л. Шишова. – СПб. : Речь, 2007. – 104 с.
28. Щербакова, Л. В. Детские страхи : роль родителей /Л. В. Щербакова // Психолог в школе! – 2015. – № 1. – С. 36-39.
29. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М. : Эксмо-пресс, 2002 . – 54 с.
30. Шкуратова, И. П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью / И. П. Шкуратова, В. В. Ермак // Прикладная психология : достижения и перспективы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 283-299.