ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
2.1 РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ
2.2 ТАМОЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3 СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
3.1 СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕАЭС
3.2 СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Переход экономики к рыночным отношениям, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, усиление мер по обеспечению национальной и личной безопасности граждан, внедрение современных глобальных информационных технологий, формирование международных нормативно-правовых договоров, а также международные организации потребовали радикальной реформы всей системы таможенных отношений.
Эти структурные изменения претерпели структурные, экономические и правовые аспекты осуществления таможенной деятельности.
Актуальность работы состоит в том, что таможенные отношения на данный момент претерпевают серьезные изменения и анализ таких изменений сейчас – возможность актуализировать знания по данному вопросу.
Объект работы – общественные отношения, связанные с таможенным регулированием.
Предмет – таможенные отношения.
Цель работы – рассмотреть таможенные отношения в их сущности.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению: рассмотреть сущность таможенных отношений; определить особенности таможенных отношений; проанализировать развитие таможенного сотрудничества государств; определить таможенные отношения в области тарифного регулирования; рассмотреть сотрудничество в рамках ЕАЭС, а также СНГ.
В работе использовались такие методы, как: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы представляет собой введение, три главы, которые делятся на разделы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Сущность таможенных отношений
Для того, чтобы рассматривать сущность таможенных отношений, следует изначально определить историю становления таможни в Республике Беларусь.
Развитие таможни в Беларуси неразрывно связано с историей становления ее государственности в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). В июне 1918 года в Советской России было создано Главное управление таможенного контроля Народного комиссариата торговли и промышленности для обеспечения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность в период военного коммунизма. 22 февраля 1922 года создание Таможенно-тарифного комитета Народного комиссариата внешней торговли стало началом формирования многоступенчатой системы таможенного администрирования в СССР.
В послевоенный период советская таможенная система преобразовывалась медленно. Важным новшеством того времени было установление формы пассажирской таможенной декларации в условиях жестких мер по ограничению доступа иностранных товаров, ввозимых по частному заказу.
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, а через год, 20 сентября 1991 года, преобразовал Государственный таможенный комитет СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. 1 июля 1993 года вступил в силу первый Белорусский таможенный кодекс, и одновременно был принят Закон «О таможенном тарифе». Таможенное законодательство Республики Беларусь начало развиваться в соответствии с гармонизацией и унификацией с международными нормами и стандартами. Страна стала активно участвовать в международном сотрудничестве в таможенной сфере, а в 1993 году стала членом Совета таможенного сотрудничества (далее Всемирная таможенная организация).
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
2.1 Развитие таможенного сотрудничества государств
Экономическая деятельность, развитие экономических связей через внешнюю торговлю товарами и услугами посредством таможенного объединения имеют первостепенное значение для сотрудничества государств в рамках ООН. При осуществлении решений ООН участвуют такие органы экономической интеграции, как ЕЭК ООН и ЮНКТАД.
ЕЭК ООН была создана в 1947 году и до сих пор является единственным постоянным органом многостороннего экономического сотрудничества между государствами Европы. В комиссию входят 35 европейских стран, а также Соединенные Штаты и Канада. Комиссия сформировала 15 основных органов, среди которых по транспортным вопросам Комитет по внутреннему транспорту (МТЦ). В состав Комитета входят рабочие группы по различным видам транспорта, а также группа экспертов по таможенным вопросам. В ходе своей деятельности эта группа принимала участие в разработке 13 международных конвенций и других международных договорных документов. Среди них Таможенная конвенция о международной перевозке грузов по книжке МДП 1959 и 1975 годов, к которой присоединилась Республика Беларусь, успешно реализующая положения Конвенции в национальной таможенной практике.
В 1981 году ИТЦ ЕЭК ООН подготовил глоссарий международных таможенных условий, который объединяет таможенную терминологию и определения таможенных формальностей для европейских стран.
Группа таможенных экспертов занимается анализом таможенных конвенций и соглашений, которые вступили в силу с целью их единообразного толкования и унификации определенных положений, норм и правил в области таможенного дела.
ГЛАВА 3 СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
3.1 Сотрудничество в рамках ЕАЭС
Переход к новому интегрированному образованию с 1 января 2015 года принципиально не изменит качество торговли между странами-участницами, но это подтолкнет производство к модернизации отрасли в целом, созданию совместных и национальных производств и обеспечению соответствующих условий. Соглашение о ЕАЭС было подписано президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в Астане. Помимо трех государств, Республика Армения и Кыргызстан также стали членами Союза.
ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ей государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равенства и с учетом национальных интересов сторон; основанной на соблюдении принципов рыночной экономики и честной конкуренции .
Основным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет, в который входят главы государств-членов. Встречи такого совета проводятся не реже одного раза в год. Структура органов ЕАЭС также формируется Межправительственным советом на уровне глав правительств, Евразийской экономической комиссии и Союзного суда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть таможенные отношения в их сущности.
Цель образует задачи, которые было необходимо выполнить в ходе исследования: рассмотреть сущность таможенных отношений; определить особенности таможенных отношений; проанализировать развитие таможенного сотрудничества государств; определить таможенные отношения в области тарифного регулирования; рассмотреть сотрудничество в рамках ЕАЭС, а также СНГ.
Из проведенного исследования следует сделать следующий вывод:
Разумеется, сотрудничество в таможенной сфере между государствами позволяет им осуществлять совместно как правовое регулирование данных отношений, так и совместную борьбу с правонарушениями в рассматриваемой области. Именно по этой причине сотрудничество как в рамках ЕАЭС, как достаточно молодой, но активно развивающейся международной организации, так и в рамках СНГ только способствует улучшению состояния таможенных правоотношений между государствами.
Стоит также отметить, что несмотря на то, что Республика Беларусь принимает активное участие в международном сотрудничестве, число государств, с которыми она ведет внешнеэкономические связи, значительно превышает число государств, с которыми достигнуто соглашение о сотрудничестве в таможенных отношениях.
Кроме того, актуальной задачей таможенных органов остается совершенствование правовой базы международного таможенного сотрудничества, в том числе с таможенными органами государств, с которыми Республика Беларусь имеет общую границу. При заключении международного соглашения необходимо исходить из политических и экономических интересов государства, объема товарооборота, а также грузовых и пассажирских потоков между государствами, уровня правонарушений в таможенной сфере.
1. Соглашение о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года вступает в силу с 1 января 2018 года // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
2. Алейников С.А. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь. Меры экономической политики: метод. пособие / С. А. Алейников. - Минск: Белтаможсервис, 2004. - 233 с.
3. Буваева Н.Е. Международное таможенное право / Н.Е. Буваева. - М., 2013. - С. 376.
4. Дробот.Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела / Е.В. Дробот, Е.В. Синельников // Экономические отношения. - 2013. - № 2 (6).
5. Жук, С. П. Все о таможенном регулировании в Республике Беларусь: метод. пособие / С.П. Жук. - Минск: Белтаможсервис, 2004. - 83 с.
6. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Под ред. Акад. Е.Н. Крылатого, проф. В.З. Маслоева - М: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
7. Свинухов В.Г. Таможенное и тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. пособие / В. Г. Свинухов. - Москва: Экономист, 2004. - 155 с.
8. Таможня: учебник. пособие / ред. ТВ Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2006. - 159 с.
9. Турбан, Г. В. Экономика и управление внешней торговлей: учебник. пособие / Г. В. Турбан. - Минск: БГЭУ, 2007. - 319 с.
10. Ушачев И.Г. Внутренние и внешние аспекты конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в условиях региональной интеграции и глобализации / И.Г. Ушачев. Москва: ГНУ ВНИИШ, 2013.
11. Узун В.Я. Формирование и регулирование общего аграрного рынка Евразийского экономического союза // АПК: экономика и управление. 2015. № 3.