ВВЕДЕНИЕ
Во всех современных государствах в качестве основного, связующего элемента всей правовой системы признается демократическая конституция. Конституция — ядро правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития. В то же время следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее верховенство и непосредственный характер действия [3, с.11].
Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII веке как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
В сознании современного человека, сформировано убеждение, что государство и конституция это неразрывные понятия. Однако государство возникло значительно раньше, чем тексты конституций. В историческом плане конституция явление более молодое, чем государство. Общепризнанным является факт появления первых, как считают исследователи, конституций — в США в 1787 годе, а затем в Европе в мае 1789 годе в Польше. После этого конституции, как акты близкие по форме и содержанию к современному их пониманию, стали появляться и в других государствах [4, с.10].
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение основных трех задач:
- учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
- определение основ правового статуса граждан государства;
- определение взаимоотношений между государством и гражданами и политический режим.
Объектом исследования является Конституция Республики Беларусь как основной закон Республики Беларусь.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты и теоретические положения в различных научных источниках.
Цель курсового исследования: изучение понятие Конституции Республики Беларусь ее сущности и функций.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- раскрыть сущность и содержание понятия конституции;
- определить функции Конституции в Республике Беларусь.
При проведении исследования был использован комплекс общенаучных и частных методов, включая системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой, логический, межотраслевой и другие методы познавательной деятельности.
Для написания работы использовались нормативные акты Республики Беларусь, научно-практические комментарии к нормативным актам, научная литература.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С целью определения сущности конституции необходимо исследовать все обстоятельства и предпосылки её создания. Основной причиной создания основного закона Союза Советских Социалистических Республик выступало само по себе возникновение данного государства. Стоит отметить, что необязательно при создании государства наличие конституции, но существование конституции без государства мыслимо лишь в виде проектов или каких-то доктринальных разработок. Государство может обойтись без конституции, но ее наличие, несомненно, укрепляет государственный строй и является совокупностью основных начал построения государства [16, с.24].
В конце 80-х начале 90-х годов 20 века усилилось движение за национальный суверенитет Беларуси, каждая из республик СССР стремилась получить суверенитет (первыми это сделали прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония).
27.07.1990 Верховный Совет БССР принял Декларацию «О государственном суверенитете». Данная декларация состояла из преамбулы и 12 статей, в которых устанавливалось, что Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.
Данная декларация решила вопрос o власти, закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. Закреплялись демократические принципы в части, что лишь насильственные действия против национальной государственности могут преследоваться по закону [20, c. 88].
Стремление к обретению государственного суверенитета, созданию условий для достойного и свободного развития личности означало, что именно на конституции республики должно строиться система правового регулирования. Это усиливало ее значение, изменяло функции основного закона. Конституция 1978 года этим требованиям не отвечала, так как была идеoлoгизирoвана, не обеспечивала свободное развитие личности, ставила в неравное положение государство и гражданина, в ней отсутствовали важные принципы, характерные для существования правового демократического государства (например, разделение властей, приоритет общепризнанных принципов международного права и другое).
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Функции конституции – это выражение существенных и главных черт права конкретного общества на установленном этапе его развития. С целью выявления функций конституции необходимо учитывать тесную взаимосвязь с общественным назначением и сущностью права, как регулирование и закрепление общественных отношений, обеспечение надлежащей охраны и защиты. В данном понятии и проявляется важнейшая общесоциальная функция конституции.
Каргина К.В. трактует общесоциальную функцию конституции которая в основном юридическом документе имеет большую социальную значимость выраженную в общественной потребности. Является выражением важнейших социальных нужд общества и его отдельных граждан [7, с. 51].
Стоить отметить, что сущность конституции выражается в общественном компромиссе и достижением согласия при принятии различными общественными и политическими силами решений по пределам вмешательства государства в жизнь общества и граждан.
Под функциями конституции Авакъян С.А. понимает различные проявления в виде назначений и являются отражением политики, жизни в обществе и индивидов, а также задач поставленных перед государством и государственными органами [14, с.106].
Выделяют следующие основные функции конституции:
1. Юридическая функция;
Заключается в обличии конституции как главного источника национальной правовой системы и установленные в ней нормы обладают высшей юридической силой и предполагают основу системы правового регулирования государства [4, с.15]. Конституция является исходным началом для всего законодательства.
Юридическая функция обладает следующими свойствами:
- правоустанавливающая;
Выражается в закреплении в конституции основных прав и свобод, которым должны соответствовать все органы государственной власти и иные субъекты.
- охранительная;
Конституция обладает нормами, которые направлены на защиту конституционного строя, прав и свобод человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении представляется целесообразно систематизировать основные выводы, сформулированные в ходе изучения темы курсовой работы.
Конституция является основанием и связующим элементом всей правовой системы в современных демократических государствах. Вокруг конституции развивается все законодательство и обладает верховенством над иными нормативно-правовыми актами.
При принятии Конституции Республики Беларусь 1994 года закреплялись такие положения как:
- единственным источником государственной власти является народ;
- осуществление государственной власти возможно непосредственно или через представительные органы;
- высшей задачей органов государственной власти и управления является обеспечение прав и свобод граждан;
- принцип верховенство конституции и закона;
- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
-политический плюрализм.
Конституция – это компромисс между силами, ведущими политическую борьбу и реализованной воли народа. При исследовании в курсовой работе установлено, что конституция развивается вместе с обществом и сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, и определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание и основы государственного устройство.
Функции конституции – это выражение существенных и главных черт права конкретного общества на установленном этапе его развития.
Конституции Республики Беларусь свойственны все основные функции присущие конституциям в современном обществе, а именно:
1. Юридическая функция. Заключается в обличии конституции как главного источника национальной правовой системы и установленные в ней нормы обладают высшей юридической силой и предполагают основу системы правового регулирования государства;
2. Учредительная функция. Воплощается в установлении и юридическом оформлении наиболее главных институтов государственной власти и общества;
3. Политическая функция. Выражается в том, что конституция есть политический документ оказывающий воздействие на политический процесс и политические отношения;
4. Идеологическая функция. Выражается в обстоятельстве, что конституция является философией государственной власти, отражая особые взгляды;
5. Информационная функция. Конституция является источником юридически важной информации, то есть связи с возникновением необходимости соблюдения подзаконных актов конституции реализуется более точное толкование установленных норм;
6. Организаторская функция. Заключается в постановке новых задач перед обществом и государством, в том числе стимулирует активность и координирует государственные органы и общественные объединения, всех граждан на установки закрепленные в конституции;
7. Внешнеполитическая функция. Конституция устанавливает основы по организации государственной власти, основы по взаимоотношении государства и личности, и устанавливает принципы функционирования политической системы.
При исследовании в курсовой работе установлено, что каждая из вышеуказанных функций присуща Конституции Республики Беларусь и имеют полное отражение к ней.
1. Арановский, А.В. Государственное право зарубежных стран: учеб.пособие / А.В.Арановский. – М.: «Инфра-М», 1998. – 333 с.
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб.пособие / М.В. Баглай. - М., 1998. – 287 с.
3. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // Вестн. молодежного науч. о-ва. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
4. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // Юридический журнал. - 2005.-N 1.-С.10-15.
5. Василевич, Г.А. Проекты Конституций, предложенные на референдум 1996 г. // Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь.- Минск: Право и экономика, 2001. – С. 32-37
6. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. - 1997 - № 10.- С.77.
7. Каргин, К.В. Юридические документы: учеб. пособие / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
8. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. пособие / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
9. Козлов, А.Е. Конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2009. – 97 с.
11. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 200 с.
12. Кутафина, О.Е. Государственное право Российской Федерации: учеб.пособие / О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
13. Лассаль, Ф. О. Сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
14. Лейбо, Ю.И. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004. – 165 с.
15. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД “Зерцало-М”, 2001. – 528 с.
16. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.
17. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле (Новополоцк, 18-19 мая 2012 г.) : в 2-х т. Т.1 / Полоцкий государственный университет; редкол.: А.Н. Пугачев (отв. ред.) др. - Новополоцк : ПГУ, 2012. - С. 134-138.
18. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. - 2012. — № 6. — С. 97—106.
19. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
20. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996. – 187 с.