ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКОМ ПРАВЕ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОГО ПРАВА
1.2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МОРСКОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
2.1 ПРОБЛЕМА МОРСКОГО ПИРАТСТВА
2.2 БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международное морское право относится к самым старым отраслям международного права. В древние времена возникали вопросы об использовании морского пространства. Но его кодификация была впервые реализована только в 1958 году в Женеве на первой Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилегающей зоне; об открытом море; на континентальном шельфе; о рыболовстве и защите живых ресурсов моря. Положения этих конвенций, в той мере, в какой они объявляют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться другими государствами. Стоит отметить, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву в 1958 году появились новые факторы исторического развития, в частности возникновение в начале 1960-х годов большого числа независимых развивающихся государств, требующих создания нового морского права в интересах этих государств.
Объект работы – общественные отношения, связанные с морским правом.
Предмет – морское право Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть морское право Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению, а именно: определить морское право, имплементацию его в законодательство Республики Беларусь, а также проблемы, существующие в нем.
К методам, используемым в работе следует отнести методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, формально-юридический и сравнительно-правовой.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКОМ ПРАВЕ
1.1 Общая характеристика морского права
В настоящее время проблема международного морского права заключается в том, что существует ряд стран, которые не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которая имеет основополагающее значение в системе международного морского права и имеет большое значение для поддержания международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов. Большинство из этих государств неразвиты (Афганистан, Лихтенштейн, Таиланд и т.д.), Что нельзя сказать о Соединенных Штатах, которые, в свою очередь, не ратифицировали конвенцию, но заявили, что ее нормы, за исключением тех, которые касаются нижний режим, являются общепринятыми нормами и, следовательно, обязательными для Соединенных Штатов. Принимая во внимание это обстоятельство, Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие присоединиться к ней страны, не являющиеся участниками настоящей Конвенции.
О важности морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос «Мировой океан и морское право» и принимает соответствующие резолюции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное морское право является подразделением международного права, принципы и нормы которого определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок их использования. Увеличение важности океана и его ресурсов и расширение его эксплуатационных возможностей определили активное развитие морского права. Сегодня вопросы международного морского права в Республике Беларусь приобретают новый смысл. Поскольку международное морское право является относительно молодой отраслью международного права, его нормы постоянно меняются, унифицированы и улучшаются .
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
2.1 Проблема морского пиратства
Морское пиратство как форма грабежа известно с древности. И это сопровождает человечество на протяжении всей истории.
Морское пиратство - это грабеж в море, который включает захват торговых судов для получения выкупа или продажи захваченного груза. Чаще всего ассоциируется больше с событиями средневековья, но, к сожалению, эта проблема сегодня очень актуальна. Действия сомалийских пиратов являются наиболее известными сейчас [1], но на самом деле это не единственная область их активной деятельности.
Помимо собственно пиратства, который считался прямым бандитизмом, существовало такое явление, как капионирование, а также пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны. Например, частные лица с британским патентом ограбили французские и испанские суда и наоборот. Ущерб от таких атак достаточно велик и измеряется не только денежными средствами, но, к сожалению, сотнями граждан разных государств, захваченных морскими захватчиками.
Нападения морских пиратов часто связаны с насилием и убийствами.
В настоящее время проблема международного морского пиратства угрожает международной экономической и политической стабильности.
Учитывая нынешнее состояние международного пиратства, возникает вопрос о том, какие факторы не позволяют активно бороться с этим видом грабежа. Н. В. Агеев, основанный на нормах международного права, в своей статье приводит следующий список проблем:
- отсутствие возможности оказывать помощь судам, находящимся под атакой пиратов;
- отсутствие права задержания пиратов с использованием оружия (возможно, только информирование прибрежного государства об инциденте);
- незаконная перевозка оружия, наркотиков и других ограниченных товаров, поэтому такие отгрузки скрыты и информации о нападении на такие суда не будет;
- пассивное положение прибрежных государств для предотвращения нападений пиратов со своих берегов;
- отсутствие законодательства, которое точно определяло бы положение государств в борьбе с пиратством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть морское право Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению, а именно: определить морское право, имплементацию его в законодательство Республики Беларусь, а также проблемы, существующие в нем.
По нашему мнению, реализация совокупности всех норм международного морского (особенно публичного) законодательства в законодательстве Республики Беларусь осуществляется на достаточно высоком уровне. КТМ устанавливает только общие положения, которые конкретизируются и находят свое логическое продолжение в соответствующих нормативных актах, изданных республиканским правительством.
В то же время действующее национальное морское право является «юридическим минимумом» для осуществления морской деятельности. Существует объективная потребность в дальнейшей детализации и всестороннем контроле за осуществлением международных многосторонних соглашений в области морского права, участником которых является Республика Беларусь. Похоже, что такая деятельность должна осуществляться в прямом взаимодействии с компетентными международными организациями при изучении целесообразности ратификации других многосторонних соглашений в области международного морского права.
Разумеется, морское право по своей сущности обладает определенной спецификой, которая отражается в том, что международные торговые связи образуются именно данной отраслью права, однако существует также и проблема касательно того, что морское право по своей сущности – право, не свойственное для нашего государства, и, как следствие, его правовое регулирование происходит достаточно специфическим образом, хотя и законодательным актом в виде Кодекса торгового мореплавания.
1. Лукашук И.И. Международный закон. Особенности.: 2005-511c.
2. Аметистов Е.М. Международные правовые обязательства и внутреннее уголовное законодательство / Е. М. Аметистов. - Москва: ИНИОН РАН, 1993. - 82 с.
3. Кипет, А. Развитие международного правового регулирования прав внутренних стран в международном морском праве / А. Кипет / / Там же. - 2009. - № 4. - С. 28-33.
4. Калугин В.Ю. Механизм осуществления международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. - Минск: Свеча, 2003. - 335 с.
5. Бюллетень нормативной информации / Министерство юстиции Республики Респ. Беларусь, Беларусь. по донесению Союз юристов. - Минск: Зарегистрируйтесь. - 2001. - № 19.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-З [Электронный ресурс] // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
7. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 года [Электронный ресурс] // Сборник договоров Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: . - Дата доступа: 31.03.2018.
8. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года [Электронный ресурс] // Сборник договоров Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: . - Дата доступа: 31.03.2018.
9. Международная конвенция о грузовых линиях, 1966 год [Электронный ресурс] // Сборник договоров Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: . - Дата доступа: 31.03.2018.
10. Международная конвенция о подготовке и сертификации моряков и несения вахты 1978 года [Электронный ресурс] // Сборник договоров Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: . - Дата доступа: 31.03.2018.