Введение
Глава 1 Отличительные черты и типы внеурочных форм занятий
Глава 2 Малые формы занятий внеурочного типа
2.1 Отличительные черты малых форм занятий
2.2 Разновидности малых форм занятий
Глава 3 Крупные формы занятий неурочного типа
3.1 Отличительные черты крупных форм занятий
3.2 Разновидности крупных форм занятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28с., 3 рис., 24 источников, 5 прил.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Объект исследования – формы занятий в системе физического воспитания.
Предмет исследования – неурочные формы занятий в физическом воспитании.
Цель работы – систематизировать формы проведения неурочных форм занятий в системе физического воспитания.
Методы исследования:. всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
Элементы научной новизны: систематизированы теоретические, методические и законодательные источники по вопросам организации неурочных форм занятий физической культурой.
Область возможного практического применения: на основании проведенных теоретико-методических обобщений можно строить систему внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей и молодежи учреждения образования.
Технико-экономическая, социальная и экологическая значимость: применение данных материалов можно положить в основу разработки плана внеурочной деятельности в направлении физического воспитания, популяризации спорта и здорового образа жизни среди детей и молодежи; более полно реализовывать концепцию стратегических образовательных программ подрастающего поколения в части физического воспитания.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно отображает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Система физического воспитания строится на осознании того, что в процессе индивидуального развития человеческий организм проходит определенные стадии развития, в которые он становится более восприимчив к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
На настоящем этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения в результате чего совершенствуется Концепция физического развития в государственном масштабе, в частности и в дошкольных учреждениях. На первый план выходит проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического в частности. Ориентир выставлен на мотивацию и формирование здорового образа жизни начиная с детского возраста, осознания потребности в двигательной активности и ведении здорового образа жизни.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
Объект курсовой работы – формы занятий в системе физического воспитания.
Предмет курсовой работы – неурочные формы занятий в физическом воспитании.
Целью курсовой работы является систематизация форм проведения неурочных форм занятий в системе физического воспитания.
Для реализации поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы реализовать следующие задания:
- описать типичные черты и типы внеурочных форм занятий;
- изучить особенности и формы проведения малых внеурочных форм занятий;
- изучить особенности и формы проведения крупных внеурочных форм занятий.
В ходе выполнения исследования применялись следующие методы: всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
Область возможного практического применения: на основании проведенных теоретико-методических обобщений можно строить систему внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей и молодежи учреждения образования.
Технико-экономическая, социальная и экологическая значимость: применение данных материалов можно положить в основу разработки плана внеурочной деятельности в направлении физического воспитания, популяризации спорта и здорового образа жизни среди детей и молодежи; более полно реализовывать концепцию стратегических образовательных программ подрастающего поколения в части физического воспитания.
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
Построение занятий не может быть однозначным, одинаково пригодным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи с чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы -- урочные и неурочные (рисунок 1.2) [21, 143].
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта [5, 88].
Неурочные формы -- это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; [21, 144].
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОГО ТИПА
2.1 Отличительные черты малых форм занятий
Как было отмечено в предыдущем параграфе, внеурочные формы занятий носят скорее воспитательный, чем образовательный характер. Малые формы внеурочных занятий направлены на оздоровление, смену вида деятельности, возобновление работоспособности.
В младшем школьном возрасте они приносят детям смену рода занятий, расслабление, снятие излишнего напряжения от умственной деятельности, приносят элемент так любимой и привычной для детей игры.
В старшем возрасте утренняя гимнастика, производственная гимнастика, привычка делать физические упражнения между интервалами однотипных производственных или учебных действий говорят о высоком уровне производственной и физической культуры. Человек, делающий гимнастику и совершающий пробежки, как правило, с высокой степенью осознанности относится к своему здоровью.
Основной отличительной чертой малых форм занятий можно считать относительно узкую направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий, а также:
-умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика);
-текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы);
-поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).
Особенностями малых форм внеурочных занятий физической культурой является:
- краткосрочность позволяет реализовывать их в любые незначительные интервалы времени без отклонения от учебного или производственного процесса (длительность физкультминутки занимает от 3 минут до 20-30 минут утренней гимнастики или пробежки);
- легкость в организации выражается в том, что упражнения подбираются простые, не требующие существенного понимания и отработки техники (или знакомые по урокам физической культуры) осуществляются самостоятельно или под руководством организатора (воспитателя, учителя) не имеющего специального спортивного образования.
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ НЕУРОЧНОГО ТИПА
3.1 Отличительные черты крупных форм занятий
Крупные формы занятий в связи с названием предполагают значительную продолжительность, варьирование нагрузок, а также выделение структуры занятия и его значительную организационную составляющую.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
- самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
- занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
Выделяют самостоятельным блоком соревновательные формы внеурочных занятий физической культурой. Однако при классификации по масштабности и степени подготовки они относятся к крупным формам занятий и включают в себя:
-собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
-соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
Занятия крупных форм:
-продолжительные по времени,
-решают задачи тренировочного характера,
-оздоровительно-реабилитационного характера,
-рекреационного характера.
Особенностью самостоятельных форм занятий физической культурой является определенная базовая подготовка занимающегося, поскольку при длительных систематических занятиях для достижения определенного результата важна правильная техника выполнения упражнения.
От техники выполнения упражнения напрямую зависит результат выполнения упражнения, соответствие результативности затраченных сил к полученному результату.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать выводы:
1. Неурочные формы занятий прежде всего ориентированы на широкую аудиторию не только детей и молодежи, а всех возрастных категорий. Вторым основным признаком является высокий уровень мотивации, самодисциплины, самоконтроля. Привлечение широких масс к занятиям физической активностью в форме внеурочных занятий физической культурой задача общегосударственного масштаба, поскольку это причина и следствие привития потребности в активном образе жизни, форма социально активного поведения и семейного досуга, если привлечь участников семьями. Неурочные формы более эффективно решают задачи именно воспитательного характера.
Внеурочные формы занятий носят скорее воспитательный, чем образовательный характер. Малые формы внеурочных занятий направлены на оздоровление, смену вида деятельности, возобновление работоспособности. В младшем школьном возрасте они приносят детям смену рода занятий, расслабление, снятие излишнего напряжения от умственной деятельности, приносят элемент так любимой и привычной для детей игры. В старшем возрасте утренняя гимнастика, производственная гимнастика, привычка делать физические упражнения между интервалами однотипных производственных или учебных действий говорят о высоком уровне производственной и физической культуры. Человек, делающий гимнастику и совершающий пробежки, как правило, с высокой степенью осознанности относится к своему здоровью.
2. К малым формам внеурочных занятий физической культурой относятся такие как, физкультминутка, физкультпауза, гигиеническая утренняя гимнастика, оздоровительный бег и другие. Основная характеристика и отличительная черта малых форм занятий т крупных это незначительность физической нагрузки и непродолжительность. Все остальные особенности логически вытекают из двух первых это и отсутствие четкой структуры, дополнительного инвентаря, специальной подготовки, легкость в организации. Задачами, которые решают малые формы внеурочных занятий являются оптимизация режима труда и отдыха, повышения тонуса организма, переключение и смена вида деятельности, повышение уровня тренированности для последующих упражнений.
Организация и проведение малых форм занятий, несмотря на их краткосрочность должна быть должным образом подготовлена со стороны педагога организатора или самостоятельно занимающимся. В комплексы утренней гимнастики могут входить упражнения для различных групп мышц. В настоящее время актуальны такие направления как йога, пилатес, стрейчинг. В зависимости от предпочтений человек может выбрать для себя, что его более гармонично настроит на рабочий день. Комплексы физических упражнений для утренней гимнастики можно найти в сети интернет, в телепрограммах и других мультимедийных и литературных источниках. При выборе упражнений для физкульт- минутки или паузы нужно рассматривать возможности учеников, их возрастной состав. Для младших школьников можно включать игровые элементы. Для старших максимально интересно подбирать упражнений, рассказывать, на что они направлены, для мотивации, поскольку все известно, что подростки не всегда активны на уроках физической культуры, а также зажаты и стеснительны. Комплекс упражнений должен быть подобран так, чтобы достаточно было пространства для его выполнения в условиях учебного или рабочего места. Данные упражнения на производстве должны также учитывать особенности труда и профессиональной деформации. Он должен быть посилен для каждого из занимающихся.
3. Особенность организации крупных форм внеурочных занятий физической культурой состоит в самом процессе организации, который должен отражать целевую составляющую с учетом особенности подготовки и состава аудитории на мероприятии, организационные моменты (правила, инструктажи, проверку готовности к занятию), бытовые моменты и регламентацию проведения занятия (плановые и разрешительные документы, если необходимо). Организация крупных форм занятий в зависимости от масштаба может проводится несколькими организаторами.
Организация неурочных занятий имеет свою специфику, которую обязательно необходимо учитывать, как занимающимся, так и организаторам. Как говорилось выше, большая часть воздействия носит воспитательный и мотивационный характер, однако, обязательно необходимо проводить образовательные и инструкционные моменты, которые позволят избежать травм и опасных ситуаций при самостоятельных занятиях спортом. Таким образом, перечисление особенностей внеурочных форм занятий делается с целью их учета с последующим устранением негативных эффектов и увеличения позитивного воздействия на организм, развитие физических качеств, общий жизненный тонус занимающихся.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234 с
2. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / БР. Голощапов. - М., 2001. - С. 292-293
4. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261 с
5. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с
6. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314 с
7. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с
8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 321 с
9. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173 с
10. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241 с
11. Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527 с
12. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / ВН. Кряж, Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский. - Мн., 2001. - 52 с
13. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 1999. - 288 с
14. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274 с
15. Кряж, В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся / В.Н. Кряж. - Мн., 1998. - 16 с
16. Михаленя, В.М. Физическое воспитание студентов/ Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267 с
17. Кошман, М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-120
18. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 11-17
19. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127 с
20. Кряж, В.Н. Концепция учебного предмета «Физическая культура» в начальной и базовой школе / В.Н. Кряж. - Мн., 2003. - 16 с
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с
22. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107 с
23. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж // Физкультура и здоровье. - 2010. - № 4 (21). - С. 3-24
24. Кряж В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж, В.С. Овчаров. - Мн., 1999. - 35 с