ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
ГЛАВА 2 СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3.2. ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СУДОПРОИЗВОДСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим качеством современного правового демократического государства является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляться деятельность от правотворческой до правоприменительной.
Важность для поддержания верховенства права является роль специализированного органа конституционного контроля как Конституционный Суд Республики Беларусь, так как данная функция для него является основной. Учреждение Конституционного Суда Республики Беларусь является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей.
Конституционный Суд Республики Беларусь защищает правовые ценности, обеспечивает верховенство Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод и содействует надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Принимая решения и формулировании правовых позиций Конституционный Суд Республики Беларусь обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс. Данное обстоятельства указывает на актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является охарактеризовать Конституционный Суд Республики Беларусь как специализированный институт конституционного контроля по защите основных прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы является действующее законодательство Республики Беларусь, которым регулируется деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.
Для реализации целей, поставленных в курсовой работе, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Рассмотреть историческое становление Конституционного Суда в Республике Беларусь;
2. Охарактеризовать состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь;
3. Рассмотреть деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных прав человека и гражданина;
Методологической основой курсовой работы являются аналитический метод, исследование научных трудов белорусских и зарубежных исследователей по данной тематике, комбинирование комплексного и целевого подходов к поставленной проблематике. При подготовке использовались научные труды и учебные пособия Венгерова А.Б., Мелехина А.В., Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В.
Правовой базой работы стали следующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 История возникновения и развития Конституционного суда Республики Беларусь
История возникновения Конституционного суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее- БССР).
При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов конституционный суд, в следствии чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации.
Невозможность создания такого органа в БССР сложено в следствии негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон учитывал и выражал интересы всех граждан и никто не мог оспорить его конституционность [1, с.56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены [2, с.78].
В 1960 году выражал мнение о конституционности СССР выражал Нудель М.А., «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [3, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
ГЛАВА 2 СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состав Конституционного суда Республики Беларусь
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь и порядок его формирования, а также критерии присущ большинству государств.
Согласно статье 19 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей, которые представлены Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь, заместителем Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь [19, ст.19].
Для функционирования Конституционного Суда Республики Беларусь, когда правомочен давать заключения и принимать решения, если в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях.
При рассмотрении дела в нескольких заседаний, должен присутствовать один и тот же состав судей, однако это не является обязательным и после начала слушания дела другие судьи могут принять участие в дальнейшем рассмотрении дела по решению Конституционного Суда Республики Беларусь. Но невозможно участие судьи, если при продолжении заседания Конституционного Суда Республики Беларусь в новом составе это нарушит установленный кворум и препятствует дальнейшему рассмотрению дела [22, с.5]. В том числе, если временное отсутствие судьи в процессе заседания Конституционного Суда Республики Беларусь повлекло нарушение установленного кворума, то слушание дела объявляется перерыв.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Компетенция Конституционного суда
Конституционный Суд Республики Беларусь имеет широкие полномочии в сфере конституционного контроля, выражающиеся в виде правоохранительной деятельности и заключается в проверке нормативно-правовых актов, которые издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Согласно статье 22 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь выражается в следующем:
1. Дает заключение (по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей), Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь):
- о законности законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь;
- о законности актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона;
- о законности постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь;
- о законности актов любого другого государственного органа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения задач, поставленных в целях настоящего курсовой работы можно сделать следующие выводы. Учреждение органа Конституционного Суда Республики Беларусь в современном государстве является важнейшим при обеспечении верховенства права и деятельность которого осуществляется на основе приоритета прав и свобод человека и гражданина и их эффективная защита.
За последние годы в Республике Беларусь осуществлены крупные конституционные реформы, сопровождавшиеся установлением и развитием специализированного конституционного контроля. Выделяют несколько этапов эволюции конституционного правосудия в Беларуси:
1. В 1989 г. согласно изменениям и дополнениям в Конституцию БССР, впервые в качестве органа конституционного контроля государственной власти предусмотрен Комитет конституционного надзора БССР;
2. Создание в 1994 году Конституционного Суда Республики Беларусь после принятия 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь и принятие Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
3. Согласно изменениям, в Конституцию в 1996 году статус Конституционного Суда изменился: на конституционном уровне он определен как орган судебной власти, осуществляющий судебный контроль за конституционностью нормативных актов в государстве;
4. Принятие 26 июня 2008 года Декрета Президента № 14 (расширивший полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь) и принятие Закона «О конституционном судопроизводстве» от 8 января 2014 года (регламентирующего вопросы судопроизводства в Конституционном Суде Республики Беларусь).
Выделены следующие полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь:
1. Конституционный контроль. Выражается в двух формах: предварительном и последующем. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. При этом проверка конституционности закона, принятого Национальным собранием Республики Беларусь, в порядке обязательного предварительного контроля не препятствует проверке конституционности закона в порядке последующего контроля после вступления его в силу;
2. Иные полномочия Конституционного Суда включают в себя: рассмотрение дел о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального Собрания Конституции Республики Беларусь; рассмотрение дел о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства; дачу официального толкования Декрета или Указа Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; изложение позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о документе иностранного государства, международной организации затрагивающего интересы Республики Беларусь принципам и нормам международного права; рассмотрение дел кроме того о проверке конституционности определенных главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики; рассмотрение дел об кроме того устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении из них коллизий и правовой неопределенности; направление ежегодного послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального Собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь своими решениями влияет на все правовые сферы и в том числе на судопроизводство как всех судов, так и в определенной сфере (гражданской, административной, уголовной). В том числе Конституционный Суд Республики Беларусь посредством своих решений и правовых позиций, выявляет конституционный правовой смысл норм законов утверждение верховенство Конституции Республики Беларусь в выработке действенного механизма обеспечения прав и свобод человека в процесс формирования национальной конституционно-правовой доктрины. В том числе формирует надлежащего правовое обеспечение государственных и общественных интересов, и защищает права и свободы граждан.
Таким образом, с созданием в Республике Беларусь Конституционного Суда было положено начало эффективному конституционному контролю, призванному обеспечить действие Конституции Республики Беларусь на всей территории государства, защиту конституционного строя, и главное прав и свобод граждан.
1. Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / под общ.ред. Д.А. Керимов, А.И. Экимов - М. 1990. – 141 с.
2. Митюков, М.А. Судебный конституционный надзор 1924-1933 гг.: учеб. пособие / М.А.Митюков. - М., 2005. – 156 с.
3. Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. - М., 1968. – 314 с.
4. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики. - текст по состоянию на 1989 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. №16: текст по состоянию на 1992 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Архив Постоянной комиссии по законодательству Верховного Совета Республики Беларусь XII созыва за 1990-1991 г. № 29.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва - Бюл. № 87: текст по состоянию на 1994 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 1992. – 134 с.
9. Конституция Республики Беларусь: текст по состоянию на 1994 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г.Штайнбергер. - Изд-е Совета Европы, 1994. – 298 с.
11. Вашкевич, А. Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республике Беларусь / А. Вашкевич. - Минск, 1992. – 256 с.
12 Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. - 1994. - № 17. - Ст. 285.
13. Мехов, С. Громко молчащий орган / С.Мехов // Фемида. - 1994. - 25 апр.
14. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь №18: текст по состоянию на 1996 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь № 1.: текст по состоянию на 1995 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ.Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2012. – 48 с.
19. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в ред. Закона от 4 января 2014 г. № 121-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20.Абрамович, А.М. Конституционная реформа: проблемы и перспективы / А. М. Абрамович // Веснiк БДУ. Сер. 3. – 1996. – №3. – С. 81–84.
21 Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 16-17 июня 2005 г. – Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С.128–130.
22. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»: Решение Конституционного
Суда Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № Р-911/2013 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=1621; – Дата доступа: 04.03.2018.
24. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие: учеб. пособие / Г.А.Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с.
25 Белоножко, И.Е. Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь / И.Е. Белоножко // Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Минск, 29–30 окт. 2010 г. – Минск: БГУ, 2011. – С.65–66.
26 Седельник, В.В. Проблемы совершенствования компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь / В.В. Седельник // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Минск: Веды, 2008. – С.102–103.
27. Миклашевич, П.П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 3–13.
28 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 января 2018 г. № Р-1120/2018 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2017 года «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2017 года «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 21 июня 2017 года «Об обеспечении права на беспрепятственную и своевременную юридическую помощь в уголовном процессе» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
32 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28 декабря 2017 года «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
33 Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 февраля 2018 года «О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.